Экзамены приближаются и вопросов с каждым днем становится все больше и больше. Ученикам необходимо не только правильно решать задачи на экзамене, но и правильно оформить свои решения. Чтобы успешно справиться с задачей, обратите внимание на некоторые аспекты.
ОДЗ или «учтем ограничения»
Один из самых волнующих вопросов – «нужно ли писать область допустимых значений (ОДЗ)?» Четких правил о том, что слово ОДЗ нужно писать нет, но его определенно можно писать. Если вы используете данную аббревиатуру, помните, что вы должны внести в ОДЗ всё, что туда должно попасть: подкоренные выражения, под логарифмические выражения, выражения из знаменателей и другие всевозможные ограничения.
Если при наличии слова ОДЗ туда будет включено не всё, то эксперт вправе поставить 0 баллов и не проверять решение дальше.
Если вы переживаете, что можете что-то не учесть или забыть, то вместо слова ОДЗ, можете написать фразу «учтем ограничения» или пользоваться равносильными переходами, вместо уравнения или неравенства писать равносильные им системы. Однако у второго способа есть один минус: системы могут быть большими и каждый раз при решении хотя бы одного уравнения из них, вам придется переписывать всю систему. Это может занять много времени и вы можете что-то забыть.
Системы можно решать ,переписывая постоянно оба уравнения,но лучше ввести номера уравнений и решать их по очереди( см пример на картинке).
Графики.
Составляя график функции, важно правильно подобрать масштаб осей абсцисс и ординат. Здесь, подобно геометрии, важно не скупиться на пространство и выделить под график хотя бы треть от листа бумаги. Обратите внимание на то, что вы можете выбрать разный масштаб осей Х и У, если это уместно при решении конкретной задачи. Например, для оси Х одна клетка может равняться единице, но для оси У такая же клетка может означать три единицы.
Оформляя графики функции, помимо выбора масштаба, важно не забыть его указать. Отсутствие единичного отрезка, а также направляющих осей, их подписей и наименований функций рассчитывается, как неверно оформленная работа и может быть оценена в 0 баллов.
Короткая шпаргалка по графикам:
Базовые графики: прямая(состоит минимум из 2 точек), парабола(5 точек,вершина обязательно должна быть указана), гипербола(см рисунок).
В задачах: базовые с модулями, кусочно-заданные, базовые с выколотыми точками.
Без правильно построенного графика - 0 баллов.
Выколотые точки четко показать на графике.
График НЕ заканчивается на точках!! Если в этой точке нет какой-то специальной границы.
Отметить единичные отрезки, подписать оси.
При анализе желательно рассмотреть при всех значениях параметра, но четкого требования нет, может зависеть от комиссии.
Запись ответа.
Следите за формой ответа. Часто ученики допускают ошибки в денежных единицах и в единицах измерения. Например, если в условии сказано укажите количество человек, то нужно прописать число в полном формате, а не в сокращенном.
Почерк.
Учитывайте при оформлении второй части ваш почерк. Следите за тем, чтобы ваш ноль не выглядел как шестерка ,это может привести к вычислительным ошибкам и порей баллов. Старайтесь писать разборчиво и в черновике.
Желаем вам успехов на экзамене.