1,2K подписчиков

Почему стыдился своего прошлого известный писатель и мыслитель Эмиль Чоран

173 прочитали

В истории философской мысли XX веке вряд ли можно найти писателя более дерзкого, едкого, темпераментного по манере изложения взрывоопасного текста, провоцирующего читателя на мгновенное отторжение или принятие его смелых мыслительных конструкций, чем французско-румынский классик афористического письма Эмиль Мишель Сиоран (Чоран).

Воспитанный в православной традиции Восточной Европы, он, ставший впоследствии убежденным атеистом, лидер румын Молодого поколения, пламенный консерватор и одновременно сторонник революционных методов воздействия, нашел убежище во Франции, готовой принять у себя всех скрывающихся от всесильных органов безопасности коммунистического блока. Его взгляды на пути развития современного общества требуют нового прочтения, а оголтелая «риторика насилия», трансформировавшаяся в конце жизни писателя в последовательный ревизионизм собственной биографии, подлежит продуманной критики.

Юность Чорана

Эмиль Мишель Чоран (во французской фонетической транскрипции фамилия произносится как Сиоран) родился в 1911 году в деревушке Рэшинари вблизи крупного административного центра Сибиу Австро-Венгерской империи. После распада в 1918 году Австро-Венгрии округ Сибиу по Трианонскому договору вошел в состав Великой Румынии, куда вошли Валахия, Молдавия и Трансильвания.

  • Отец будущего мыслителя был православным священником. У Чорана была старшая сестра Вирджиния и младший брат Аурел. В детстве Чорана можно было застать прогуливающимся по кладбищу, с которым граничил домашний сад. Компанию ему составлял могильщик, вводивший будущего страстного пессимиста в курс профессионального ремесла. С тех пор мысли о смерти не покидали мыслителя всю жизнь.
  • Как писал позже Чоран, именно непрестанная рефлексия о конечности жизни, с одной стороны, его освободила, с другой – парализовала. Поэтому он не стал осваивать никакую профессию, а стал жить «на обочине, подобно паразиту».
Эмиль Чоран в молодости
Эмиль Чоран в молодости
  • Проучившись до окончания лицея Георгия-Лазаря в Сибиу, он с детства окунулся в пучину противостояния между коренным румынским населением, добивавшимся создания собственного государства на территории Трансильвании, и саксонскими горожанами Сибиу (бывшего Германштадта), не желавших оказаться в периферийном регионе Европы по итогам Первой Мировой войны.
Фотография Сибиу в наши дни
Фотография Сибиу в наши дни
  • В городке Сибиу Чоран снимал квартиру у двух немецких пожилых сестер, давших ему начальные знания немецкого языка. Он записался в немецкую городскую библиотеку, в которой бывший отставной офицер австро-венгерской армии по имени Райнер, местный библиотекарь, в пустынных залах книгохранилища познакомил мальчика с философскими трудами Шопенгауэра, Кьеркегора и Ницше.

Поступив впоследствии на философский факультет Бухарестского университета, Чоран творчески освоил работы социолога Зиммеля, теоретика искусств Вельфлина, философов Шпенглера, Клагеса, Вейнигера и Хайдеггера. В 30-е годы Чоран, при изучении главного труда Хайдеггера «Бытие и время», неожиданно почувствовал охлаждение к учению «былого властителя своих дум». В путанной, по словам Чорана, терминологии немецкого философа он увидел словесную эквилибристику и искусство манипулирования сознанием читателя, в результате чего проявилась бедность и незначительность доносимой мысли.

  • Много читал Чоран русских мыслителей и писателей, повлиявших на его мировоззрение: Льва Шестова, Толстого, Гоголя и Достоевского.
  • Студента стали постоянно одолевать приступы бессонницы (Чоран даже делил людей на две категории: те, кто страдают от бессонницы и те, кто ей не подвержен), а также мучили непереносимые боли в ногах. Важным моментом в жизни философа стал переезд юноши в столицу Румынии.

Чоран и Молодое поколение

В Бухаресте Чоран познакомился с двумя другими великими румынами, ставшими впоследствии мировыми знаменитостями: писателем, историком религии и полиглотом (знатоком одиннадцати языков) Мирчой Элиадой и драматургом Эженом Ионеско. Друзья фланировали в эксцентричных одеждах по центральной роскошной улице Бухареста calea Victoriei. Ближе к вечеру они переходили в знаменитую «мансарду Элиаде», где в обществе других интеллектуалов спорили до утра о путях развития молодого государства.

