7,2K подписчиков

"Лесные братья" и проблемные родственники: 3 советских фильма о беспокойной жизни послевоенной Прибалтики

1,7K прочитали

Тему советских фильмов про бандеровцев я закончила, перехожу к их идейным собратьям из Прибалтики и, конечно, это будут работы сильных союзных киностудий, отличавшиеся своеобразным национальным колоритом и менталитетом.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Чувства" 1968 г. Литовская киностудия

Заканчивается война. В рыбацком поселке, где проживает главный герой фильма Каспарас, еще стоят немцы, а через речку - другое селение. Там русские, советская власть, но, самое главное для Каспараса, - отцовский дом и брат-близнец Андрюс. Братья очень любят друг друга, хотя из Каспараса слова клещами не вытянешь, не то что о чувствах, но и о повседневных делах.

Кадр из фильма "Чувства". Каспарас (Регимантас Адомайтис), Андрюс (Юозас Будрайтис).
Кадр из фильма "Чувства". Каспарас (Регимантас Адомайтис), Андрюс (Юозас Будрайтис).

В поселке к войне относятся как плохой погоде. Немцы так немцы, русские так русские. Главное - семью кормить, хозяйство, скотина и , конечно, лов. С реки же весь поселок кормится. Вот такие они - горячие литовские парни. Им любая власть дело делать мешает, но и выступать против они не будут пока лично не припечет.

Каспараса припекло. Во время родов умерла жена, оставила двух близнецов - мальчика и девочку. Близнецы в их роду рождаются издавна. Угрюмый рыбак три дня не мог смотреть на невольных виновников смерти своей второй половинки, но они же пищат. С соседкой, вначале ухаживавшей за младенцами, отношения не сложились. Пришлось самому качать, кормить, доить для них корову. Постепенно дети стали смыслом жизни немногословного рыбака.

И тут знакомый немец Фердинанд по секрету сообщил, что будут отбирать скот. Корову надо спасать - куда же без молока с младенцами? Каспарас бежит через реку к брату. В лодке - корова, ящик со сладко спящими малышами и оглушенный ударом весла Фердинанд, стоявший ночью в охранении плавсредств. Вот и делай людям добро).

Кадр из фильма "Чувства". Фердинанд (Альгимантас Масюлис).
Кадр из фильма "Чувства". Фердинанд (Альгимантас Масюлис).

Фильм режиссера Альмантаса Грикявичуса, который еще не раз достойно и эффектно поднимет в кино военную тему ("Факт" 1980 г.,"Воскресный день в аду" 1987 г.), снят по сценарию другого мастера литовской кинорежиссуры - Витаутаса Жалакявичуса ("Никто не хотел умирать" 1965 г.), опиравшегося на роман Эгона Лива "Чертов кряж". Название романа - прозвище главного героя и да, он такой - кряжеватый, как дерево. Молчаливый и упорно цепляющийся корнями за жизнь.

Помимо тревоги за сохранение самобытности литовского народа, оказывающегося в составе то одного, то другого государства, Жалакявичуса волнует характерная для мировой классики тема "маленького человека", его роли и степени ответственности в происходящих исторических событиях. И, надо признать, авторы решают её нехарактерно для советского кино, утверждавшего социальный подход. Они выдвигают на первый план ценности семьи, любви, дружеских отношений.

Не только родственная привязанность, но и добрососедские отношения не раз спасают героя от опасностей. Нельзя пропасть, когда кругом свои, как говорит он сам ближе к финалу картины. Потому и погибает незлой, но для всех чужой Фердинанд, что невольному, но все равно, захватчику, не на что опереться. У "лесных братьев" корни здесь вроде бы есть, и помогает кое-кто, то по родственным связям, то из страха, но и им приходится бежать за границу, поскольку все хотят рыбу ловить, а не по лесам с автоматами бегать.

Фильм натурален, убедителен и местами страшен тем, насколько близость смерти вписана в послевоенный быт Литвы. Верится, что вот как-то так и было, что подчеркивает суровое черно-белое изобразительное решение картины.

