1,1K подписчиков

Луч солнца золотого: общий обзор-анализ альбома памяти Магомаева

    Этот альбом выпустили звёзды отечественной эстрады достаточно оперативно, в память о пострадавших от теракта в Крокус Сити Холле 22 марта 2024г.

Этот альбом выпустили звёзды отечественной эстрады достаточно оперативно, в память о пострадавших от теракта в Крокус Сити Холле 22 марта 2024г. 

Все деньги от прослушивания на стриминговых площадках пойду в пользу пострадавших. 

Инициатива неплохая в принципе, но жалко что повод такой. Куда бы лучше было бы в качестве запланированного проекта памяти Муслима Магомаева, выпущенный, скажем к его юбилею. Но всё случилось как случилось.... И было сделано в сжатые сроки, судя по всему, одной командой по сонграйтингу. 

Приведу небольшой общий разбор альбома, без вникания в подробный анализ. Особенно это касается гармонии, поскольку в интернете можно найти гармоническую схему оригиналов этих песен.

1. Баста и команда "Луч солнца золотого"

Песня записана в традиционном современном чилаутном стиле. А по инструментовке эта композиция, как и последующие, весьма классична: в начале песни среднюю тесситуру занимает бренчание гитары, что соответствует природе жанра: песня в оригинале в мультфильме - это типичная серенада где без гитары ну никак. Крайние регистры занимает фортепиано, то есть: левая рука фортепиано играет все басовые длинные ноты, а правая рука - во второй в третьей октавах. Больше никаких инструментов, в том числе ударных пока нет. Таким нехитрым образом занимается весь регистровый диапазон. В куплете появляются струнные инструменты, конечно же живые, не сэмплер.

По поводу гармонии: конечно некоторые аккорды изменены внутри своих групп (тонической, доминантовой и субдоминантовой), звучат септаккорды и трезвучия с побочными тонами

Это сделано с целью того, чтобы было менее интенсивное движение баса и смена гармонии, и была лёгкая грустинка. 

Кульминация песни начинается с пассажа струнных: там уже полностью изменяется инструментовка. Аккордами поет именно ансамбль солистов, не бэк вокал. Добавляются ударные инструменты, звучит электрогитара, в том числе и в крайне высоком регистре, воспринимается как флейта пикколо

2. Navai "Синяя вечность" 

Поначалу звучит чисто фортепианное романсовое вступление с акустическим ретро эффектом. Куплет звучит под аккорды, а в припеве "о море, море" - добавляются струнные пиццикато. В конце припева звучит нисходящий ход классической бас-гитары, и во втором куплете уже присоединятся живой состав ВИА с ударной установкой, характерный для классической баллады. В бридже - традиционно соло электрогитары. Вообще композиция напоминает западную классическую балладу 90х годов. Конечно, композиция уже ловит в vk критику за искажение мелодики, да и мощная магомаевская баритоновая энергетика не воспроизводится. Что ж, по крайней мене хоть таким образом молодое поколение будет знакомиться с этой композицией. 

3. Валерия, Amirchik "Благодарю тебя". 

Вступление начинается с фортепиано в верхнем регистре, струнных в нижнем регистре, и бэк вокале на заднем плане, что в целом характерно для песен Валерии. Потом фортепиано спускается к концу вступления в середину, а в верхней тесситуре добавляются скрипки. Схема композиции в целом типична, как и для предыдущих треков. Hi hat brush появляется на стыке первого куплета и припева. Во втором припеве ударных больше, но они только подчеркивают акценты, пульса не дают. 

4. Mary Gu, Loc Dog "Твои следы"

Вступление тоже фортепианное, а солирующий инструмент, честно, сложно определить: это нечто среднее между трубой с сурдиной, дудуком, и электрогитарой. На очень дальнем плане, с длинной и глубокой реверберацией. Вместе со со вступлением женского вокала вступают электронный ударные инструменты. 

Они вместе с аккордами гитары звучат уже до конца композиции. Соло играет тот же самый инструмент, который играл вступление. 

