867 подписчиков

Человек во времени: преподаватели и студенты истфака ПсковГУ о профессии историка

«Наука о человеке во времени», - такое определение истории дал известный российский ученый, профессор Александр Киселев в одном из своих интервью. Действительно, история – неотъемлемая часть  нашего мировоззрения, наука, без знания которой, наверное, невозможно в полной мере осознать себя гражданином страны, в которой живешь, и понять, к чему стремится  мир в мгновение «между прошлым и будущим». Вот почему так важна профессия историка во все времена.

Сегодня отмечается Всемирный день историка, и мы спросили у преподавателей и студентов ПсковГУ, с чего начинался их интерес к истории, почему изучение событий прошлого важно в наши дни, и выяснили, над какими научными темами сегодня работает псковский истфак.

«Наука о человеке во времени», - такое определение истории дал известный российский ученый, профессор Александр Киселев в одном из своих интервью.

Сохранять знание

Кафедра всеобщей истории в Псковском государственном педагогическом институте им. С. М. Кирова была создана в 1965 году. В состав кафедры вошли преподаватели, которые начали свою работу в Пскове в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Большинство из них имело опыт преподавательской деятельности в вузах Москвы и Ленинграда, некоторые только закончили аспирантуру в вузах этих городов и имели уже сложившийся круг научных интересов в той или иной специальности по разделам всеобщей истории.

В наши дни на счету историков ПсковГУ – сотни публикаций, в том числе авторские монографии и методические разработки. Преподаватели поддерживают связи и реализуют совместные научные и образовательные проекты с вузами и научными учреждениями России (МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ и РГПУ им. А. И. Герцена) и Республики Беларусь (БГУ). На базе кафедры действует Псковское региональное отделение Российского общества интеллектуальной истории (РОИИ). По инициативе и при непосредственном участии преподавателей издаётся научный альманах «Метаморфозы истории», который в 2022 году вошел в перечень ведущих рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России.

- Приоритетными для историков ПсковГУ на сегодняшний день являются темы, в разработке которых заинтересованы внешние заказчики - Министерство науки и высшего образования РФ, Российский научный фонд и другие, - рассказывает директор Института гуманитарных наук и языковых коммуникаций Людмила Алиева. - В перечень таких тем входят  «Образ врага в российской дореволюционной периодической печати XX века», «“Другой” колонизатор: имперское соперничество в колониальных дискурсах и нарративах Нового времени», а также история Второй мировой войны и противодействие фальсификации истории.

«Наука о человеке во времени», - такое определение истории дал известный российский ученый, профессор Александр Киселев в одном из своих интервью.-2

По словам Людмилы Алиевой, традиционные исследования истории Псковского края также продолжаются силами преподавателей кафедры отечественной и всеобщей истории. Благодаря усилиям коллектива историков на сегодняшний день подготовлена рукопись современного учебного пособия по истории Псковского края, вопрос издания которого в настоящее время находится в проработке.

Развивать науку

Историки ПсковГУ продолжают традиции, заложенные предшественниками, вместе с тем развивая новые направления и форматы работы. В социогуманитарных науках идут процессы, связанные с размыванием границ между ними, возникновением существенных для современной науки междисциплинарных областей. Преодолеваются и географические границы: все чаще можно услышать о работе сетевых лабораторий, объединяющих ученых из разных вузов и даже стран. Кроме того, важным подспорьем для развития науки сегодня стали грантовые конкурсы.

- Получение финансовой поддержки от ведущего научного фонда и Минобрнауки России предоставляет ученым возможность заявить о себе на федеральном, а иногда и международном уровне перед научным сообществом, - подчеркивает руководитель Управления научно-исследовательской деятельности Василий Фролов. -  Выполнить научное исследование на самом высоком уровне и включить свое имя по конкретному научному направлению в федеральную повестку.

«Наука о человеке во времени», - такое определение истории дал известный российский ученый, профессор Александр Киселев в одном из своих интервью.-3

Основные партнеры исторического факультета по реализации проектов: Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова РАН, Институт Европы РАН, Российское историческое общество, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Государственный архив Псковской области.