Мирча Элиаде в молодые годы
Мирча Элиаде в молодые годы
  • Себя они стали относить к Молодому поколению, выражающему революционную идеологию и стремление к национальному возрождению молодых румын.
Французский драматург румынского происхождения Эжен Ионеско (1909 - 1994)
Французский драматург румынского происхождения Эжен Ионеско (1909 - 1994)

Основные направления идеологии Молодого поколения были следующие:

  1. Неприятие, доходящее до отвращения, предыдущего поколения («стариков»), олицетворяющего идеалы революции 1848 года. Они в глазах Молодого поколения выражали ушедший в небытие мир рационализма и европейской солидарности. Отцы виновны в заражении румынской культуры «французским семенем», приведшим культуру в глубокий упадок из-за слепого подражания Западу.
  2. Взятый Молодым поколением на вооружение из словаря крайне правых «культ иррациональности». Вместо «французского духа» и «мертвого гуманизма XX века» принимается биологическое начало, инстинкт ставится на место разума, воспевается страдание, превозносится страсть к разрушению, аутентичность и раса. Теория должна уступить место любому эксперименту, допускающему абсурдность, риск и прочие «компрометирующие» ситуации, такие как кубизм, футуризм, антисемитизм, сионизм.
  3. Последними элементами идеологии Молодого поколения являлись национализм и православие, подкрепленные верой в неизбежный закат европейской цивилизации. Некоторые представители Молодого поколения выступали за создание тоталитарного «этнократического» государства (Никифор Крайник), при этом все соглашались с концепцией «румынской идентичности», подразумевающей органическую связь народа и Церковных институтов.
  • Идеология Молодого поколения позволяла молодым интеллигентам безболезненно в конце 20-х – в начале 30-х годов перейти в лагерь крайне правой профашистской организации «Железная гвардия», называвшейся также Легионерским движением. Ее создателями стали явный лидер Корнелиу Зеля Кодряну и духовный тайный теоретик Нае Ионеску (однофамилец Эжена Ионеску).
Румынский политический деятель Корнелиу Зеля Кодряну (1899 - 1938)
Румынский политический деятель Корнелиу Зеля Кодряну (1899 - 1938)
  • Вся Румыния подпала под очарование модного тогда движения, исповедующего близкий Молодому поколению культ силы, иррациональности, пламенной православной веры и подогревающей ненависть к представителям малых этносов, проживающих тогда на территории Румынии. Созданная Молодым поколением движение «Критерион», в составе которой были социал-демократы, марксисты и либералы, неожиданно объявила себя сторонником «Железной гвардии».
  • Чоран вместе с другом Мирчей Элиадой приняли идеи Легионерского движения. В 1936 году, когда на Восточную Европу медленно надвигалась туча немецкого социал-национализма, Чоран написал книгу «Преображение Румынии», очень немецкую по своему духу. Обширно цитируя Шпенглера, Клагеса, Розенберга и Владимира Ленина, Чоран доказывает румынам необходимость нести «ответственность за любые последствия», проявлять иррационализм в политике, подобно Гитлеру и не обременять себя «постыдным предрассудком всеобщей свободы». Чоран стремился пропагандировать идеи ультрамодернизма, которые у него ассоциировались с практикой большевиков, подразумевающей стремительную урбанизацию, ускоренное развитие промышленности и технологий.
  • Все беды Румынии, по мнению Чорана, заключались в ее технической отсталости, в заметном преобладании аграрного сектора экономики над промышленным. Народу требуется пропагандировать идеи урбанизации и индустриализации. Чоран, страдая от бессонницы, изрекал: «У Румынии должно быть население, как у Китая, и великая судьба, как у Франции».
  • Идеи о необходимости полной модернизации хозяйства у Чорана сочетались как с неприятием парламентаризма, индивидуализма и демократических институтов, так и с недоверием к традиционным сообществам, выражающим такой нелюбимый для Чорана дух архаики.
  • Румынии, как считал Чоран, необходимо брать за образец Германию и Россию, хотя жить рядовому человеку было бы комфортнее во Франции. Для малых наций, куда Чоран относил Румынию, обладающих смешанным этническим составом населения и не имеющих богатой истории, требуется осуществление национальной революции. Для этого необходимо введение диктатуры для ликвидации социального неравенства, обеспечения единства нации и удовлетворения ее потребности в «витальном утверждении».
  • Чоран писал, что ради духовного исправления румын их надо «арестовать и избивать их до крови», так как не существует иного способа, чтобы «заставить столь поверхностный народ начать творить Историю».
  • Отмеченный столь радикальными взглядами, Чоран в 1933 году стал стипендиатом Фонда Гумбольда и отправился на учебу в Берлин.

