Друзья, всем привет! С Вами Гарик и Вы на канале "Кино и обзоры". После огромного количества песен, танцев, пародий на "Матрицу" и "Терминатора" мне кажется пора обратиться к более серьёзным темам и более правдоподобным сюжетам!.. Шан Цзун приезжает в Российскую глубинку под видом православного священника, спасаясь от мести японской мафии... И ВСЕ ДУШИ БУДУТ ЕГО!!!
Ну хорошо-хорошо! Конечно же это не сам Шан Цзун, а актёр Кэри-Хироюки Тагава, который играет японского православного священника отца Николая, который действительно приехал в Россию поднимать русскую церковь. Говорят, идею фильма сценаристам Ивану Ивановичу Охлобыстину и Роману Владыкину навеяла история первого православного миссионера в Японии. Однажды у него на пороге возник якудза, уверенный, что подобные миссии принесут стране лишь разброд и шатание, и намеревающийся прикончить священника. Тот ответил, что готов умереть за веру, но по самурайскому кодексу его убийца прежде должен ознакомиться с православием. В итоге самурай стал священником, а православное христианство дало новое наполнение самурайскому кодексу. В фильме "Иерей-сан. Исповедь самурая" происходит всё тоже самое... Только не русский приезжает в Японию, а японец приезжает в Россию и не христианство обогащает японскую культуру, а японская культура обогащает христианство... И священник - Шан Цзун!!! Разумеется, нельзя полностью разобраться в предпосылках этого фильма без глубокого анализа личности самого Ивана Охлобыстина... Но я чувака в душе не знаю, так что давайте обсуждать кино!!!
Итак, фильм начинается с того, что отец Николай, бывший якудза, приезжает в Россию. Он тот самый самурай, исповедь которого нам предстоит выслушать, и приехал он в эту глушь потому, что неполадил на родине с одним из кланов, у которого входит в обыкновение грабить и насиловать случайных уличных торговок. Так они укрепляют свой авторитет... Видимо...
Если Вы не видели этот фильм, то я Вам сообщу, что японцы в картине общаются исключительно субтитрами, что очень удобно потому, что можно перечитать сказанное, если ты не расслышал. В общем, как я уже сказал, приезжает он в глубокую-глубокую... деревню, которая страдает от типичных современных сельских проблем: отсутствие работы, финансов и каких-либо перспектив. Население представляет собой скупую выборку представителей умирающей русской деревни: пьющая молодёжь, бывшие военные, они же неудачливые фермеры, умственно отсталые, выходцы из Средней Азии и... женщины. И как символ общего упадка стоит заброшенная разваливающаяся церковь. Всё говорит о том: "...Здесь Бога давно уже нет...".
В общем, да. Для особо непонятливых сюжет разжёвывается дополнительно, хотя жевать особо нечего. Он приезжает, он начинает восстанавливать храм и привлекает к этому алкоголика Петю. Кстати, если Вам показалось, что я мало рассказал про жителей деревни, то это потому, что названные выше характеристики - это всё, что про них известно! Петр единственный, кто удостоился чести иметь собственную предысторию... Ну как, предысторию... Петя Ерёмин был хоккеистом, получил травму, перестал быть хоккеистом... Всё! А Вы чего ожидали? Биографию в трёх томах?!
В ответ отец Николай делится с ним своей предысторией про то, как завязалась война между кланами со стрельбой, отрубанием голов и прочими Тарантиновскими штучками. Наблюдая подобные вставки в фильме, который во всём остальном позиционирует себя как христианская притча для воскресной школы, хочется выделить два момента: Во-первых, предыстория отца Николая определённо круче, а Во-вторых, она слишком перетягивает одеяло на себя. Я понимаю, что это исповедь именно самурая, но жизнь деревенских аборигенов тоже имеет право на существование. Ясен пень, что задача отца Николая возвратить их на путь истинный, но чтобы оценить это возвращение неплохо было бы знать с чего они начинали. Объяснение - они были злые потому, что с ними не было Бога, уж слишком откровенное... Хотя о чём это я?.. Вот Вам персонаж Охлобыстина - бизнесмен Нелюбин, полное имя Гадий Падлович!!! Он занимается тем, что стравливает и всячески ссорит между собой оставшихся жителей деревни, чтобы те спились, перебили друг друга, а он смог бы снести деревню и построить завод по добыче глины. И надо сказать, у него получается!
Так, например, персонаж Игоря Жижикина по имени Константин Яхонтов, пытается за что-то застрелить горе-хоккеиста Петра и за одно угрожает оружием нашему священнослужителю. И да, Яхонтов почему-то заявляет, что его уже достали проповеди поповские речи отца Николая, да только вот это была их первая встреча на экране... На самом деле персонаж Тагавы мало с кем разговаривает в селе, не говоря уже о проповедях. И вот подобные моменты явно намекают на то, что многое в интегрировании отца Николая осталось за кадром. Я где-то читал, что изначально проект задумывался как многосерийный фильм, но что-то пошло не так и в результате вся интеграция свелась к серии кадров: "Самурай на фоне русской пасторали", "Самурай на сельской дороге", "Самурай на пруду", "Самурай в русском лесу". Для полного счастья не хватает только русского медведя... А нет, всё нормально, мишку в лесу нам тоже покажут! А точнее трёх медведей...