Из актерских работ наиболее впечатляет главный герой в исполнении Регимантаса Адомайтиса. Его брату по картине Юозасу Будратису досталась менее заметная роль, но сцены, в которых участвуют оба, пронизаны привязанностью, нерушимой, несмотря ни на какие препятствия. Они в фильме даже, действительно, похожи. Особенно трогательна финальная встреча. Можно сказать, что тема неразрывной внутренней связи близнецов тоже значимая линия сюжета. И двое новых маленьких молчунов наблюдают за свиданием отца и дяди после долгой разлуки.

Хочется отметить Альгимантаса Масюлиса в роли немецкого солдата Фердинанда. Сколько у него было эффектных ролей сильных личностей, но и такого неприкаянного персонажа, сохранившего неудобные во время войны, человеческие чувства, актер играет достоверно. Органичен в образе поселкового милиционера Вайткявичуса Бронюс Бабкаускас. Особенно заметно его искусство перевоплощения в сравнении с работой в следующей картине, где тот уже играет городского интеллигента.

При некой заторможенной и немногословной уравновешенности мужчин, в фильме довольно много в плохую сторону активных женщин. Самая крупная домашняя язва - Агне, жена Андрюса и бывшая любовница Каспараса. Ее выразительно играет актриса Регина Палюкайтите. Героиня насколько хорошенькая, настолько и вредоносная, словно это о ней писал Лермонтов "прекрасна как ангел небесный, как демон коварна и зла".

Кадр из фильма "Чувства". Агне (Регина Палюкайтите).
Кадр из фильма "Чувства". Агне (Регина Палюкайтите).

В остальных ролях: Эугения Байорите (Морта, жена Каспараса / Яне), Лаймонас Норейка ("лесной брат"), Витаутас Паукшите ("лесной брат"), Казимирас Валайтис (Витаутас, муж Яне, "лесной брат"), Гедиминас Карка (начальник милиции), Аурелия Микушаускайте (Гертруда), Гедиминас Гирдвайнис (Вальдас, брат Яны) и другие.

"Мужское лето" 1970 г. Литовская киностудия

Было у профессора истории Альсиса двое сыновей-близнецов (опять!). Отец умер, а дороги братьев после войны разошлись в разные стороны. Зигмас, преданный идее национальной независимости, оказался в отряде "лесных братьев", Альгимантас, друживший с "красными", дослужился до лейтенанта органов госбезопасности.

И вот во время боя тяжело раненый Зигмас попадает в плен. Под чутким контролем чекистов он лежит в местной больнице и никак не идет на сотрудничество. По дороге в город в повозку к доктору подсаживается мрачная женщина в черном платке и намекает, что лучше бы раненого бог прибрал, а то врачу самому не поздоровится. Затем доктору приносят облегчающую весть о смерти проблемного пациента без посторонней помощи, но не тут то было - конвоир ошибся.

Кадр из фильма "Мужское лето". Доктор Абарюс (Бронюс Бабкаускас), Ядвига (Джильда Мажейкайте).
Кадр из фильма "Мужское лето". Доктор Абарюс (Бронюс Бабкаускас), Ядвига (Джильда Мажейкайте).

Вскоре капитан госбезопасности Шерис ведет на телефонной станции громкий разговор о смерти лейтенанта Альгимантаса Альсиса от заражения крови и его подслушивает политически неблагонадежная телефонистка. Перед нами любимый сюжет индийского кино о подмене близнецов в литовском исполнении.

Судя по такому легкомысленному ходу, сценарий задумывался как приключенческий, но общая мрачноватая атмосфера фильма и наработанный национальным кинематографом опыт социально-психологической драмы о расколе в послевоенной Литве сделали постановку чем-то средним между драмой и детективом.

Очень хорош Юозас Будрайтис, играющий обоих Альсисов. Актер убедителен и в любовных сценах, где его герой может быть самим собой, и в образе идейного националиста, каким предстает перед командиром отряда "лесных братьев". Впечатляет контраст между загнанным лесовиком и блистательным пижоном, в которого персонаж превращается, готовясь к переходу на Запад.

Кадр из фильма "Мужское лето". Альгимантас Альсис (Юозас Будрайтис), командир отряда "лесных братьев" (Антанас Шурна).
Кадр из фильма "Мужское лето". Альгимантас Альсис (Юозас Будрайтис), командир отряда "лесных братьев" (Антанас Шурна).