Чоран в Германии

Чоран не скрывал, что политический режим Третьего Рейха мог для Румынии стать образцом модернизации. В остальной Европе он наблюдал цивилизационный кризис, связанный с несовершенством парламентских режимов.

  • Его поразила мистика фюрера, в его выступлениях Чорану слышались пафос и пыл, свойственный речам пророка. Чорана восхищали марши членов «Гитлерюгенда», «блестящей организации гитлеровской молодежи». Хотя литература национал-социализма нечитабельна, интеллектуальный уровень немцев в описываемое время невысок и данный режим «представляет собой покушение на культуру», ради такой организации молодого поколения все можно Гитлеру простить.
  • Чоран усиленно занимался в университете Фридриха Вильгельма в Берлине и в университете Людвига Максимилиана в Мюнхене. Он с увлечением посещал семинары вдохновителя критической онтологии с российским прошлым Николая Гартмана и одного из основателей «витализма» Людвига Клагеса.
  • В 30-х годах женевский философ Людвиг Клагес, приглашенный преподавать в Берлин, был наиболее известным и почитаемым философом Германии. В университете Фридриха Вильгельма на его лекции ходила толпа слушателей, превышающая 400 человек.
Немецкий психолог и философ Людвиг Клагес (1872-1956)
Немецкий психолог и философ Людвиг Клагес (1872-1956)
  • Во времена существования Веймарской республики фундаментальная работа Людвига Клагеса «Противоречие духа и души» была отмечена медалью Гете – высшей наградой в области культуры. Она произвела огромное впечатление на Чорана.
  • Людвиг Клагес доказывал, что человеческий дух в результате удаления от реальности вырождается, отклоняясь от нормального жизненного процесса. Отдавая дань тогдашней моде на антисемитизм, Клагес считал евреев абсолютным злом, причислив их к сфере Духа.
«В них все человеческое – тяжкий груз, их человеческая внешность – только маска».
  • Являясь воплощением обмана, считал Клагес, «еврей - не человек». В то же время Клагес был противником социал-дарвинизма и с недоверием относился к гитлеризму из-за чрезмерного преклонения нацистского режима перед идеей "Воли к силе" и безграничных тоталитарных стремлений.

Чоран, будучи сначала убежденным антисемитом, в конце жизни стал преклоняться перед еврейским народом, считать их сверхлюдьми, умело освободившимися от

«нелепого стремления к укоренению»
  • Также позже Чоран разочаровался в гитлеризме. Возможно, его ужаснули масштабы грядущей военной катастрофы и незавидной роли Румынии в наступающих грозных событиях. После окончания в 1935 году срока выплаты стипендии из Фонда Гумбольда Чоран в июле вернулся в Румынию.

Чоран в Румынии (1935 – 1937)

Чоран около двух лет преподавал философию в лицее имени Андрея Сагуны города Брашова. Этот период, как позже отмечал Чоран в своей биографии, был единственным в жизни, когда он «работал». В начале учебного 1936 года Чоран блестяще сдал экзамен на право заниматься преподавательской деятельностью.

  • В лицее его считали слабоумным из-за эксцентричной манеры обучения. Бывшие его ученики рассказывали, что когда Чоран впервые вошел в класс и ученики его встретили громом аплодисментов, он смущенно поклонился и попросил вместо оваций спеть «Похоронный марш» Шопена.
  • В Румынии в указанный период была особенно популярной ультраправая организация «Железная гвардия». Чоран в первый учебный семестр 1935 года провозгласил четыре основных этических принципа: демонтаж демократии, установление тоталитарного режима в Румынии, пробуждение политического сознания молодых румын и утверждение культа отказа от культуры.
  • Не снискав славы удачливого преподавателя, вскоре Чоран по стипендии Института Франции в Бухаресте отправился покорять Париж.