В общем, поработавший один день на восстановлении церкви алкоголик и посидевший один день в камере фермер забывают про свои разногласия и мирятся. Все остальные мирятся за компанию. Ну и что, что один из них год не просыхал и готов был спустить свою жизнь в унитаз! Ну и что, что второй держит в своём доме оружие и готов вышибить любому мозги по первому подозрению! Ну и что, что семья фермера фактически лишилась бизнеса и виновного так и не нашли! Именем Божьей благодати объявляю Вас счастливыми!!! Закрепите счастье светским стихотворением, заменяющим молитву!!!
Естественно Охлобыстин-Нелюбин очень огорчается, что все помирились! Разумеется, Нелюбин начинает всячески наезжать на отца Николая, начиная со словесных оскорблений и продолжая телесными повреждениями, на которые отец Николай, бывший якудза и мастер единоборств, отвечает... Никак!!! И это реально разочаровывает, потому что в фильме, постоянно перемежающимися сценами с токийскими разборками, да и вообще с главным персонажем, которого играет сам Кэри-Хироюки Тагава, ожидаешь...
Ну, ладно-ладно! Mortal Kombat всё-таки наступает, но вовсе не тот, на который все рассчитывали. Понимаете, Нелюбин решает просто перестрелять всех и сжечь деревню...
А Нелюбин такой: "... Пусть всё сгорит. Жители все погибнут в огне пожарища. Оружие мы соберём, трупы раскидаем по домам...". Ага, и сотни застрявших пуль отовсюду повыковыриваем!.. Нет, серьёзно, что за дикость!!! Не проще ли было сначала избить отца Николая, потом заявиться на праздник с отравленной едой или выпивкой, а потом спокойно растащить трупы по домам и поджечь!.. Что?.. Я понимаю, шутка черноватая, но с этого момента в фильме начинается праздник дурного вкуса. И дело даже не в этой перестрелке, аля 90-ые, которая, к слову, сильно затянута и довольно монотонна, а в груде откровенно затасканных нарочито символичных сцен, которые тяжело смотреть не от того, что они такие сильные и проникновенные, а от того, насколько прямолинейно и навязчиво они доносят свою суть. Их исход можно практически предсказать по первым кадрам...
Нуу... К примеру становится очевидно, что безобидный сельский дурачок погибнет в попытке спасти котёнка. А Пётр, например, точно останется в живых, потому что у них с женой будет ребёнок. А ещё они обязательно спрячутся от нападавших в храме, потому что... Потому что Генерал очевидность - вот почему!!! Естественно зло может победить только чистая вера!!!
И да, нападавших убивает старинный церковный колокол, который перед этим нашли в лесу и торжественно водрузили на колокольню. А потом фильм заканчивается... А потом начинается снова, потому что надо показать как мучается совестью продажный полицейский.
А потом фильм заканчивается... А потом начинается снова, потому что надо показать как в деревне всё становится хорошо. Церковь восстанавливается, влюблённые венчаются, население растёт, а отец Николай получает письмо о смерти брата и понимает, что должен вернуться на родину.
А потом фильм заканчивается... А потом начинается снова, потому что надо показать, что на родине его уже поджидает враждующий клан чтобы... Уйти в белую вспышку и досказать остальное текстом... Фильм очень чётко делится на две части: визуальную и техническую. И под визуальной я подразумеваю не только картинку, которая безусловно хороша, это тот не частный случай, когда большинство кадров хочется распечатать и повесить на стенку. Также я подразумеваю в визуализации и часть созидательную. Я уже говорил, что персонаж Кэри-Хироюки Тагавы не особо много разговаривает, но он настолько убедителен в своей роли, настолько органичен и харизматичен, что исповедь его героя можно наблюдать вообще без слов. Все сцены с ним, без исключения, прекрасны!!! Сцены раздумий, сцены действия, сцены воспоминаний. А вот с технической частью фильма полный швах... Недосказанность, недопонятость, вместо повествования скорее набор сцен, отдалённо связанных друг с другом. Жители деревни - мифические мистические фигуры, чьё прошлое, настоящее и будущее покрыто туманом, но что самое ужасное - это то, что их иногда заставляют говорить...
"... Троицыно утро, утренний канон, в роще по березкам белый перезвон..." Серьёзно?.. Такие сцены нельзя вставлять в фильм, если их задача достучаться до зрителя, потому что для людей циничных они словно красная тряпка для быка и дают лишний повод обозвать фильм тупой пропагандой веры, чем он не является. На самом деле это удивительно тонкий подход - порассуждать на тему православия через призму иностранного опыта, отбросив всевозможные исторические, политические и культурные дрязги, опутывающие институт РПЦ. И мне приятно осознавать, что несмотря ни на что, это покрывает общую несуразность и раздробленность фильма. Даже для такого циника, как я, светлые, умиротворяющие и вдохновляющие сцены с отцом Николаем перевешивают недоделанность, клише и чернуху. А это говорит о том, что каким бы проект не получился в итоге, у него определённо есть душа!.. Хотя, учитывая, что это душа Охлобыстина я бы не сказал, что всё так однозначно...
Это всё на сегодня! И помните, воин определяется не силой, а духом!!! С Вами был Гарик! Всем удачи и пока!!!