1,7K подписчиков

Когнитивно-поведенческая терапия и детский страх стоматологов

Новое исследование, финансируемое Национальным институтом здравоохранения (National Institute for Health and Care Research, NIHR), призвано выяснить, может ли когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помочь уменьшить тревожность у большинства детей, которые боятся стоматологов. Целью этого исследования является сравнение клинической и экономической эффективности при эксплуатации когнитивно-поведенческой терапии для психологической самопомощи, проводимого стоматологами во время лечения детей со стоматологической тревожностью, и сравнение со стандартным лечением.

Примерно каждый третий ребёнок избегает посещения стоматолога из-за страха, в результате чего усиливается зубная боль, возникают зубные инфекции и кариес.

Команда стоматологов и исследователей во главе университета Шеффилда (aka Шеффилдский университет, University of Sheffield) в сентябре 2021 года начала 4-летнее исследование нового способа снижения стоматологической тревожности на основе КПТ.

Главный исследователь, профессор и почётный консультант по стоматологическому здравоохранению Зои Маршман (Zoe Marshman) сказала:

Стоматологическая тревожность очень распространена у детей и может привести к ухудшению здоровья полости рта, усилению кариеса и удалению зубов. Как правило, во время лечения детей, страдающих стоматологической тревожностью, применяют седацию или общую анестезию. Такой подход не помогает остановить их страх, и они могут всю жизнь избегать посещения стоматолога. Поэтому необходим простой и эффективный способ помочь детям сохранить здоровье их зубов.

В исследовании примут участие 30 стоматологических клиник и 600 детей в возрасте от 9 до 16 лет, которые подвержены стоматологической тревожности. В каждой клинике будут принимать участие два специалиста-стоматолога: один пройдёт обучение по когнитивно-поведенческой терапии и будет применять дополнительные источники, предоставленные в ходе исследования, а другой будет оказывать обычную помощь. Пациенты со стоматологической тревожностью будут распределены между специалистами случайным образом. Дети будут заполнять анкеты, касающиеся стоматологической тревожности и влияния здоровья полости рта на качество их жизни, перед лечением, сразу после завершения лечения, а также через 12 месяцев. Будут сравниваться показатели посещаемости, потребность в седации и стоимость двух разных подходов.

В результате исследования профессора Маршман и ее команды, будут изучены новые подходы, основанные на принципах КПТ, которые предполагают совместную работу стоматологов, детей и родителей с использованием специально разработанных ресурсов, чтобы помочь понять, почему ребёнок тревожится. Главная задача — предоставить ребёнку информацию и возможности выбора относительно процедур, которые могут ему понадобиться. А также предложить детям занятия, которые помогут справиться с ситуацией, и облегчить им разговор со стоматологом.

В 2015 году NIHR профинансировал исследование по разработке метода снижения детской стоматологической тревожности на основе управляемой когнитивно-поведенческой терапии для психологической самопомощи. Существуют доказательства в поддержку использования КПТ, разговорной терапии, при других формах тревоги и психических расстройств, однако в настоящее время количество исследований КПТ, проводимых специально стоматологами, а не психологами для детей, ограниченно.

Это исследование может помочь детям, которые, в противном случае, могли бы провести всю жизнь, избегая посещения стоматолога и игнорируя потенциально серьёзные проблемы с полостью рта.

Влияние и распространение исследование послужит основой для будущих рекомендаций, клинической практики и решений по лечению детей со стоматологической тревожностью. Результаты будут опубликованы в рецензируемых стоматологических журналах и представлены на научных конференциях.

Автор перевода — Ольга Крафт

Оригинальная публикация статьи «New trial to see if CBT can help children who are afraid of the dentist» на сайте National Institute for Health and Care Research (англ.)