3,2K подписчиков

Добро пожаловать в реальный мир. Как «Матрица» проложила путь к MCU

25 лет назад мы увидели, насколько глубока кроличья нора. Без этого путешествия у нас, возможно, не было бы самой крупной франшизы на планете. В 1999 году «Матрица» появилась практически без каких-либо ожиданий и почти сразу стала одним из определяющих научно-фантастических фильмов поколения. Несмотря ни на что, его влияние затмило другой крупный научно-фантастический блокбастер 1999 года, «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза», и положило начало франшизе, которая на пике своего развития соперничала с фэндомом «Звездных войн». Этот фильм до сих пор остается на высоте; по сей день это смелая, дальновидная работа, которая вызывает как любовь к аниме, так и к эффектно созданному боевику.

25 лет назад мы увидели, насколько глубока кроличья нора. Без этого путешествия у нас, возможно, не было бы самой крупной франшизы на планете.

Ее влияние на жанры боевиков и научной фантастики в 21 веке широко освещалось, но, возможно, «Матрица» оказала наибольшее влияние на то, что впоследствии стало определяющим жанром 2000-х годов — фильмы о супергероях .

Несмотря на то, что фильмы по комиксам и раньше имели такие хиты, как «Супермен» 1978 года и «Бэтмен» Тима Бертона 1989 года, к 90-м годам, казалось, что руководящим принципом студии было относиться к жанру, основанному на диковинных по своей сути идеях, полностью как к мультфильму с живыми актерами в кино. Стоимость эмоционального участия.

На бумаге у «Матрицы» также была идея, которая казалась по своей сути диковинной. Сюжет, открыто вдохновленный аниме, таким как «Призрак в доспехах», историческими мифами и философскими дилеммами, такими как «Аллегория пещеры» Платона, казался слишком диким, чтобы сработать. И все же, что заставило «Матрицу» так сильно резонировать с аудиторией, так это то, что она относилась к своей теме совершенно серьезно, никогда не доводя до самопародии, но она поддерживала зрителя эмоционально обоснованным и интеллектуально вовлеченным в фильм.

25 лет назад мы увидели, насколько глубока кроличья нора. Без этого путешествия у нас, возможно, не было бы самой крупной франшизы на планете.-2

Не случайно, что через год после выхода «Матрицы» первые «Люди Икс» появились в кинотеатрах и положили начало золотому веку фильмов о супергероях. «Люди Икс» добились огромного коммерческого успеха по нескольким причинам, по тем же причинам, что и «Матрица»: она относилась к своим зрителям с уважением, использовала, казалось бы, мультяшную предпосылку для исследования вдумчивых тем о предрассудках.

Помогает то, что «Матрица» структурирована, как и все лучшие истории о происхождении супергероев. Нео (Киану Ривз в одном из своих лучших выступлений), которого считают «Единственным», кто положит конец войне машин и людей, узнает, что в своей моделируемой реальности (известной как Матрица) он обладает силами, способными подчинить законы природы своей волей. Большая часть драматической линии фильма включает в себя его обучение, использованию этих способностей, взятию полного контроля над ними в кульминации, и мы видели, как подобные сюжеты разыгрывались в следующем десятилетии в таких фильмах, как «Человек-паук» 2002 года и «Капитан Америка: Первый мститель» 2011 года. Если бы «Матрица» не усовершенствовала этот шаблон, эти более поздние фильмы о супергероях, возможно, не оказались бы такими определяющими, как они.

«Матрица» включает в себя революционный экшен и расширенные вселенные

25 лет назад мы увидели, насколько глубока кроличья нора. Без этого путешествия у нас, возможно, не было бы самой крупной франшизы на планете.-3

Много было написано о том, как «Матрица» перевернула подход киноиндустрии к боевым действиям. В 80-е и 90-е годы наиболее узнаваемыми признаками чистого голливудского боевика были либо частые перестрелки (большинство фильмов Шварценеггера), либо автомобильные погони («Скорость»). «Матрица», с другой стороны, почти полностью сосредоточилась на рукопашном бою и каскадерской работе; Семья Вачовски, как известно, черпала вдохновение из восточноазиатских боевиков и привлекла к работе известного гонконгского хореографа боевых искусств Юэня Ву-пина.

Даже сегодня все еще ощущается волновой эффект, который «Матрица» оказала на жанр боевиков; Другая недавняя франшиза боевиков Киану Ривза, «Джон Уик», также уделяет большое внимание физическим движениям и хореографии. Тем не менее, упор на рукопашный бой оказался неоценимым для «Человека-паука» 2002 года, подходящего для главного героя, столь узнаваемого благодаря своей ловкости. В этом фильме также использовалось, как и в «Матрице», обширное замедленное движения в боевых сценах. Без этих вещей мы, возможно, никогда бы не получили некоторые из самых знаковых боевиков MCU, такие как драка в лифте «Зимнего солдата» или битва в аэропорту в «Гражданской войне».

Однако самым коварным способом, которым «Матрица» проложила путь для MCU, было использование постороннего материала, поскольку в последнее десятилетие в Голливуде доминировали расширенные вселенные. Поскольку фильм стал сенсацией в поп-культуре, фанатам захотелось узнать больше о мире, созданном Вачовски, что позволило франшизе распространиться на аниме, комиксы и видеоигры. Решающим был тот факт, что почти все эти побочные истории считались каноническими, поскольку Вачовски помогали их писать, и они легко вписывались в одновременно выпущенные сиквелы фильмов «Перезагрузка» и «Революция» .

Enter the Matrix — видеоигра 2003 года, выпущенная за день до «Матрицы: Перезагрузка», и ее сюжет разворачивался одновременно с сюжетом этого фильма, фокусируясь на второстепенном персонаже Ниобе (Джада Пинкетт Смит). MMORPG 2005 года, The Matrix Online, последовала непосредственно за завершением третьей части Матрицы и помогла прояснить несколько давних вопросов, которые у фанатов были. Возможно, тогда это не было очевидным, но «Матрица» все еще открывала новые горизонты, рассказывая масштабную, всеобъемлющую историю в разных средах. Три года спустя «Железный человек» запустил франшизу, став самым известным примером расширенной вселенной в кино.

«Матрица» — классика, которая до сих пор пользуется огромным влиянием

25 лет назад мы увидели, насколько глубока кроличья нора. Без этого путешествия у нас, возможно, не было бы самой крупной франшизы на планете.-4

На пике своей популярности «Матрица» стала не чем иным, как переломным моментом для боевиков и научной фантастики. Практически все последующие работы в этих жанрах сравнивались с достижениями «Матрицы», и все же, возможно, самое большое влияние картина действительно окажет на фильмы о супергероях.

По внешнему виду, структуре сюжета и действию современный фильм по комиксам, каким мы его знаем, возможно, не определял бы так долго кинематографический дух времени, если бы Вачовски не доказали, что концептуальные истории можно воспринимать серьезно и находить отклик у зрителей. В свои 25 лет «Матрица» во всех отношениях остается классикой, которой она когда-то была, и, возможно, высшая похвала, которую можно дать ей, — это то, как даже сейчас она продолжает влиять на кинематографический дух времени.

А на этом у меня все, благодарю что дочитали до конца. Обязательно подписывайтесь на канал и до новых встреч в мире кино!