5. HammAli, Люся Чеботина "Ты моя мелодия"

Песня сделана без изысков, что понятно, учитывая сжатые сроки. Современный балладный аккомпанемент фортепиано, и струнные в высоком регистре, которые занимают скромное место в акустическом балансе. Куплет солиста и куплет солистки проходят почти идентично, гармония не изменена по сравнению с оригиналом, а мелодия изменена вариативно. Уплотнение инструментовки и появление ударных - в третьем дуэтном куплете. Ни бриджа, ни заключения в этой композиции нет. 

6. Macan, Sirena "Рапсодия любви".

Здесь стиль отличается от предыдущих композиций: в первой половине зачитывается прозаическое письмо в виде рэпа под гитарные переборы в неквадратном размере: я слышала переменный 12/8 - 4/8. Тут нет ударных, что удобнее, поскольку текст неквадратный, и вокал, звучащий род гитару тоже как бы "сам по себе", безразмерный (в оригинале - текст зачитывается под балладный аккомпанемент). Далее во второй половине идëт женский припев, традиционно напоминающий что-то вроде современного отечественного R'n'B, а дальше звучит гитарный перебор из первоц половины, где его переменный размер слышен уже отчëтливо. Этим и заканчивается песня. в оригинале произведения как раз был использован жанр баллады. Есть некоторые видоизменения, конечно поскольку тут совершенно другой стиль - его не узнать

7. Юлия Паршута, Emin "Ноктюрн". 

Эта композиция известна также, как инструментальная композиция Арно Бабаджаняна " Ноктюрн". Принципиально и композиционно эта версия мало чем отличается от версии дуэта Кобзона и Валерии. Это как к оригиналу подбавить классических инструментов. Отличается разве что переложение вокального дуэта: во втором случае он сделан аккурат под певцов с академической вокальной базой. 

То же самое можно сказать о композиционной структуре: 

8. Любэ, Ваня Дмитриенко "Песня о далёкой Родине" 

и достаточно давней версией этой песни у Леонида Агутина. Напомню, что оригинал этой песни - в советском фильме "17 мгновений весны".

9. The Limba, Стас Михайлов " Надежда". 

Это песня Александры Пахмутовой. Вот здесь очень сильное отличие от маршевого оригинала - здесь полностью традиции современного популярного жанра для молодого поколения. Композиция медленная, вокальная строчка изменена в угоду уменьшения вокального диапазона, гармония тоже изменена до упрощения. Музыкальные инструменты полностью электронные, глубокий бас и, в меньшей степени, высокий регистр заняты ими, а середина полностью "расчищена для октавного дуэта исполнителей', что напоминает стиль deep house. 

  

10. Miravi, Merab Amzoevi "Шум берëз". 

Это классическая баллада, с преобладанием гитары, и в меньшей степени фортепиано, выполняющего функцию мелодического подголоска. Очень бережная к традициям обработка, приятное исполнение баса и низкого сопрано. Вступление гитары соло очень самодостаточное, мелодичное, структурно завершëнное, и настраивающее на душевный лад. Так же есть самодостаточный бридж, традиционно транспонирующий на тон вверх. Здесь партии инструментов кристально прозрачны, понятны и прекрасно прослушиваются. 

11. Elman, Toni, Seville "Не спеши".

 Жанр абсолютно такой же, как в предыдущнй композиции. Но из инструментов гитара делит акустическое пространство со струнными, и один из вокалистов поëт в чисто академической манере. Есть два проигрыша с электрогитарой и вокализом. 

12. Полина Гагарина "Журавли"

Во вступлении есть живая флейта, и эффект понижения строя в реверберации, что напоминает доносящиеся крики птиц в гуле ветра. Тоже баллада, только вместо гитары - фортепиано. В проигрышах оно обработано под ретро-эффект, а исполнительская манера певицы мне здесь напоминает флейту по интенсивности выпуска воздушных потоков. А фортепиано партия почти такая же как и советских нотах этой песни.

Оригиналы песен для сравнения есть на просторах интернета в достаточном количестве на различных ресурсах.