Китайская судостроительная промышленность вот уже много лет является абсолютным мировым лидером, значительно опережая Южную Корею и Японию, занимающих соответственно второе и третье места. По всем ключевым показателям: завершение строительства, заказы в работе и получение новых заказов, доля китайских судоверфей превышает 50% мирового объёма. Причём в минувшем 2023 году по всем показателям отмечался уверенный рост.
В этом месяце администация США приняла к рассмотрению петицию группы американских профсоюзов по-поводу государственных субсидий Китая в отношении своих судостроительных предприятий. Это в будущем сулит китайским производителям немалые трудности. Хорошо известно, что американцы не стесняются вводить санкции и широко использовать торговый протекционизм. А крупнейшие китайские судостроительные предприятия: China State Shipbuilding Corporation (CSSC), China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC) и COSCO Shipping Heavy Industry (CHI) находятся в государственной собственности, что очень не по нраву американцам.
И это при том, что собственно американское судостроение давным давно находится в глубоком упадке и составляет менее 1% от мирового производства. Так что антикитайские меры ему вряд ли чем-то помогут. Зато они точно смогут помочь главным конкурентам китайцев, южнокорейским верфям, таким как Samsung Heavy Industries (SHI) и Hyundai Heavy Industries (HHI).
В прошлом месяце также вступило в силу решение администрации США о полной замене в американских портах установленных там причальных кранов китайского производства. И это при том, что доля таких кранов составляет около 80%. Это решение должно привести к усилению позиций лидера мирового краностроения прошлых лет японской Mitsui: PACECO, американская дочерняя компания японского гиганта, должна будет развернуть на территории США бурное краностроение. Ведь каждый причальный кран — это сложное и дорогостоящее оборудование, а таких кранов китайской постройки в США более двухсот.
Нет сомнений, что это решение направлено прежде всего против мирового лидера в области портового краностроения, китайского государственного концерна ZPMC. В общем, сперва американцы в течение многих лет платили китайцам огромные деньги за модернизацию их портовой инфраструктуры, а теперь они же будут тратить огромные деньги на её демонтаж и перестройку. С другой стороны, американцев можно понять: а что если огромные краны по команде из Пекина «выйдут из повиновения» в самый неподходящий момент? Так что замены чуждых китайских кранов на свои, японо-американские, точно избежать не получится.
Не вызывает сомнений, что эпоха доминирования европейского и американского судостроения давно и безвозвратно ушла. Трио ведущих судостроительных стран в лице Китая, Южной Кореи и Японии строят более 90% тоннажа мирового флота, и эту ситуацию никто изменить не в состоянии. А вот перераспределить места в тройке лидеров постараться можно. Ведь только в 2000 году Южной Корее удалось перехватить пальму первенства в мировом судостроении у Японии, которая её удерживала без малого 50 лет, обогнав в 50-е годы Великобританию. Китайцы же вырвались вперёд совсем недавно, в 2010 году. Похоже, что американцы лелеят мечту откатить ситуацию в судостроении, а заодно и в портовом краностроении, лет так на 20-30 назад. Только вряд ли у них это получится.