Многие свои научные наработки участники проектов переносят в образовательную деятельность: разрабатывают новые спецкурсы, лекционные материалы, новый научно-популярный контент. Яркий пример – работа ученых ПсковГУ по проекту «Без срока давности», в результате которой был разработан одноименный образовательный модуль на основе редких архивных документов, рассказывающих о событиях Великой Отечественной войны, который внедрен в обязательную программу в 480 российских вузах. Командой лаборатории изучения событий Второй мировой войны и противодействия фальсификации истории ПсковГУ создана также первая общероссийская база данных по реализации в вузах страны федерального проекта «Без срока давности». С помощью информации этой электронной площадки педагог любой школы может составить уроки и методические пособия по изучению Второй мировой войны, а ученые любых вузов смогут подготовить исследовательские статьи на основе представленных рассекреченных архивных документов.

«Наука о человеке во времени», - такое определение истории дал известный российский ученый, профессор Александр Киселев в одном из своих интервью.-4

Реализация научных проектов способствует развитию не только исследовательских, но и научно-организационных компетенций у участников (исполнителей) проектов.

- Некоторые ученые продолжают работу над грантовой темой или ее отдельным аспектом в последующем, - объясняет Василий Фролов. - И иногда такая работа может вылиться в написание и последующую защиту кандидатской или докторской диссертации.

Выбрать путь

По словам доцента кафедры отечественной и всеобщей истории ПсковГУ Олега Королькова, чтобы овладеть профессией историка, необходимо развивать такие качества как эрудированность, любознательность, память, способность к логическому мышлению и трудолюбие.

«Наука о человеке во времени», - такое определение истории дал известный российский ученый, профессор Александр Киселев в одном из своих интервью.-5

- А еще нужны «госпожа удача», прежде всего в сфере архивной работы, в поиске новых документов, честность и объективность в освещении исторических событий и явлений, чтобы они дошли до следующих поколений в правдивом, неискажённом виде, - добавляет преподаватель.

Он увлекся историей еще в школе: Олегу Петровичу повезло с учителями, которые поддержали интерес подростка. Большую роль в выборе профессионального пути сыграли также исторические фильмы, книги, журналы, разговоры с родными о событиях прошлого.

В наши дни молодежь в науку приводят другие увлечения. Например, четверокурсник истфака Кирилл Архипов в детстве любил играть в исторические стратегии. В школе его хобби пригодилось на уроках по истории, а преподаватель-предметник помог сформировать необходимые навыки.

«Наука о человеке во времени», - такое определение истории дал известный российский ученый, профессор Александр Киселев в одном из своих интервью.-6

- В старших классах я уже выбрал своей будущей профессией историю, - делится Кирилл. -  Свой дальнейший путь я бы хотел связать с историей. Пока не знаю, будет это преподавание в школе или в колледже, работа в архиве или научная деятельность. Буду рад, если появится какой-нибудь вариант, который меня устроит, потому что мне хотелось бы связать свою жизнь именно с историей, хотелось бы и в будущем продолжить развиваться в данном направлении.

Однокурсник Кирилла Виталий Калугин также заинтересовался историей еще в школе.

- Я с интересом читал учебник по истории, активно занимался на уроках, - рассказывает студент. - Сначала меня интересовали истории важнейших личностей, но сейчас я стараюсь изучать, скажем так, более приземленные темы.

«Наука о человеке во времени», - такое определение истории дал известный российский ученый, профессор Александр Киселев в одном из своих интервью.-7

После окончания обучения Виталий планирует стать преподавателем истории и посвятить себя обучению детей.

- Конечно, хотелось бы заняться более серьезно наукой, но пока я не загадываю так далеко, - добавляет четверокурсник.

Полюбить историю

Выпускница истфака ПсковГУ Надежда Васильева работает ассистентом кафедры отечественной и всеобщей истории. А начиналось все с… Ивана Грозного.

- Ещё в начальной школе классный руководитель рассказала о легендарной библиотеке русского царя и добавила фразу, которую я до сих пор помню: "Может кто-нибудь из вас её наконец-то найдёт и станет известным историком!", - вспоминает Надежда. - В 9-м классе я твёрдо решила, что буду поступать на исторический факультет. В этом есть заслуга моего школьного учителя и Пскова, потому что наш город – учебник по истории России под открытым небом.

«Наука о человеке во времени», - такое определение истории дал известный российский ученый, профессор Александр Киселев в одном из своих интервью.-8

Поступая в университет, Надежда не планировала в дальнейшем работать вузовским преподавателем, однако сейчас именно эта профессия стала для нее любимым делом.

- Испытываю особые чувства к XIX веку, который я изучаю, - говорит Надежда, отвечая на наш вопрос о своих научных интересах. - Особенно он мне нравится стремлением к объединению всех предыдущих эпох и культур при сохранении неповторимого духа в философии, искусстве и словах, которыми вершились все судьбоносные события того времени в мире и в России.

Выпускница Института гуманитарных наук и языковых коммуникаций Наталия Владимирова, которая получила образование по направлению подготовки «История», работает ассистентом кафедры медиакоммуникаций и рекламы Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.

«Наука о человеке во времени», - такое определение истории дал известный российский ученый, профессор Александр Киселев в одном из своих интервью.-9

- Когда я окончила школу в 2014 году, у меня не было ни малейших сомнений, какое направление мне выбрать, - рассказывает она. - В мыслях была только история. Мама сомневалась в моем выборе, но я знала, что буду учиться там, где мне интересно. А с историей у меня случилась любовь в 10 классе. Когда речь идет об этом предмете, многие вспоминают свой интерес к Древнему миру, первым государствам, таким как Египет, Месопотамия, Китай. Но это – влюбленность, а вот полюбить историю я смогла, готовясь к докладам о международных отношениях в XIX веке. Тогда я восприняла слова учителя о том, что нужно знать текст своего доклада буквально, и выучила его наизусть.

Работа со студентами мотивирует Наталию узнавать новое, пользоваться современными методами обучения и искать необычные форматы занятий.

- Мне нравится общаться со студентами, выяснять их интересы и по возможности помогать развивать их таланты, - объясняет наша выпускница. - Когда студенты даже после окончания курса подходят ко мне и говорят: «Я так скучаю по истории», - для меня это лучшая мотивация. Также мне нравится возможность посещать конференции, семинары и курсы повышения квалификации. Хотя нагрузка большая, так как история России - базовый предмет для всех направлений, все равно находится время для собственного развития в любимом деле. Тем более что это способствует моему карьерному росту.

Воспитать личность

Почему так важно изучать историю в наши дни? Зачем молодежи помнить уроки  прошлого? По мнению Надежды Васильевой, современному человеку не столько надо, сколько необходимо знать историю.

- Данная наука объединяет в себе все остальные и учит аналитически мыслить, - объясняет преподаватель. - Потому что не так важны даты, как люди и их поступки, которые они при определенных обстоятельствах совершали.

По словам Олега Королькова, знание истории трудно переоценить потому, что эта наука всегда выполняла целый ряд функций, способствующих как становлению личности, так и выработке гражданской позиции на протяжении всей жизни человека.

- Во-первых, это познавательная, интеллектуально-развивающая функция, состоящая в самом изучении исторического процесса, овладении историческим знанием, - говорит преподаватель. - Во-вторых, мировоззренческая, закладывающая фундамент научного мировоззрения, на чем и должна базироваться историческая наука.

Кроме того, история призвана выполнять практически-рекомендательную и прогностическую функции, что позволяет на основе теоретического осмысления исторических фактов и закономерностей вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений, прогнозировать и даже предвидеть будущее.

Наконец, история, как никакая другая наука, выполняет функции социальной памяти и воспитательную.

- Благодаря истории усваивается опыт прошлого и настоящего, происходит самоидентификация личности как части тысячелетней российской цивилизации, находящейся в органической связи со своими предками, - говорит Олег Корольков. – Формируются высокие гражданские качества: патриотизм и интернационализм, моральные и нравственные ценности, складываются понятия о чести и долге перед Отечеством и обществом.