Много ли вы знаете рязанских брендов? Скопинская керамика, кадомский вениз... А как насчёт сапожковской грязи, рязанского каравайца или шацких чичор? О том, что можно считать брендами и почему в них должны быть заинтересованы не только производители, но и местные власти, мы беседуем с главным специалистом регионального инжинирингового центра АНО «АРБ» Людмилой КОЛОМИЙЦЕВОЙ.
– Людмила Викторовна, креатив нынче в моде, и многие, придумывая названия товару или услуге, мгновенно заявляют – это наш бренд! Если согласиться с таким подходом, то может показаться, что бренды появляются как грибы после дождя.
– Бренд – понятие не юридическое и очень широкое, включает в себя много факторов: и товарный знак, и фирменный стиль, и технологию, и инновационный дизайн. Но главное, без чего бренд не может состояться, – это репутация. А она должна быть проверена временем и подтверждаться соответствующим отношением потребителя.
– Если бренд – это объект интеллектуальной собственности, значит, его нужно обязательно запатентовать?
– Верно, и все правовые нормы для региональных брендов давно разработаны. Кстати, импульс этому процессу дала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, удивившаяся, как мало мы дорожим уникальностью продуктов своего труда. А ведь это ценный ресурс для развития территорий.
– Многие путают бренд с товарным знаком...
– Возьмём пример: на этикетке изображены самовар, бублики и надпись: «Рязанский чай». Но завтра любой другой предприниматель вместо бубликов нарисует сушки, поставит надпись «Рязанский чай», и вы никак не сможете доказать, что настоящий рязанский чай у вас, а не у него.
– Почему?
– Потому что слова «Рязанский чай» даже в зарегистрированном товарном знаке – это не охраняемые слова. И они останутся в таком статусе до тех пор, пока вы не закрепите их за конкретной территорией. Для этого законом введены понятия: наименование места происхождения товара (НМПТ) и географическое указание (ГУ). Вот они и будут считаться местными брендами.
– Людмила Викторовна, давайте поясним на конкретном примере. Вообразим, что на Марсе выросли яблоки, собран урожай и сварен из них компот. В каком случае «Марсианский компот» станет брендом в виде объектов интеллектуальной собственности ГУ и НМПТ?
– Наименование места происхождения товара подразумевает полную локализацию производства на определённой местности. Яблоки с особым вкусом вырастили на Марсе, используя уникальный климат и почву, здесь же собрали и переработали, закатали в банки. Всё, можно патентовать НМПТ. Для географических указаний жёстких требований по локализации нет. Можно собрать урожай на Марсе, а сваренный компот расфасовать на Меркурии. Но бренд останется тем же самым – «Марсианский компот» – при условии, что Марс и Меркурий – это единое государство. Когда защищают НМПТ или ГУ, речь идёт как раз об уникальности, особых свойствах товара.
– А кто должен подтвердить уникальность?
– В случае с НМПТ это делают профильные министерства и ведомства, такие как Минсельхоз, Минздрав, Минпромторг, Росалкоголь и так далее. А понятие ГУ ввели относительно недавно, и здесь процедура брендирования намного проще. Заключение дают местные власти.
– Почему властям и предпринимателям иметь свои региональные бренды выгодно?
– Одно время разные производители начали маркировать своё масло названием «Вологодское», пользуясь тем, что марка раскрученная. А качество было разным. Вологодцам ситуация, естественно, не понравилась. Они запатентовали слова «Вологодское масло» как НМПТ, сделали их брендом, и использовать его теперь могут все вологодские изготовители масла, которые входят в Ассоциацию маслоделов, потому что их продукция привязана к конкретной территории, обеспечивающей свойства товара. Местному бизнесу даётся мощная преференция, выраженная в раскрутке продукции, её узнаваемости, и власти в этом сильно заинтересованы.
– Наверное, вы ощущаете этот интерес? Предложения запатентовать бренды поступают друг за другом?
– К сожалению, активность невысока. Мы направили письма в муниципальные образования, но в большинстве своём получили странные ответы: у нас, мол, патентовать нечего. Мы подумали и снова направили обращения: вспомните, у вас есть то-то и то-то, что вы представляете на выставках и ярмарках... Вроде спохватились.
– Людмила Викторовна, а какие бренды уже зарегистрированы в Рязанской области?
