668 подписчиков

Российские ученые нашли решение, заменяющее смазку в подшипниках

Новая разработка российских ученых позволит отказаться от использования смазочных материалов в подшипниках скольжения. Их заменит сверхвысокомолекулярный полиэтилен, соединенный с металлической поверхностью. Такое покрытие обладает низким коэффициентом сухого трения, высокой износостойкостью и химической инертностью. Все эти свойства делают данный материал перспективным решением для использования в подшипниках скольжения.

Новая разработка российских ученых позволит отказаться от использования смазочных материалов в подшипниках скольжения.

Соединить сверхвысокомолекулярный полиэтилен с металлом можно методом термопрессования, но при высоком нагреве полимер теряет свои уникальные свойства. Ученые из Сеченовского Университета и НИТУ МИСИС в рамках исследования, поддержанного грантом РНФ, нашли решение, как соединить полимер и металл без нагрева. Соединить поверхности они предлагают с помощью адгезивов, которые обеспечивают эффективное склеивание без воздействия высоких температур.

Чтобы улучшить способность полимерных лент связываться с поверхностью металла, ученые разработали специальную технологию. Предварительно полиэтилен обрабатывается кислотами. Затем выполняется прививка целлюлозы с использованием ультрафиолетового излучения. В ходе испытаний ученые установили, что прочность на отслаивание обработанных таким образом лент увеличилась в три раза по сравнению с необработанными лентами.

Соединенный с металлом сверхвысокомолекулярный полиэтилен формирует скользкую поверхность трения. Нанесение этого полимера на поверхности скольжения позволяет отказаться от использования смазочных материалов. Он подходит для изготовления подшипников скольжения и других движущихся механических конструкций.