122,2K подписчиков

У Роскосмоса есть план восстановления своего доминирующего положения на мировом рынке космических запусков

3,9K прочитали

Последнее десятилетие для российской ракетно-космической отрасли, довольно долго лидировавшей в мире, было откровенно непростым. Ракета-носитель «Протон», которая долго время была рабочей лошадкой страны, столкнулась вы итоге с проблемами надёжности, снята с производства и скоро будет выведена из эксплуатации.

В то же самое время РН следующего поколения «Ангара» с момента первого запуска 10 лет назад по-прежнему летает с макетами полезной нагрузки. «Протонов», которые она должна заменить, при текущем темпе запусков осталось ещё лет на 5. То есть по-хорошему к тому моменту было бы неплохо ввести в эксплуатацию РН уже следующего поколения.

Последнее десятилетие для российской ракетно-космической отрасли, довольно долго лидировавшей в мире, было откровенно непростым.

Всегда надёжный пилотируемый корабль «Союз» практически полностью потерял доступ к прибыльным западным рынкам. Собственно, во всём этом и кроется главная фундаментальная проблема нашей ракетно-космической отрасли — она продолжает полагаться на технологии десятилетней давности во времена серьёзных инноваций в индустрии.

То, что работало на рубеже веков для реализации коммерческих запусков, больше не работает в условиях растущей конкуренции со стороны SpaceX, а также других игроков в Индии и Китае.

В течение первого квартала этого года Россия осуществила в общей сложности пять запусков. Только SpaceX запустила 32 ракеты. Китай осуществил почти в три раза больше запусков, чем Россия. Однако Юрий Борисов в недавнем интервью рассказал, что у России есть план по возвращению той доминирующей позиции, которую она когда-то занимала в мировой индустрии запусков.

Последнее десятилетие для российской ракетно-космической отрасли, довольно долго лидировавшей в мире, было откровенно непростым.-2

Первым шагом, по словам Борисова, является разработка частично многоразовой замены РН «Союз»: «Амур-СПГ». Про эту РН мы уже много раз слышали и знаем, но Борисов рассказал о проекте некоего сверхлёгкого носителя, работа над которым ведётся уже «два-три года в стартаповском режиме». Вообще, если речь про РН «Иркут», то её первый запуск обещали в текущем году.

Подробностей особых нет, кроме того, что в этой РН предусмотрена многоразовость, а летать она будет на сжиженном природном газе, так как это топливо 

«...имеет лучшие характеристики для полётов возвращаемой ступени, и цикл подготовки значительно ниже, чем, скажем, у ракет, которые используют классические компоненты ракетного топлива.»

Борисов заявил, что работа не афишировалась, так как этот носитель достаточно инновационный по своим конструкторским, технологическим решениям, ведь при его разработке используются новые сплавы и композиционные материалы.

«Испытания экспериментальных ступеней будущего носителя прошли, в принципе, успешно, что доказывает правильность конструкторских решений.»

В условиях, когда все интересующиеся ждут новостей о перспективах развития отечественной ракетно-космической отрасли, довольно странно разыгрывать карту секретности.

Собственно, никто так уже и не делает. Да и что там может быть такого иннновационного, что не делают SpaceX и китайцы, которые открыто проводят испытания своих новых РН?

Последнее десятилетие для российской ракетно-космической отрасли, довольно долго лидировавшей в мире, было откровенно непростым.-3

Как итог, Борисов надеется, что «где-то на рубеже 2028-2029 годов мы обновим парк ракет-носителей и сумеем восстановить свои позиции на мировом рынке пусковых услуг». Хотелось бы верить.

Что там по «Амуру»?

Про эту РН говорится уже довольно давно. Думаю, все понимают на какую РН, о невозможности запуска которой говорили все официальные представители Роскосмоса в самом начале, она похожа.

Последнее десятилетие для российской ракетно-космической отрасли, довольно долго лидировавшей в мире, было откровенно непростым.-4

Предполагалось, что РН «Амур» обеспечит вывод примерно половины от выводимой Falcon 9 полезной нагрузки за треть цены, а первый запуск ожидался в 2026 году. В таком случае Россия действительно снова ворвался бы на рынок коммерческих запусков, но теперь Борисов говорит о первом запуске «Амура» не ранее 2028 или 2029 годов. Это уже не так перспективно, особенно, учитывая, что гражданское направление отечественной ракетно-космической отрасли сейчас переживает не лучшие времена.

Сверхтяжёлая ракета-носитель

Последнее десятилетие для российской ракетно-космической отрасли, довольно долго лидировавшей в мире, было откровенно непростым.-5

Вообще, история здесь примерно такая же, как и с Falcon 9. До последнего момента многие российские официальные лица скептически относились к разработке SpaceX ракеты-носителя Starship. В пример частенько приводили советскую Н-1, первая ступень которой была оснащена 30 двигателями (у Starship их 33).

Теперь же риторика стала более размеренной. Так, Борисов в интервью заявил:

«Я думаю, что в сверхтяжёлом носителе Н-1 Сергей Павлович в какой-то степени перешагнул технологические возможности того времени. То есть идеи, заложенные в конструкцию этой ракеты, не были поддержаны соответствующими системами управления, без которых нельзя было обеспечить синхронную работу всех двигателей. И поэтому этот проект потерпел фиаско.»

Тем не менее, по словам Борисова, если работа над РН «Амур-СПГ» окажется удачной, он надеется, что мы сможем тиражировать её и использовать конструкторские решения, заложенные в этой ракете, уже для сверхтяжёлого носителя.

«Так что мы движемся именно по тому пути, который в своё время Сергей Павлович начертал.»

В целом, сложно что-то добавить или противопоставить словам Юрия Борисова, но есть, как говорится, пара нюансов. Чтобы ворваться в рынок коммерческих космических запусков, надо иметь доступ к этому рынку, ну а планы по созданию сверхтяжёлой РН всё-таки сейчас выглядят скорее фантастическими.

Как считаете?

Чтобы не пропускать такие дискуссии, подписывайтесь на канал, а также на канал в Telegram.