– Пока их немного: шиловская лоза, кадомский вениз, михайловское кружево, скопинская керамика, рязанский леденец, рязанское пиво. Ещё одна предпринимательница из Кадома, занимающаяся кружевным промыслом в традициях кадомского вениза, подала заявку на присоединение к НМПТ «Кадомский вениз», а также подана заявка на михайловскую куклу-коклюшку, выросшую из народного промысла «михайловское кружево».
– Наверное, чтобы разглядеть красоту, почувствовать ценность изделия, нужно отъехать подальше, взглянуть на него издалека. Большое видится на расстоянии…
– Всем требованиям бренда у нас отвечает, например, сапожковская глиняная игрушка. Центром промысла была деревня Александро-Прасковинка, которую называли Глинки, и там лепили глинковских баб. После смерти старого мастера Тимофея Андреевича Кондрашова его дело подхватили последователи и ученики. В Касимовском районе лепят знаменитую вырковскую игрушку, открыли музей, но она тоже, к сожалению, не запатентована. Там же делают касимовские ляваши – татарское сладкое блюдо, причём в других местах с татарским населением его найти невозможно, рецепт исключительно касимовский. В шацком селе Казачья Слобода готовят оладьи из пшённой каши, тоже уникальные, их так и назвали – шацкие чичи. Караваец стопроцентно рязанский бренд, рязанские каравайцы упоминаются в словаре Даля, тонкие пшеничные блины до сих пор пекут бабушки в сёлах, рецепты, навыки ещё не утрачены.
– Помнится, даже гастрономический фестиваль проходил в Рязанском районе под названием «Рязанский караваец», и на нём пекли именно такие блины. А в мэрии Рязани, в фойе второго этажа, я увидел под стеклом сертификат Книги рекордов России за номером 2093. Сертификат свидетельствует, что администрации Рязани принадлежит рекорд по наибольшему количеству испечённых рязанских каравайцев – 711 штук за 1 час.
– Можно вспомнить ещё сапожковские лечебные грязи с уникальными свойствами, скопинский курник, заокскую запеканку, батуринскую капусту, спасский лук и спасские огурцы... Кстати, луховицкие огурцы зарегистрированы как бренд, астраханский арбуз, краснодарские вина, сахалинская икра тоже… А Мордовия запатентовала морёный мордовский дуб. В России по количеству зарегистрированных брендов лидирует Краснодарский край, в пятёрку лидеров входят Ставропольский край, Тульская и Московская области.
– Наверное, стоит отдельно сказать про калинник, который мы позиционируем как истинно рязанский продукт, возим его на выставки и угощаем гостей. А ведь этот бренд только гипотетический, у него до сих пор нет статуса ГУ или НМПТ.
– В этом может заключаться опасность. Официально зарегистрирован только товарный знак «Калинник», а он не обозначает принадлежность к Рязанской области. И завтра может появиться «Сасовский калинник» как ГУ, зарегистрированный в Сасовском районе, тем более там его родина.
– Вывод напрашивается сам собой – регистрировать региональные бренды, закрепляя их за местными территориями. Наверное, эта процедура обойдётся недёшево…
– В том-то и дело, что осилить регистрацию ГУ может любой, даже начинающий индивидуальный предприниматель, а подготовкой заявок АРБ вообще занимается сейчас бесплатно, в качестве меры развития и продвижения регионального бизнеса. Нужно, чтобы сами предприниматели и органы местного самоуправления осознали необходимость этой процедуры для защиты интеллектуальной собственности и повышения привлекательности своей территории. Что ещё хочется отметить? Время работает на бренды и товарные знаки, повышается их капитализация. Иметь бренд экономически выгодно, ведь его доля в стоимости товара или услуги с годами только повышается. Бренд становится нематериальным активом, и его можно отнести к основному капиталу. У знаменитых корпораций один только бренд без учёта материальных активов и технологий оценивается в миллионы долларов.
– Вот на этих оптимистических цифрах давайте и завершим нашу беседу. Никогда не поздно мечтать о подобном успехе! Спасибо вам за разговор!
Беседовал Димитрий Соколов
Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"!
Мы каждый день рассказываем о событиях, которые происходят в регионе, пишем о людях, которые меняют область к лучшему)
Присоединяйтесь к нашему каналу. Читайте материалы, пишите в комментариях отклики или ставьте лайки! Ваши поддержка и интерес очень важны!
Другие материалы автора: