168 лет со дня рождения М. А. Врубеля

17 марта 1856 года родился выдающийся живописец, график, скульптор, художник театра и монументалист Михаил Александрович Врубель. Семья будущего художника часто переезжала в связи с различными назначениями его отца. Во время недолгого пребывания в Петербурге Михаил Врубель занимался в рисовальной школе Общества поощрения художников и часто бывал в Эрмитаже.
Позже, окончив с золотой медалью Одесскую гимназию, он поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Ко времени его окончания Михаил Александрович решает полностью посвятить себя искусству и в 1880 году поступает в Императорскую Академию художеств, где его преподавателем становится П. П. Чистяков. М. А. Врубель входил в Абрамцевский кружок, был членом Московского товарищества художников, «Мира искусства», членом-учредителем Союза русских художников (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова.

«Огромную зависть вызывал М. А. Врубель своим настоящим гениальным талантом. Он был злобно гоним. Его великий талант травили и поносили и звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить. Пресса отличалась в первых рядах этого странного гонения совершенно неповинного ни в чем человека. М. А. Врубель, чистейший из людей, кротко сносил все удары судьбы и терпел от злобы и невежества всю свою жизнь. Врубель был беден и голодал, голодал среди окружающего богатства. В моей жизни великое счастье — встреча и жизнь с этим замечательным человеком возвышенной души и чистого сердцем, с человеком просвещенным, светлого ума. Это был один из самых просвещенных людей, которых я знал. … Он видел то, что только значительно и высоко. Я никогда не чувствовал себя с ним в одиночестве.

Савва Иванович Мамонтов только в конце жизни понял талант Врубеля. В. И. Суриков был поражен работами Врубеля. Прочие долго не понимали его. П. М. Третьяков приехал ко мне, в мою мастерскую, уже во время болезни Врубеля и спросил меня об эскизе Врубеля «Хождение по водам Христа». Я вынул этот эскиз, который когда-то приобрел у Врубеля и раньше показывал его Павлу Михайловичу в своей мастерской на Долгоруковской улице, где мы жили вместе с Врубелем. Павел Михайлович тогда не обратил на него никакого внимания и сказал мне, что не понимает таких работ. Помню, когда вернулся Врубель, то я сказал ему:
— Как странно… Я показал твои эскизы, вот этот — «Хождение по водам», а также иллюстрации к «Демо Демону», он сказал, что не понимает.
Врубель засмеялся.
Я говорю:
— Чему ж ты рад?
— А знаешь ли, я бы огорчился, если бы он сказал, что он его понимает.
Я был удивлен таким взглядом.

Теперь снова достал эскиз Врубеля и поставил его на мольберт перед Третьяковым.
— Да, — сказал он, — я не понял раньше, Уж очень это как-то по-другому.
На другой стороне этого картона, где был эскиз Врубеля, имелся тоже его акварельный эскиз театральной занавеси, на котором на фоне ночи в Италии были изображены музыканты, играющие на инструментах, и женщины, слушающие их. Костюмы этих фигур говорили об эпохе чинквеченто. Павел Михайлович хотел разрезать этот картон, эскиз занавеса возвратить мне, а за эскиз «Хождение по водам» заплатить мне деньги. Я просил Павла Михайловича принять эскиз этот как дар.

Умер Врубель. Умер и Павел Михайлович Третьяков. Эскиз «Хождение по водам» был выставлен им при жизни в галерее. И когда после смерти его заведовали галереей Остроухов, Серов и Щербатов, то я написал письмо им, что нет ли сзади картона «Хождения по водам» другого чудесного эскиза Врубеля. Они посмотрели, вынули из рамы и увидели на той стороне картона эскиз занавеса. Как странно, что Павел Михайлович на всю жизнь заклеил в раму и обернул к стене замечательный эскиз Врубеля. Остроухов разрезал картон, и эскиз занавеса хотел отдать мне, но я и его пожертвовал галерее.

Закупочная комиссия Третьяковской галереи не приобрела у Врубеля его картины «Демон», находившейся на выставке «Мир искусства» в Петербурге, при жизни Врубеля. Но после смерти та же комиссия перекупил его в Третьяковскую галерею от фон Мекка и заплатила в пять раз дороже, чем просил за свою картину Врубель».

К. А. Коровин. Воспоминания.

Михаил Александрович Врубель (1853—1910) 
Мудрость и Мужество венчают
царственного юношу. Эскиз транспаранта на фасаде здания Академии художеств по случаю
совершеннолетия наследника-цесаревича
Николая Александровича 6 мая 1884 года
Окончательный вариант
1884
Бумага, акварель, графитный карандаш
НИМ РАХ
Михаил Александрович Врубель (1853—1910) Мудрость и Мужество венчают царственного юношу. Эскиз транспаранта на фасаде здания Академии художеств по случаю совершеннолетия наследника-цесаревича Николая Александровича 6 мая 1884 года Окончательный вариант 1884 Бумага, акварель, графитный карандаш НИМ РАХ

24 мая 1884 года за этот эскиз Врубель был удостоен премии в 30 рублей.
Приобретен в 1927 году для Музея Академии художеств в числе нескольких рисунков Врубеля академического периода.