3,3K подписчиков

Режим недосягаемости. Чему учит российскую медиаиндустрию Kai Angel

398 прочитали
© VK / 9mice
© VK / 9mice

Музыкальный журналист Александр Бука разбирается в современном маркетинге на примере нового альбома Kai Angel «GOD SYSTEM».

Дуэту Viperr, в который входят артисты 9mice и Kai Angel, немногим больше года. За это время они успели собрать внушительную активную фан-базу, которой позавидуют многие состоявшиеся исполнители. Во главе этого успеха стоят рассудительность и расчёт Димы Ицкова, сменившего прошлый проект Zavet на бунтарство Кая Энджела.

Оба рэпера славятся эпатажностью. Стильной и выдержанной, без ухода в крайности. Viperr принёс огромный пласт западной культуры в российскую музыкальную индустрию, о чём не раз с упоением рассуждали музыкальные журналисты. Но весь трюк в том, что в действительности артистов сложно назвать по-настоящему отечественными.

© VK / kai angel
© VK / kai angel

Они живут преимущественно в Европе, любят летать в США, а в Россию приезжают лишь потурить. Так что мечтаниями многих здешних фрешменов об успехах на Западе здесь и не пахнет. Скорее это история про то, как два артиста интегрировались в зарубежное общество и продолжают развивать связи, используя моду и музыку как главные инструменты.

Fashion-индустрия для них — родной дом. А фотосессии, модные показы и правильные знакомства помогли быстро добраться до самых верхних звёздных эшелонов. Речь о самом Канье Уэсте. Правда, совместку с ним Кай и Майс вряд ли записали. Зато попали в личные соцсети рэпера после того, как поработали моделями для коллекции мерча к выходу проекта Vultures, за которой стоит Гоша Рубчинский.

С Гошей Рубчинским. © t.me / kai4ngel_9MICE
С Гошей Рубчинским. © t.me / kai4ngel_9MICE

Музыка в этой истории вторична, но очень действенна с точки зрения маркетинга, в котором Ицков собаку съел. На GOD SYSTEM он повесил свежевыдуманную жанровую бирку «hi-tec». На самом деле это уже привычный рейдж-трэп с примесью нью-джаза и вытекающими отсюда экспериментами. И следует ли говорить про какое-то новаторство, если музыка уже давно переваривает саму себя? Да и цели у альбома явно были другие — чарты и обсуждаемость.

В первые Дима попал благодаря хитрому и искусному решению, которое стоит принять к сведению и западным коллегам. Титульный трек релиза GOD SYSTEM — это почти 11-минутный эмбиент. Сразу после выхода альбома Kai Angel призвал фанатов ставить его фоном на репит — и таким образом быстро оказался в топе нескольких стриминговых чартов.

К новой формуле Ицков добавил уже проверенный десятилетиями ингредиент — репитативность. Моментами она даже превращается в предельную зеркальность. Единственный сингл альбома, VICTIM, повторяет их совместный с 9mice хит LIPSTICK не только по читке, но и тонально. О подобных приёмах артист размышлял ещё в интервью для телеграм-канала «Тихое Место» во времена проекта Zavet:

«Людям очень нравится то, что они уже слышали. И когда при прослушивании у тебя в голове возникают ассоциации, то ты это легче усваиваешь. Если ты совсем не похож ни на кого, твоё музло будет никому не нужно. Ты должен цеплять слушателя якорями, чтобы он сразу вспоминал что-то. Люди хорошо замечают вторичный продукт, но сегодня уже такая индустрия, что все смирились с этим».

© t.me / kai4ngel_9MICE
© t.me / kai4ngel_9MICE

Правда, трек VICTIM несколько теряется среди других потенциальных бэнгеров. Дима любит участвовать в продакшене собственных релизов. Но в этот раз, судя по всему, ограничился только сведением. Отдалённый вокал, словно таящийся меж морозных пиков гор, вшит в биты по его лекалам. А вот за инструментальную часть ответственны другие продюсеры, среди которых чаще всего встречаются 730hahah, omgzanoza и stefan. И саунд-дизайн на высоте. Чего только стоят объёмные, полые внутри стереобасы. Кай в данном случае взял на себя роль дизайнера песенной коллекции, рассосредоточив композиции в альбомном хронометраже.

Естественно, никакой эволюции жанра не произошло. За время существования Viperr Кай и Майс очень осторожно ходят вокруг трендового звучания, не скатываясь в откровенное копирование, и преуспели в этом. Они общаются и даже сотрудничают с артистами лейбла Opium, возглавляемого Playboi Carti. Но не спешат отправляться в экспериментальные поиски, давая западным артистам нащупать что-то первыми. Тем более уже становится непонятно, где и что именно искать. Свежая статистика говорит о медленной стагнации хип-хопа в последние пять лет. Его начали неумолимо догонять рок-музыка и кантри. И пока тот же Карти уходит в деконструкцию самой формы трэпа в преддверии ожидаемого альбома Music, Kai Angel придерживается работающей схемы.

На дне рождения Мэрилина Мэнсона. © t.me / kai4ngel_9MICE
На дне рождения Мэрилина Мэнсона. © t.me / kai4ngel_9MICE

Концептуально никакой истории в альбоме нет. Единственный плавный переход проработан с эмбиентного GOD SYSTEM на рейджевый BAD BITCHES ONLY. Смыслово это привычные для трэпа гимны гедонизма, закрепляющие определённые достижения артиста. Здесь он упоминает Мэрилина Мэнсона, у которого побывал на дне рождения, выступает против культуры отмены, немного рефлексирует. И кичится собственной недосягаемостью и элитарностью. Достаточно ограничиться этими тремя цитатами из релиза, чтобы описать лирическое наполнение:

«Слушаю самую тяжёлую музыку, чтобы стало легче»,

«Провалилось здание, на котором стояла индустрия»,

«We cancel the cancel».

Дима привычно управляется с флоу, совмещая языки в психоделичном вальсе, порой отводя под английский речитатив целые куплеты. GOD SYSTEM можно считать достойным примером того, насколько зарубежная культура интегрирована в современную русскоязычную. Нативно, интуитивно или принудительно — артистам просто необходимо ужиматься до рамок трендовых контекстов в попытках зацепить часть аудитории на такое короткое нынче мгновение. И на обложке своего нового студийника Kai Angel замер в этих реалиях. Бледный и вытянутый, в лучших традициях Эль Греко.

Обложка альбома GOD SYSTEM. © Viperr
Обложка альбома GOD SYSTEM. © Viperr

Тем, у кого до сих пор возникают вопросы, почему же подобная музыка так актуальна у подрастающих поколений, стоит получше вглядеться в настоящее. Ведь она прекрасно отражает сломанную испачканную современность. Информационно перегруженную, кричащую, утыкающуюся в лимит человеческих возможностей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции