Словарные слова – это слова, в которых написание отдельных букв (далее «орфограмма») не поддаётся каким-либо правилам и объяснениям. Написание таких слов можно проверить только открыв орфографический словарь. Поэтому они и называются «словарными».
Путь к запоминанию:
- прочитать слово и понять его смысл;
- записать его в словарик, без ошибок;
- поставить в слове ударение и подчеркнуть орфограмму (можно разделить слово на слоги);
- запомнить слово;
- написать изученное слово под диктовку или по памяти;
- проверить написание слова.
Если есть ошибки, необходимо его выписать правильно и ещё раз прописать.
За один раз учить не более 5-6 слов, запоминать 2-5 минут.
Бывает, что некоторые слова никак не запоминаются. В этом случае, можно распечатать на листе (формат А4) эти слова (не более 3-х) крупным шрифтом и прикрепить у рабочего стола, на видном месте. Орфограмму выделить цветом.
Также можно применять приёмы графических и звуковых ассоциаций:
Приём графических ассоциаций. В этом возрасте ребята любят рисовать и фантазировать.
Например: слово КАРАНДАШ – две первые буквы «А» будут жить на кончике карандаша, пририсовываем к буквам карандаши;
слово МОРКОВЬ – буква «О» похожа на кружок, в котором можно нарисовать морковку;
слово ЗАЯЦ – к верхней части буквы «Я» можно пририсовать длинные ушки и носик с глазками.
Приём звуковых ассоциаций. Он заключается в том, что ребёнок подбирает к словарному слову другое слово, которое связано с ним по смыслу и имеет ту же орфограмму в ударном положении (далее «слово помощник»).
Ассоциации могут быть разными:
по размеру (малина – маленькая);
по вкусу (лимон – кислый);
по материалу (газета – бумага);
по месту расположения (берёза – лес; корабль - море) и т.п. Главное, чтобы ребёнок связал словарное слово со словом помощником.
Ещё один любимый приём ребят - ищем слово в слове. В некоторых словах прячется ещё одно слово, а нужная буква обозначает ударный звук.
Например: КОНЬКИ – КОНЬ; ПЕНАЛ – ПЕНА; ЗАВТРАК – РАК.
В некоторых словах скрываются ноты: ДОРОГА, РЕБЯТА, ПОМИДОР, ФАМИЛИЯ, ЛЯГУШКА.
В других словах живут числа: РОДИНА, СОРОКА, СТОЛИЦА.
А в словах: МЕБЕЛЬ, КАРТОФЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ – спряталась ель.
Итак, выбираем то, что придётся по душе и изучаем словарные слова с удовольствием! Но самое главное, не забываем повторять словарные слова, чтобы слово из кратковременной памяти перешло в долговременную. Расширяем словарный запас и пишем грамотно!
Автор: учитель начальных классов Григорьева Виктория