Найти тему

Как Ян ван Эйк переплюнул своего тщеславного клиента

Оглавление
Мадонна канцлера Ролена. Ян ван Эйк. 1435. Дерево, масло. 66x62.ЛУВР.
Мадонна канцлера Ролена. Ян ван Эйк. 1435. Дерево, масло. 66x62.ЛУВР.

Глянцевые краски, богатство деталей: единственная картина Яна Ван Эйка, находящаяся в Лувре, образцово отреставрирована. Музей построил вокруг него выставку как сокровищницу искусства позднего средневековья.

Чтобы найти Ревуара Ван Эйка, небольшую и немного переполненную файловую выставку о фламандском прекрасном художнике, нужно немного поискать в лабиринте Лувра. Но какие же драгоценности здесь собраны.

Здесь представлено шесть работ самого Ван Эйка, в том числе Луккская Мадонна из Франкфурта, которая даже не была предоставлена ​​для обзора Гента в 2020 году. Кроме того, книжные иллюминации лучших миниатюристов, картины Босха, Петруса Кристуса и Ван дер Вейдена, а также Брюссельский экспонат KBR из библиотеки герцогов Бургундских.

Центральным элементом является панно с изображением «Мадонны канцлера Ролена». Впервые с тех пор, как Лувр приобрел его в 1800 году, его отреставрировали, и это было необходимо. Изысканная проработка шедевра была скрыта за пожелтевшим лаком, что также затрудняло чтение сцены. Лувр смог воспользоваться опытом команды по реставрации Гентского алтаря. Эффект аналогичный: богатство красок ошеломляет. Ярко-синий молельный стул канцлера, богато украшенное одеяние Богородицы, складки её плаща: теперь они действительно выделяются.

В ходе обработки на обратной стороне деревянной панели появилась обманка, имитирующая полированный мрамор, например, церковных алтарей. Команда Лувра пришла к выводу, что картина имела двойное назначение: как молитвенник и как памятник. Должно быть, это была передвижная работа, которая сопровождала главного советника Филиппа Доброго в его путешествиях и побуждала его к частной молитве. Кроме того, она также была задумана как эпитафия в семейной часовне Нотр-Дам-дю-Шатель в Отене.

Ролен был выходцем из этого городка к югу от Дижона и там же был похоронен. Он не являлся дворянином, но был влиятельным человеком: высокопоставленным чиновником, который значительно обогатился при бургундских герцогах. Для спасения своей души он приказал построить бедняцкую больницу Les Hospices de Beaune, но современники считали его благочестие главным образом хвастливым. Барт Ван Лоо цитирует фламандского летописца в своей успешной книге «Бургунды». Он называет Ролена «одним из самых мудрых людей в империи. По крайней мере, на мирском уровне».

Портрет Бодуэна де Ланнуа работы Яна Ван Эйка. — © Gemäldegalerie, Кристоф Шмидт.
Портрет Бодуэна де Ланнуа работы Яна Ван Эйка. — © Gemäldegalerie, Кристоф Шмидт.

Спаситель мира

Картина, называемая также «Дева Отенская», представляет собой сложное произведение. Оно должно было подчеркнуть преданность и значимость клиента. На видном месте присутствует Николя Ролен с молитвенником перед ним. Он изображен таким же высоким, как Мария. Ролену, должно быть, было лет шестьдесят, когда он позвал Ван Эйка написать эту картину, но на портрете он выглядит моложе. Несомненно, тщеславная черта.

Мария на троне держит на коленях обнаженного ребенка. Он делает благословляющий жест в сторону канцлера. Над сценой на павлиньих крыльях парит архангел, держа над головой Марии сверкающую корону.

Многое в этой работе необычно и исключительно, если сравнивать её с условностями того времени. Таким образом, человеческое и божественное встречаются в одном пространстве, и Иисус принимает позу спасителя мира. Архитектура между церковью и дворцом также подверглась тщательному изучению. Скульптурные капители изображают сцены из Ветхого Завета, иллюстрирующие греховность человека.

Огороженный сад

Панель имеет стимулирующую структуру. Монументальные фигуры удобнее рассматривать с некоторого расстояния, но чтобы увидеть фон, нужно подойти поближе. Открывается величественная панорама шумного мира в миниатюре. Это символ идеального города, совершенного творения. Ни в одной другой работе Ван Эйк не изображает столь богатый пейзаж, который пересекает широкая река и позволяет городу раскинуться на сельскохозяйственные угодья. Здесь особенно ярко показана его виртуозность как бывшего миниатюриста, которая также представлена ​​на выставке.

Фрагмент картины Яна Ван Эйка "Мадонна канцлера Ролена". — © RMN-Grand Palais (Музей Лувра) / Мишель Уртадо
Фрагмент картины Яна Ван Эйка "Мадонна канцлера Ролена". — © RMN-Grand Palais (Музей Лувра) / Мишель Уртадо

Между духовной и земной зонами появляется висячий сад, в котором находятся две любопытные фигуры. Они поворачиваются к нам спиной и словно приглашают нас войти в пейзаж. Предполагается, что мужчина в красном тюрбане — сам художник. Но Лувр также показывает на примерах, что «проводники» были повторяющимся мотивом в картинах позднего средневековья. Точно так же, как огороженный сад часто выступал символом девственности.

На выставке также представлены другие материалы для углубления и расширения. В «Луккской Мадонне», например, поражает то, как мы сами, а не клиент, являемся свидетелями божественного явления, стоя на коленях. Существует также ранняя полихромная статуя из Клюни типа «мать и дитя», на которой Ван Эйк, возможно, основывал свои работы.

Шрам

Он также представлен как превосходный портретист. Ван Эйк стоял у колыбели жанра. Мы можем сравнить «его» Ролена с Рогиром Ван дер Вейденом из Бона и с иллюстрированной рукописью Жана Ле Тавернье: оба представляют канцлера в его положении, а не как личность.

Портрет Ролена работы Рогира Ван дер Вейдена. — © Фрэнсис Вобан.
Портрет Ролена работы Рогира Ван дер Вейдена. — © Фрэнсис Вобан.

Ван Эйк делает свои модели почти физически присутствующими. На портрете Бодуэна де Ланнуа, приехавшего из Берлина, мы знакомимся с его набором хитростей. Он слегка увеличивает голову и рисует ожившую фигуру с гиперреалистичными деталями, такими как морщины и шрам.

В своей книге «Камергер и канцлер» литературный детектив Поль Клаас представляет придворного художника как pictor doctus: ученого художника, который жонглирует библейской символикой и скрывает в картине визуальные загадки, например, в подписи «als ich can». «Их так много, что их не разгадать и за столетия», — хвастается художник Клаас.

Его искусство не дает нам скучать. Но презентация в Лувре в основном показывает, что, создавая «Мадонну канцлера Ролена», ван Эйк знал, как создать концептуальный шедевр. Он поражает виртуозностью и фотографической точностью. Он заманивает нас внутрь картины, как будто это иммерсивный опыт.

Буду несказанно благодарен если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.

Желающие поддержать канал, в ЧЕТВЁРТЫЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».