Выставка «Бумага, карандаш…»

Выставка «Бумага, карандаш…», посвященная русскому рисунку XVIII века продолжает свою работу в Голубом зале музея. На выставке представлены рисунки первых выпускников Академии художеств, стоявших у истоков русского искусства, — А. П. Лосенко, П. И. Соколова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, А. Г. Варнека, И. А. Акимова и других, и сегодня мы расскажем об Иване Акимовиче Акимове, представленным на выставке рисунком «Аполлон Бельведерский».

Акимов Иван Акимович — живописец, офортист, родился в семье наборщика сенатской типографии. Воспитанник Академии художеств, он отличался большими способностями как рисовальщик, учился у А. П. Лосенко. В 1773 году стал обладателем большой золотой медали за программу «Великий князь Святослав по возвращении с Дуная в Киев». Пенсионер Академии художеств в Италии: жил и работал в Болонье, где копировал классическую живопись, а с апреля 1774 года переехал в Рим. По рекомендации И.И. Шувалова занимался у знаменитого П. Батони. В 1775 году, пользуясь советами последнего, закончил картину «Прометей и Минерва». Для изучения колорита копировал венецианских мастеров — в частности, «Веру» Гверчино. Картины «Эней и Дидона в пещере», «Нарцисс», «Фавн с козленком», написанные им в Италии, академия продала с аукциона, видимо, не обнаружив особых достоинств. За «Прометея и Минерву» в 1778 году И. А. Акимов получил звание «назначенного» в академики. По возвращении в Россию в 1779 г. художник был определен адъюнктом в помощь профессору П. И. Соколову. За программу «Геркулес, сжигающийся на костре» получил звание академика в 1782 году, в 1785 — стал профессором. В 1786 году был назначен инспектором Шпалерной мануфактуры, в 1791 — ее директором.

Занимался обучением рисованию и живописи детей Павла. В 1794 году Акимов был назначен директором Академии художеств. Император был к нему очень благосклонен, поручая заказы. Акимов написал несколько воздушных фигур на зеркалах в Михайловском замке, не дошедших до нас, но высоко оцененных современниками. 1790-е гг. были особенно плодотворными в его творчестве: в это время художник создал свои лучшие произведения — в частности, для иконостаса Троицкого собора Александро-Невской лавры «Святую Троицу», «Вознесение на небо Богоматери», «Архангелов», «Саваофа»; для церкви Михайловского замка. Они доказывают тщательное изучение работ Карраччи и Рени. В 1806 году экспонировал на выставке картину «Подвиг Старичкова», принесшую ему успех благодаря патриотическому сюжету. Участвовал в конкурсе на исполнение портретов высочайших особ для Департамента уделов, где соперничал с Д. Г. Левицким. Хотя были утверждены эскизы обоих, заказы завершал Левицкий.

И. А. Акимов — автор «Краткого исторического известия о некоторых российских художниках», изданного в 1804 году. Потеряв жену и не имея детей, по завещанию оставил свой капитал в 15 тысяч рублей Академии художеств с тем, чтобы академия приняла его воспитанников пенсионерами. Пользовался большим влиянием и почетом в обществе. Был знатоком искусства, обладал даром поддержать беседу на разные темы и приятным характером, много читал. Как рисовальщик намного превосходил своих коллег-художников. Влияние его было более заметно в рисовальных классах, в то время как в живописных царил Угрюмов, более живой колорист.
Представленный портрет написан для Зала Совета Академии художеств.

Иоганн-Батист Лампи Младший (1775—1837)
Портрет И. А. Акимова
1797
Холст, масло
НИМ РАХ
Иоганн-Батист Лампи Младший (1775—1837) Портрет И. А. Акимова 1797 Холст, масло НИМ РАХ