154 года со дня рождения И. Э. Грабаря

25 марта 1871 года родился Игорь Эммануилович Грабарь — живописец, искусствовед, педагог, историк искусства, художественный критик, музейный работник, реставратор, народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии, действительный член Академии художеств СССР.

И. Э. Грабарь занимался в мастерской П. П. Чистякова и в Академии художеств у И. Е. Репина (1893—1896). Художник придавал исключительное значение творческой и педагогической деятельности П. П. Чистякова, считая, что она знаменовала собой новый этап в развитии русской живописи и, в частности, оказала решающее влияние на формирование творческих индивидуальностей И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. Эта точка зрения нашла свое отражение в искусствоведческих трудах Грабаря: «Введение в историю русского искусства».

В 1896 —1898 гг.  Игорь Эммануилович учился в Мюнхене в школе А. Ашбе, а после посещения Парижа, где он пытался сравнить принципы работы художественных школ Франции и Германии, обойдя все известные академии, записавшись в академию Жюльена и занимаясь в школе Коларосси, славившуюся постановкой рисования набросков, Игорь Эммануилович пришел к заключению, что система Ашбе практически идеальна, надо лишь настойчиво и неукоснительно следовать всем ее положениям (например,  принципу «мерке» — проверке пропорций натурщика на глаз путем измерения углем или кистью соотношения отдельных частей). Пребывание в Германии оказало огромное влияние на И. Э. Грабаря не только в том, что касается изучения рисунка и анатомии, но и в значительном расширении и обогащении его кругозора. В Мюнхене он впервые узнал, что кроме масляной и акварельной техники существуют и другие ее виды и особенно заинтересовался темперой, фреской. Также. И. Э. Грабарь, занимавшийся в Национальной библиотеке Мюнхена, изучал историю техники живописи — от античных времен до XVII века. Он увлекся историей скульптуры и архитектурой; многократно посещал Глиптотеку, в которой были сосредоточены лучшие в мире образцы античной пластики. Ходил в политехникум на занятия строительного искусства — и лишь отъезд в Россию помешал держать экзамен на звание архитектора.

И. Э. Грабарь был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». В 1913–1925 гг. возглавлял Третьяковскую галерею. Инициатор и создатель Центральных реставрационных мастерских в Москве: в 1918–1930 годах — директор, с 1944 года — научный руководитель. Преподавал в Московском университете, Московском художественном институте, с 1944 года — директор Института истории искусств АН СССР.

Эрнст-Фридрих фон Липгарт (Эрнст Карлович Липгарт) (1847–1932)
Портреты И. Э. Грабаря и П. Ю. Сюзора
1915
Бумага, графитный карандаш
НИМ РАХ
Эрнст-Фридрих фон Липгарт (Эрнст Карлович Липгарт) (1847–1932) Портреты И. Э. Грабаря и П. Ю. Сюзора 1915 Бумага, графитный карандаш НИМ РАХ

Неизвестный фотограф
И. Э. Грабарь в парке усадьбы «Пенаты»
1940–1941
Фотография
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф И. Э. Грабарь в парке усадьбы «Пенаты» 1940–1941 Фотография НИМ РАХ