Бронюс Бабкаускас, в предыдущей картине игравший милиционера, бывшего простого сельского парня, здесь, в роли доктора Абарюса, - вылитый осторожный провинциальный интеллигент, попавший между двух огней: чекистами и лесовиками. Честный врач и просто порядочный человек, он и совесть хочет сохранить, и храбростью не отличается.

Регимантас Адомайтис тоже играет представителя сельской интеллигенции - учителя Аугустинаса, и он тоже не смельчак. Хочет спокойно работать и иметь немного личного счастья. Увы, учитель влюблен в девушку, чье сердце принадлежит другому, и эта любовь возвышает персонажа до бесстрашия и прощения человека, который, в его глазах, является преступником, но также страдает, потеряв любимую.

Кадр из фильма "Мужское лето". Аугустинас (Регимантас Адомайтис), Алдона (Вайва Майнелите ).
Кадр из фильма "Мужское лето". Аугустинас (Регимантас Адомайтис), Алдона (Вайва Майнелите ).

Тревожное и напряженное действие картины подчеркивает музыка композитора Витаутаса Юозапайтиса.

В съемках принимали участие: Антанас Шурна (командир отряда "лесных братьев" "Венуолис"), Вайва Майнелите (Алдона, учительница, невеста Альгиса Альсиса), Аудрис Мечисловас Хадаравичус (капитан Шерис), Гедиминас Карка ("Дядя", член отряда "лестных братьев"), Джильда Мажейкайте (Ядвига, связная отряда "лесных братьев"), Повилас Гайдис (провокатор) и другие актеры.

"Чужие страсти" 1983 г. Рижская киностудия.

Послевоенная Латвия. Юная пугливая литовочка Марите пробирается на хутор Валдманисов. У девушки забрали отца за связь с "лесными братьями" и тот успел посоветовать дочке уехать к знакомому, Антанасу, тоже прятавшемуся у него с трудное время. Марите думает, что Антанас и есть владелец хутора, но действительность оказывается сложнее и кто настоящий хозяин - животрепещущий вопрос для всех там проживающих.

Кадр из фильма "Чужие страсти". Марите (Зане Янчевска).
Кадр из фильма "Чужие страсти". Марите (Зане Янчевска).

Формально владельцем богатого, хотя и урезанного новой властью хозяйства, является старый Валдманис. Он ушел в себя, считается выжившим из ума, объясняется с помощью манипуляций палкой и, в довершение абсурда, спит в гробу. Именно этот старик первым попадается бедной Марите и на скромный вопрос: "Дедушка, как пройти на хутор Валдманис?", - грозит ей своим посохом.

Кадр из фильма "Чужие страсти". Этот ужасный дед с палкой! Валдманис (Леонид Оболенский).
Кадр из фильма "Чужие страсти". Этот ужасный дед с палкой! Валдманис (Леонид Оболенский).

Жена Валдманиса, Анна, женщина зрелого возраста, слишком молодая для мужа и слишком старая для своего любовника Антанаса, бывшего батрака этого хутора, - несомненно, хозяйка. Только вот при ком? Она бы с удовольствием вышла за Антанаса. Он и сам хорош, и социальное происхождение имеет самое выгодное на настоящий момент, и во власти заправляют такие как он, фронтовики, но старый Валдманис, хоть и спит в гробу, помирать не торопится.

Кадр из фильма "Чужие страсти". Анна (Вия Артмане), Антанас (Альгирдас Паулавичус).
Кадр из фильма "Чужие страсти". Анна (Вия Артмане), Антанас (Альгирдас Паулавичус).

К тому же Антанас смотрит на сторону. Одно дело батраку путаться с хозяйкой в буржуазной Латвии - все сладкий кусок чаще перепадет, другое - нынешнему "хозяину жизни", представителю передового класса, спать со старой надоевшей бабой, когда рядом ходит ее красавица-дочка.

В общем, как говорила подруга семьи Хоботовых из "Покровских ворот", в семье царствуют "высокие, высокие отношения" и, главное, никто никого не стесняется. Не одна семнадцатилетняя богобоязненная Марите, оставленная здесь в работницах, смотрела бы на жизнь Валдманисов широко открытыми глазами.

Кадр из фильма "Чужие страсти". Антанас и дочку Анны , Аусме, не обходит вниманием. Аусме (Визма Квепа).
Кадр из фильма "Чужие страсти". Антанас и дочку Анны , Аусме, не обходит вниманием. Аусме (Визма Квепа).

Мне сюжет фильма очень напоминает классическую пьесу Льва Толстого "Власть тьмы" с некоторыми поправками на время и политическую обстановку. Там тоже работник сожительствовал с женой и дочерью богатого мужика из выгоды и плотских страстей. Конечно, взгляды, привитые Антанасу за время службы в Красной Армии, сказываются в его сознании, но и мечта быть хозяином, и даже крылатый постулат от Ф.М. Достоевского "все позволено", не чужды его душе.

Марите пытается помочь всем обитателям хутора и бескорыстно переживает за приютившего ее Антанаса. Она тоже проходит путь самоутверждения от покорной батрачки, привыкшей, что ей помыкают, до осознания и отстаивания своих прав.

Визит "лесных братьев" здесь очень короткий, а вот психология сельских "хозяев", которых теперь часто характеризуют, как лучших представителей крестьянства, раскрыта во всей красе. Да, работают многие из них с жадностью, но жадность вообще основа их характера, что человека не украшает. В общем, за копейку и удавятся, и сами удавят.

Рабская психология тоже представлена в образе матери Антанаса, старой батрачки. Нет, конечно, она, по замыслу, еще и носитель народных нравственных устоев, соответствующий образу Акима, отца работника Никиты из "Власти тьмы".

Кадр из фильма "Чужие страсти".Мать Антанаса (Эугения Шулгайте ).
Кадр из фильма "Чужие страсти".Мать Антанаса (Эугения Шулгайте ).

Неосуждающее, отстраняющееся от порока достоинство христианки у нее есть, но это привычное целование хозяйских ручек, вьевшееся представление, что батрак ночует в сарае, а в чистых комнатах живут господа, удивление: "Хозяева разрешают тебе ужинать с ними за одним столом?".... Что-то не хочется жить в таком добродетельном самоуничижении.

Из актеров я бы отметила великолепную Вию Артмане (Анна), раскрывшую свою героиню и как несчастную женщину , пытающуюся удержать последнюю любовь, и как беспринципную стяжательницу, красавца Альгирдаса Паулавичуса (Антанас), переживающего, то рай надежд, то адскую боль их крушения, юную Зане Янчевска (Марите), сыгравшую девушку с искренней, чистой и доброй душой.

Кадр из фильма "Чужие страсти". Анна, прежде всего, - хозяйка.
Кадр из фильма "Чужие страсти". Анна, прежде всего, - хозяйка.

Отдельного панегирика заслуживает Леонид Оболенский в роли старого Валдманиса. Актер, ни слова не сказав, создал, наверное, самый запоминающийся, зловещий и несчастный образ в картине. Валдманис трагичен и ужасен в своих потерях, униженном положении в собственном доме.

Кадр из фильма "Чужие страсти". Горько, когда в старости с тобой не считаются и забывают покормить.
Кадр из фильма "Чужие страсти". Горько, когда в старости с тобой не считаются и забывают покормить.

В общем, понятно, что человек-то он плохой, и жену, и батраков помучил достаточно, но упорное отстаивание им своего места в жизни показывает, что старика есть характер и вызывает невольное сочувствие, при виде того, в какое позорное положение ставят бывшего хозяина прежде зависевшие от него люди.

В фильме также снимались: Визма Квепа (Аусме, дочь хозяйки хутора), Янис Паукштелло (Эзериньш, сосед Валдманисов, фронтовик), Андрис Мортканс (Имнантс, сын хозяйки хутора), Эугения Шулгайте (мать Антанаса) и другие.

Я закончила сегодняшний обзор фильмов, надеюсь он вас заинтересует. "Чужие страсти" на Ютубе в хорошем качестве, остальные картины в наиболее смотрибельном состоянии нашла в онлайн-кинотеатре "КiноСССР". "Предыдущую статью на тему киноработ советских прибалтийских киностудий можно найти по ссылке: