Романтики с Куштау и глупыши с Баймака для Радия Хабирова – это одно и то же?

   Фото Пруфы.рф
Фото Пруфы.рф

Вчера я все же выкроил время и посмотрел в несколько подходов большое интервью Радия Хабирова, которое он дал БСТ накануне своего юбилея. В череде многочисленных, организованных самой же властью, поздравлений, формат интервью мне показался единственно уместным методом публичного обозначения собственного юбилея. Хотя и он не лишен определенных недостатков.

Выбор журналиста, который всегда вел только развлекательный и спортивный контент, сразу вызывает вопросы. Впрочем, данный выбор, скорее, был сделан осознанно. Тут не нужен опытный в политике или экономике острый журналист. Вопросы подготовлены, выверены, отработаны, и отнюдь не в Телецентре. Здесь для интервью нужен был, скорее, не журналист, а актер, который сможет натурально изобразить бесконечную преданность и любовь к своему важному собеседнику. И с этим Дмитрий Каретко справился.

Кто-то поспешил назвать некоторые вопросы к Башлыгы даже острыми: про Крым, партию «Гражданская платформа» и Куштау. Не могу с этим впечатлением согласиться. Это были когда-то острые темы или истории. Но вот то, как были заданы вопросы и легко, на веру, без всякого сомнения, воспринимал ответы интервьюер, начисто лишает их всякой остроты. Вопрос о рейдерском захвате партии Прохорова более 10 лет назад сегодня начисто лишен всякого смысла и актуальности. На примере региональных отделений партий в Уфе мы прекрасно знаем, что команда Хабирова умеет захватывать партии. Зачем нам об этом напоминать? Не понимаю. Участие Радия Хабирова в крымских событиях тоже было давно и неправда. Во всяком случае он сам так ничего конкретного и не рассказал. Тут я могу согласиться с предположением Андрея Потылицына, что рассказывать-то особо нечего. А придумывать ничего нельзя, Москва может по губам дать. Вот и приходится с флером загадочности говорить лишь общие слова.

А вот тема с Куштау в данном интервью выглядит как попытка реинкарнации вброшенной иноагентом Ростиславом Мурзагуловым версии, что все произошедшее там было хитрым планом самого Радия Хабирова. Хитрым планом якобы по спасению горы, возврату активов республики и прочее. Если их послушать, то Радий Фаритович вовсе не виновник, а вообще – герой тех событий. Вот и в этом интервью он представился неким, поначалу, сторонним наблюдателем, который позднее вмешался в ситуацию и развел конфликтующие стороны. Это, на мой взгляд, даже не лицемерие, а запредельная ложь. Это ведь не БСК наняло десятки автобусов Башавтотранса, которые привезли ваших «спортиков» со всей республики. Певцы ртом пели на Куштау не «БСК – маладис», а пели «Хабиров – маладис». Поэтому не стоит сейчас оживлять тухлые и лживые нарративы, которые для вас придумал убежавший от вас Ростислав*. Людей о тех событиях не обманешь, Москву тоже. Смысл тогда врать? Глупо все это выглядит. Радий Фаритович признал, что на Куштау были не экстремисты и ваххабиты, а в большей части романтики. Но эти «романтики» по своему тону в устах Башлыгы как-то сразу резанули мне слух. Мне эти «романтики» Хабирова тождественны «глупышам» из Баймака, как выразился сам глава. Для него это словно люди одного порядка. Поэтому добрые слова в адрес людей от Хабирова у меня тоже вызывают сомнения.

Во время просмотра интервью мне показалось, что Радию Хабирову пробуют обкатать новый образ. Ему уже сейчас 60 лет. Это не резкий на слова, действия молодой мужчина. А уже умудренный опытом, спокойствием отец для всех. И тут я снова вспоминаю, как в интервью нашему изданию политолог Сергей Лаврентьев пожелал Радию Хабирову именно мудрости и солидного спокойствия. С точки зрения политтехнологий, вполне себе правильный шаг, но пока получается не очень. Потому что вопреки этому новому образу глупости не перестают произноситься.

Касаясь тем СВО, он вдруг заявил, что добровольцы едут повторно, потому что им там хорошо, и назвал зону СВО «чистым местом». На этот счет я имею, что ему и вам сказать. СВО – это не чистое место, а в большей мере черно-белый мир с четкими тонами. По этому восприятию мира комбатанты действительно часто тоскуют. Подобное испытываю и я сам. Но, повторюсь, никакое это не чистое место. Помимо настоящей дружбы, братства и героизма, на любой войне очень много предательства, трусости, глупости и все той же коррупции.

Со словами, что добровольцам там хорошо, я тоже не могу согласиться. Давайте тут четко разграничим, что добровольцами, которые имели, подчеркиваю, ранее возможность вернуться с СВО не по увечью, были следующие категории: добровольцы из ЧВК, в том числе «Вагнера», добровольцы-заключенные первых волн, добровольцы БАРСа. С «ЧВКашниками» все понятно, путь войны они избрали еще до СВО, поэтому они легко возвращаются, потому что на гражданке не могут найти таких заработков или вообще найти себя. С бывшими заключенными все примерно так же. Они не хотят повторять тюремный опыт. Таких я тоже знаю. Среди «БАРСов», как и среди «ЧВКшников», также велик процент добровольцев первой волны, еще событий 2014-2015 годов. Повторюсь, ни от одного представителя этих категорий я не слышал, что они возвращаются туда, потому что там им «хорошо».

А вот добровольцы из башбатов или мобилизованные – возвращаются на СВО не потому что хотят. А потому что обязаны по закону, а иначе – тюрьма. Это полноценные военнослужащие Министерства обороны, их просто никто не отпустит до конца СВО. И даже тюрьма для нежелающих возвращаться на СВО военнослужащих – это не выход. Потому что через тюрьму их отправят в отряды «Шторм Z».

Я, конечно, примерно понимаю, о чем на самом деле хотел сказать Радий Хабиров, но получилось неправильно, глупо и даже страшно. Страшно на фоне ежедневных сообщений о гибели наших земляков. Эти сообщения дозированы по 5-7 человек. Но, по моему мнению, в реальности такой равномерности не бывает. Бывает так, что потерь некоторое время вообще нет, а бывают массовые одномоментные потери. Очень много погибших числятся БП, потому что вытащить тела нет возможности. Чьи-то тела лежат месяцами в моргах, потому что никто не запрашивает генетику родственников для опознания. Есть такие примеры и у нас в республике. Поэтому эти трагические цифры могут меняться и меняться очень сильно. Как поисковик в прошлом, я с ужасом представляю, сколько работы, возможно, будет у поискового движения после окончания СВО. А саперам тоже работы будет на многие годы. Вот поэтому неудачно подобранные слова Радия Фаритовича для меня прозвучали дико.

Собственно, больше мне сказать об этом интервью дорого юбиляра нечего, посмотреть его полностью вы можете самостоятельно. Хотя нет, глава РБ сделал интересную оговорку, что самый счастливый период в жизни его семьи был во время работы в Красногорске. Я ему верю, я даже не буду против, если он вернется на повышение куда-нибудь в Подмосковье. Но, похоже, что данное интервью начинает старт его кампании на второй срок в Башкирии.

*Ростислав Мурзагулов внесен в список иноагентов