154 года со дня рождения А. А. Рылова

29 января 1870 года родился Аркадий Александрович Рылов —живописец, педагог, один из классиков отечественной пейзажной живописи, автор книжных иллюстраций. В 1888—1891 гг. учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица и в Рисовальной школе ОПХ у М. Е. Месмахера, В. Е. Савинского, Г. М. Манизера, Н. А. Бруни. С 1894 года — вольнослушатель Высшего художественного училища при Академии художеств в мастерской А. И. Куинджи. В 1897 году А. А. Рылову присуждено звание художника за картину «Набежали злы татаровья». В 1901 году — получил именную золотую медаль и диплом за картину «С берегов реки Вятки» на Международной выставке в Мюнхене. Член Общества имени А. И. Куинджи, объединения «Мир искусства», жюри Осеннего Салона 1906 г. С 1903 г. — член-учредитель СРХ. В 1925-1926 гг. — АХРР, в 1929-1932 гг. — член ССХ. С 1915г. — академик АХ «за известность на художественном поприще». Работал в ОПХ помощником директора музея, в 1902-1918 гг. преподавал в Рисовальной школе ОПХ, в 1918-1929 гг. — профессор, руководитель пейзажной мастерской в ПГСХУМ / Вхутемасе / Вхутеине в Ленинграде. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

«[…] Командир батальона Новиков разрешил мне держать вступительный экзамен в Академию художеств, освободив на время экзаменов от занятий в роте. Экзамен по живописи происходил в Тициановском зале в течение шести дней. Я с утра по четыре часа в день писал с натурщика красками и два часа по вечерам рисовал карандашом. Кроме того, я представил в Совет Академии свои домашние этюды.

Во время экзамена в зал вошло один за другим несколько знаменитостей. К моему мольберту подошел Репин, похвалил этюд, сделал кое-какие указания. Его лицо было мне хорошо знакомо по многим портретам. У него была какая-то особенная манера говорить как-то высокопарно, торжественно. Чувствуешь, что говорит знаменитость. Потом прошел мимо меня Д. И. Менделеев, знаменитый химик, он был членом Совета Академии художеств, — высокая, сутулистая, широкоплечая фигура, с очень длинными, до плеч, волосами.

За ним профессор В. Е. Маковский — тонкий, длинный, с седоватой бородкой клинышком. Он также обратил внимание на мой этюд, остановился и спросил, сколько мне лет. Поинтересовался также значком за стрельбу на моем солдатском мундире. Наконец, стуча каблуками, закутанный пледом, показался коренастый, невысокого роста, плечистый,
с высокой грудью и орлиным носом Куинджи. Он посмотрел на мой этюд, потом мне в глаза, ничего не сказал и пошел дальше. Наконец-то моя давнишняя мечта осуществилась, я увидел таинственного художника. В заключение подошел инспектор Академии Н. А. Бруни и ласково сообщил, что домашние мои этюды хвалят.

Экзамены я выдержал и был принят вольнослушателем, а не действительным студентом, потому, что не имел полного образовательного ценза.

Из ста двадцати человек, экзаменовавшихся по живописи, я был принят в числе двадцати.

После этого военное начальство смотрело на мою службу сквозь пальцы. С утра я писал натурщиков красками и посещал лекции, а вечером рисовал карандашом в обоих классах. Чтобы перейти из общих классов в мастерскую профессора-руководителя, надо было получить за живопись и за рисунок по первой категории. В пейзажную мастерскую можно было попасть и со второй категорией.

По пятницам мастерская профессора Куинджи была переполнена студентами: Архип Иванович осматривал домашние работы всех желающих получить его советы. Я, конечно, не пропускал ни одной пятницы, чтобы услышать мнение Куинджи о работах товарищей. Наконец, набравшись храбрости, решил и сам показать свои летние этюды. Профессор внимательно рассматривал каждую работу, молча отбирал лучшие в особую стопку, только изредка делал замечания.

[…] Архип Иванович почти никогда не хвалил, а лишь указывал недостатки в работах; на этот раз было исключение: ему так понравился эскиз, что я стоял красный от счастья,
с сияющей улыбкой, колени мои дрожали. Особенно ему понравилась едва заметная на светлом еще небе первая звездочка. «Как это у вас там в классах с натурщиками?» — спросил профессор. — «По рисунку у меня хорошо, Архип Иванович, а вот по живописи застрял на третьей категории», — отвечал я. — «Ну так вот, получите хотя вторую и идите в мою мастерскую работать», — сказал Куинджи. Я был в восторге от этого предложения. Счастливый, полетел я со своим эскизом на улицу. Слышу, сзади меня кто-то окликает. Что такое? Один из учеников догнал меня и сказал, что Архип Иванович просит вернуться. Я пришел к профессору. Он отвел меня в сторону и, взяв по обыкновению за пуговицу, смущенно сказал: «Это... как это я вас не спросил, может быть, вы хотите поступить к другому профессору, а не ко мне?» — «Да что вы, Архип Иванович, это же всегда была моя мечта поступить именно к вам».
А. А. Рылов. Воспоминания.

Исаак Израилевич Бродский (1884—1939)
Портрет А. А. Рылова
1922
Холст, масло
НИМ РАХ
Исаак Израилевич Бродский (1884—1939) Портрет А. А. Рылова 1922 Холст, масло НИМ РАХ