Чоран во Франции

В Париже Чоран принялся изучать философию в Сорбонне. Он заявил о подготовке диссертации по проблемам интуиции от Плотина до Бергсона, но никогда к ней не приступал. Вместо учебы он на велосипеде пересек Францию и проехал по Великобритании. Перейдя на отделение англистики, Чоран изучал английскую культуру, погружаясь в поэзию романтиков.

  • В 1939 году, после заключения советско-германского военного договора, Франция втянулась во Вторую мировую войну. Чоран вынужден был на два года вернуться в Румынию. В это время, после непродолжительного нахождения на вершине власти, было свергнуто правительство, созданное, в основном, из сторонников «Железной гвардии». В стране начались репрессии против легионеров и Чоран, как ярый сторонник лидера «Железной гвардии» Кодряну (а после его ареста - Хори Симы), опасался за свою жизнь. Однако вместо заключения Чорана в 1941 году назначили на должность атташе по культуре при правительстве Виши.
  • Вскоре полномочный посол Дину Хиотта попросил Бухарест заменить Чорана по причине его негодности при исполнении своих обязанностей. Чоран в начале 1944 года, пробыв в должности всего 4 месяца, вернулся в Париж, чтобы до конца своих дней вести богемный образ жизни. Единственным утешением для Чорана в данной ситуации стало получение им жалования за четвертый месяц (в мае), хотя поверенный в делах Дину Хиотта в телеграмме министру пропаганды Румынии добивался удержания выплаты данному «социальному паразиту».
  • В оккупированном Париже Чорана спас от голода известный историк Альфонс Дюпрон, бывший директор Института Французских исследований в Бухаресте. Профессор пригласил Чорана в Сорбонну работать своим ассистентом. Скромный доход позволил, тем не менее, Чорану чувствовать себя молодым рантье.
  • После освобождения Парижа союзными войсками Дюпрон выступил поручителем за Эмиля Чорана перед представителями новой власти.
  • Чоран не испытывал благодарности Дюпрону за свое спасение. Он с неохотой посещал «неинтересного и не обладающего темпераментом» историка.
  • В неизданной рукописи «О Франции» он описывал новую родину, как усталую агонизирующую страну, заслужившую немецкой оккупации. По мнению Чорана, Франция страдает от избытка культуры, а под данной культурой «распростерт человеческий труп». Упадок Франции выражается в избытке жизни, а французам нечего больше предложить человечеству.
  • В 1944 году Чоран безуспешно попытался спасти от рук оккупационных властей своего друга Беньямина Фондане – самобытного философа и последователя Льва Шестова.

Беньямин Фондане (настоящая фамилия – Векслер), схваченный по доносу полицией вместе с сестрой Линой, не пожелал оставить ее в лагере одну ради своего освобождения. Фондане окончил свои дни в Освенциме.

Румынский и французский философ Беньямин Фондане (1898 - 1944)
Румынский и французский философ Беньямин Фондане (1898 - 1944)
  • После окончания войны Чоран пытался затушевать свои прошлые заигрывания с ультраправыми силами. В 1946 году он перешел полностью на французский язык и прославился как мастер афористического письма.
  • В 1950 году жюри в составе прославленных писателей и философов (Андре Жид, Жан Полан, Андре Моруа, Габриэль Марсель) присудила Чорану Премию французского языка (премия Ривароля). Чоран стал выступать по телевидению, интервью с ним печатают в иностранных журналах, отрывки из его книги цитируют правые и левые интеллектуалы.
Эмиль Сиоран, Эжен Ионеску и Мирча Элиаде на площади Фюрстенберга (Париж, 1977 год)
Эмиль Сиоран, Эжен Ионеску и Мирча Элиаде на площади Фюрстенберга (Париж, 1977 год)
  • Обрушившаяся слава не помогла Чорану избавиться от крайней нужды: он жил в дешевых номерах гостиниц и лишь к концу жизни получил крошечную квартиру. Долгие годы он получал из США скромную стипендию и поношенную одежду.
Чоран умер в 1995 году в возрасте 84 лет. Мастер емкого слова, противоречивый писатель и мыслитель, всю жизнь стыдившийся своего призвания, своей страны и «темного» прошлого и никогда не перестававший считать себя пророком «несчастного» самосознания.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!