292 подписчика

Стоит ли говорить с детьми о страшных событиях. Советы Петрановской

Раньше с детьми не принято было обсуждать новости, выходящие за рамки детских тем. Хотя инцидентов творилось немало.

Раньше с детьми не принято было обсуждать новости, выходящие за рамки детских тем. Хотя инцидентов творилось немало. На любые неудобные вопросы родители отвечали: «я не знаю», «тебя это не касается», «маленькая ещё». Теперь всё иначе.

Мы в школе шутили, что дети 90-х постоянно попадают под раздачу. Удивительно, но этот тезис не теряет своей актуальности до сих пор. Мы росли в неспокойное время, и нас постоянно окружали разные события: неприятные, страшные, жуткие, удручающие и так далее. Я специально не буду называть вещи своими именами, чтобы не затронуть ничьих чувств.

Я родилась и училась в школе в Ставропольском крае, и мы, к сожалению, знали больше о плохих людях. Буденновск – в 80 км от дома, Шaмиль Бaсaев в 1995-м просто прошел мимо в город покрупнее. Беслaн – в 200 км от моей малой Родины и в 30 км от родового дома моего двоюродного брата.

На территории района, где я жила, регулярно ловили плохих вooруженных людей. Друг моего родного брата даже участвовал в их зачистке в одном селе и шесть часов пролежал с ранением под пулями, потому что не было возможности его вытащить. Он выжил, и это было чудо.

Когда я была в 10 классе, плохих вооpуженных людей обнаружили прям на краю нашего города. Тогда школы экстренно закрывались, и детей выпускали только в сопровождении родителей. Помню, мама прибежала за мной, отвела под звук перестрeлки домой и убежала на работу, потому что взрослых с работы никто не отпускал. Это был странный день: ты сидишь дома, один, чего-то ждешь, не понимая, что вообще происходит, закончится ли, вернутся ли родители домой... Информации никакой нет, потому что твой маленький город не принято показывать по телевизору и следить за ситуацией вокруг него, а местные новости крутят уже под ночь. В то время ещё модно было болтать с подругами по стационарному телефону часами ни о чем – это меня спасало.

В моëм детстве такие истории не принято было обсуждать в семье. Что сказали по телеку, упомянули в школе, то и знаешь. Ужасно, жутко — ты цепенеешь и как-то сам все это переживаешь, «переваривая» с друзьями и педагогами дополнительных секций.

Почему это надо проговорить

Мне бы очень хотелось, чтобы мои дети жили в спокойном идеальном мире и не встречались ни с какими проявлениями ужасного. Но вышло, как вышло.

Дети включены в социум, и сегодня невозможно спрятаться от информации: сын видит и слышит, что происходит вокруг, они обсуждают это в школе, и дома он задаёт вопросы: про Белгopoд, про Кpoкус, про всё остальное — почему так.

Тут дежурное «я не знаю» не работает. По словам психологов, если не обсуждать это с ребёнком, желая, чтобы тот не расстраивался и думал только о хорошем, то он не успокоится, а, напротив, останется со своими переживаниями один на один и в итоге превратится в невротика. У ребёнка нет опыта, чтобы оценить ситуацию, а мы ещё и отрезаем его от возможности спросить, понять, поделиться чувствами и получить утешение.

Педагог-психолог и автор книг-бестселлеров по воспитанию детей Людмила Петрановская уверена, что детей нужно не лишать информации, а учить правильно её воспринимать. Вот, что она говорит:

«Дети должны чувствовать поддержку родителей. Детские страхи сильны от того, что родители не хотят разговаривать с ними о бедах и проблемах. Угрозу для психики несут не сами по себе события (если они происходят не с вами), а невозможность проживать и переживать их в контакте с другими людьми. Невозможность получить поддержку и объяснения».

Как говорить с детьми – советы Людмилы Петрановской

Прежде всего, психолог рекомендует определиться с целями: зачем мы об этом говорим?

Какие цели могут быть

  • Чтобы ребенок понимал, что происходит, в том числе состояние взрослых.
  • Чтобы не был сильно напуган, не стал боятся вообще всего.
  • Чтобы объяснить ограничения, возникшие в результате происшествия.

Какие цели нельзя ставить

  • Чтобы ребёнок жил как ни в чем не бывало и не расстраивался (если ему больше 3 лет).
  • Чтобы ребёнок разделил с нами ужас, горе и гнев, облегчая наше состояние и подтверждая нашу правоту.
  • Чтобы ребёнок начал видеть мир как опасное и непредсказуемое место.
Скриншот из телеграм-канала Людмилы Петрановской
Скриншот из телеграм-канала Людмилы Петрановской

А как вы помогаете детям переживать страшные события?

Спасибо за ваши лайки, комментарии и подписки.