Найти тему

Образование как залог долголетия: международное исследование устанавливает связь

Недавно проведенное исследование выявило, что высокий уровень образования значительно снижает риск смертности независимо от возраста, пола, местоположения и прошлого. Ученые обнаружили, что каждый дополнительный год образования уменьшает риск смерти на два процента, а 18 лет обучения — на 34 процента.

Влияние образования на здоровье сопоставимо с другими значимыми факторами образа жизни, такими как питание и курение. Глобальные данные исследования подчеркивают всемирные преимущества образования и выделяют необходимость увеличения социальных инвестиций в образование для борьбы с неравенством в сфере здравоохранения по всему миру.

Основные факты:
- Каждый дополнительный год образования снижает риск смерти на два процента с значительным уменьшением на уровнях начального, среднего и высшего образования.
- Преимущества образования для здоровья сравнимы с основными факторами образа жизни и сохраняются на разных этапах глобального развития.
- Исследование, охватывающее данные из 59 стран, подчеркивает необходимость расширенного доступа к образованию для снижения смертности и неравенства в области здравоохранения.

Источник: НТНУ

Образование спасает жизни независимо от возраста, пола, местоположения и социально-демографических особенностей. Таковы выводы самого масштабного исследования на сегодня, опубликованного в журнале The Lancet Public Health.

Исследователи всегда знали, что люди с высшим уровнем образования живут дольше, но до сих пор не было известно, насколько значительна эта разница. Они выяснили, что риск смерти снижается на два процента с каждым дополнительным годом обучения.

Это означает, что те, кто закончил шесть лет начальной школы, имеют на 13 процентов меньший риск смерти. После окончания средней школы риск умирать сокращается почти на 25 процентов, а 18 лет образования снижают риск на 34 процента.

Также исследователи сравнили влияние образования с другими факторами риска, такими как здоровое питание, курение и чрезмерное употребление алкоголя, и обнаружили, что исходы для здоровья схожи.

Например, преимущество 18 лет образования можно сравнить с пользой от идеального количества употребляемых овощей по сравнению с полным их отсутствием в рационе. Отсутствие образования так же вредно, как употребление пяти и более алкогольных напитков в день или курение десяти сигарет в день в течение 10 лет.

"Образование важно само по себе, не только из-за его влияния на здоровье, но теперь, когда мы можем оценить величину этого влияния, это становится значительным прогрессом", - сказал доктор Терье Андреас Эйкемо, соавтор и руководитель Центра изучения глобальных неравенств в сфере здравоохранения (CHAIN) в Норвежском университете науки и технологии (НТНУ).

Исследователи не нашли значительных различий в воздействии образования между странами, достигшими разных стадий развития. Это значит, что дополнительные годы обучения так же эффективны в богатых странах, как и в бедных.

"Нам нужно увеличить социальные инвестиции, чтобы обеспечить доступ к лучшему и более качественному образованию по всему миру, чтобы прекратить устойчивые неравенства, уносящие жизни", - сказал Мирза Балаж, соавтор исследования и постдоктор в отделе социологии и политических наук НТНУ.

"Больше образования приводит к лучшей работе и более высокому доходу, лучшему доступу к медицинскому обслуживанию и помогает заботиться о собственном здоровье. Образованные люди также склонны развивать более широкий набор социальных и психологических ресурсов, способствующих их здоровью и продолжительности жизни".

"Сокращение разрыва в образовании означает сокращение разрыва в смертности, и мы должны прервать цикл бедности и предотвратимых смертей с помощью международных усилий", - сказала Клэр Хенсон, соавтор и исследователь в Институте оценки здоровья (IHME) при Медицинской школе Университета Вашингтона.

"Для снижения неравенства в смертности важно инвестировать в сферы, способствующие возможностям людей получить образование. Это может позитивно сказаться на здоровье населения всех стран".

Исследование охватило данные из 59 стран и включало более 10 000 точек данных, собранных из более чем 600 опубликованных статей. Большинство исследований для данного обзора были из стран с высоким уровнем дохода, что подчеркивает необходимость дальнейших исследований в странах с низким и средним уровнем дохода, особенно в субсахарской и северной Африке, где данных мало.

"Теперь наш фокус должен быть направлен на регионы мира, где мы знаем, что доступ к школам ограничен, и где также ограничено исследование образования как детерминанта здоровья", - сказала доктор Эммануэла Гакиду, соавтор и профессор в IHME.