История одного портрета

Сегодня в нашей рубрике «История одного портрета» рассказываем о портрете Якова Логвинова, написанного чугуевским живописцем Леонтием Ивановичем Персановым. Город Чугуев — родина И. Е. Репина, славился своей художественной школой, но, как писал Илья Ефимович в своих воспоминаниях «Далекое близкое», — «Рафаэлем Чугуева был Леонтий Иванович Персанов. Блондин, высокого роста, одетый в серый длинный редингот, Персанов казался еще выше и отделялся от всех, всех. Он был родом из Балаклеи. Выражение его лица было необыкновенно глубоко и серьезно. Жил он у позолотчика Нечитайлова на выгоне, против Делового двора, и в небольших комнатах при трех светлых окнах на поле, на юг, он создал дивные произведения. Особенно хороши были его портреты хозяина и хозяйки дома— Нечитайловых; написанные с натуры груши; но еще лучше — профиль Якова Логвинова. Это было по колориту нечто высокохудожественное. С Яковом Логвиновым он дружил, повелевая. Однажды, когда они проходили в Осиновке над Донцом, мимо нашего дома, дьячок Лука и маменька упросили Персанова зайти к нам посмотреть на мои начинания. Я копировал большую гуашь английской работы: в тенистом зеленом парке башня замка отражалась в воде. Персанов добродушно смотрел на мои старания скопировать оригинал, потом подвел меня к окну над Донцом, за которым сейчас же начинался лес.
— Вот видишь: вода и лес над водой, вот так и надо рисовать — прямо с натуры». О Персанове знали и говорили все окрестные помещики. Он был завален заказами отдельных образов и портретов. Репин очень ценил работы Персанова за тонкий колорит, силу света и изящество живописи.

В 1861 году Л. И. Персанова увез в Петербург А. Беклемишев, отец скульптора В. А. Беклемишева. С 1861 по 1863 гг. Леонтий Иванович был вольноприходящим учеником Академии художеств, получившим в 1863 году звание неклассного художника. В процессе обучения испытывал большие трудности в исполнении академических штудий, особенно рисунков. Уже в годы своих занятий в Академии Репину удалось увидеть несколько учебных этюдов Персанова: «Когда я попал в Академию художеств, я стал расспрашивать у старых натурщиков, не помнят ли они Персанова: „ ...А-а-а, так ведь он сошел с ума, — ответил мне быстро и уверенно умный Тарас, — как же, как же! После уж, бедняга, все в коридорах у сторожей прятался, я его встречал, оборванный и голодный, бедняга, платить ему было нечем. Да где уж там платить?! У меня есть несколько его этюдов, за чистый холст он их отдавал”. Разумеется, я не успокоился, пока Тарас не показал мне его этюдов, и был горько разочарован. Да, особенно в фоне, за натурщиком, еще можно было узнать Персанова: те же интересные, фантастичные переливы глубоко лиловых с оранжевыми каких-то темных облаков... то, что так было очаровательно в бирюзовом свете портрета Якова Логвинова […]. Но самая суть этюда — тело натурщика — нисколько не интересовала художника. Увы, Персанов был очень далек от академической школы».

В Петербурге Леонтий Иванович Персанов бедствовал и голодал. Заболев психически, в 1867 году ушел пешком домой в Балаклею, где вскоре умер. « „Боже, в каких лохмотьях он явился ко мне, почти босой, пройдя тысячу пятьсот верст из Питера до Чугуева! — рассказывал мне Чурсин. — Я не мог не расплакаться, когда узнал его. Ведь это же была умнейшая голова! Как особенно он глядел на жизнь! Подолгу и с особенным удовольствием я любил говорить с ним. Я ждал от него в будущем великих созданий в искусстве. И вот страшная картина свидания нашего после восьми лет! Сейчас же я распорядился, чтобы ему дали основательно вымыться; его остригли по его прежней артистической манере, вроде Брулова; я нашел у себя покуда подходящее ему платье и сейчас же заказал ему новую сюртучную пару, серую, такую же, какую он носил до отъезда в Питер. Ах, чтоб он был неладен, этот Питер!”. Так несчастливо кончил несомненный, редкий и сильный талант. Талант этот чувствовали в Чугуеве все живописцы, легенды о нем знали все мальчики и краскотеры, позолотчики и столяры. Все верили, что Леонтий .Иванович необыкновенный художник. Что бы ни написал Персанов, все бежали к Нечитайлову смотреть новое очаровательное произведение. Леонтий Иванович не жалел дорогих красок; в Харькове он купил — это все было еще до отъезда в Петербург — по фунту самых дорогих: ультрамарину, кальмиуму (кадмиум) и кармину. Картины его отличались от картин всех других наших живописцев дивным колоритом, это было нечто невиданное…».

Леонтий Иванович Персанов (1839–1867)
Портрет Якова Логвинова
Около 1860 года
Картон, масло
НИМ РАХ
Леонтий Иванович Персанов (1839–1867) Портрет Якова Логвинова Около 1860 года Картон, масло НИМ РАХ

Яков Логвинов — художник, житель города Чугуева. По словам И. Э. Грабаря: «Глядя на этот прелестный профиль, понимаешь чувство восторга, охватившее Репина при воспоминаниях об этом чугуевском шедевре». В настоящий момент живопись претерпела серьезные изменения в результате непрофессиональных отмывок владельцами.