Устойчивое развитие бизнеса можно поставить под сомнение, если руководство на основе целей не составляет планы, а управленческий учёт заключается только в фиксировании фактических данных.
И наоборот, планирование помогает находить резервы для роста компании, координировать все службы, чётко рассчитывать денежные потоки, поставки сырья и материалов.
Финальным шагом в процессе планирования является создание прогнозного баланса, он же — бюджет по балансовому листу. Финдиректор на аутсорсе Татьяна Гладченко рассказала, как составить документ и какую пользу он несёт топ-менеджменту.
Материал написан для блога «Помощник финансиста».
Автор: Татьяна Гладченко, финансовый директор на аутсорсе.
Прогнозный баланс — это форма финансовой отчётности, в которой отражаются прогнозные значения активов и пассивов предприятия на конец планируемого периода.
Форма такого документа, как правило, соответствует стандартному бухгалтерскому балансу, но по сравнению с ним прогнозные статьи крупнее.
5 шагов по созданию прогнозного баланса
Шаг № 1. Составление БДР и БДДС
Данные для прогнозного баланса берут из бюджета доходов и расходов (БДР) и бюджета движения денежных средств (БДДС).
Как составлять БДР, какие цифры в него входят и как помогает в управлении компанией мы рассказывали в этом материале.
Шаг № 2. Формирование списка статей прогнозного баланса
Баланс состоит из двух частей — активов и пассивов. Оба блока должны быть равными по своим значениям.
В активы прогнозного баланса включают статьи, которые отражают ресурсы предприятия. Например, имущество, задолженность покупателей, авансы поставщикам, деньги в кассе и на расчётном счёте.
В пассивы входят источники возникновения средств — собственные и заёмные. Собственные средства чаще всего представляют собой непотраченную прибыль. В качестве заёмных средств выступают кредиты, авансы заказчиков и задолженность перед поставщиками и подрядчиками.
Шаг № 3. Заполнение баланса на начало планируемого периода
Данные для начала планируемого периода берутся из фактических отчётов.
Шаг № 4. Заполнение значений конечного баланса
Для расчёта каждой статьи в прогнозном балансе нужно взять начальное значение статьи и изменить в зависимости от статей БДР и БДДС.
Чтобы заполнить столбец со значением «на конец планируемого периода», можно воспользоваться формулой:
Значение статьи в конечном балансе = Значение в начальном балансе + Значение в БДР − Значение в БДДС
Шаг № 5. Проверка равенства активов с пассивами и корректировка данных
Если сумма активов превысила сумму пассивов, необходимо всё привести к балансу. Например, пассивы можно увеличить через переговоры об отсрочках платежей поставщикам, авансов покупателей или с помощью привлечения банковских кредитов.
Компания «Альфа» в БДР запланировала получить выручку 100 тысяч рублей.
Обычно клиенты этого предприятия платят за товар в рассрочку — 70% в момент покупки и 30% в следующем месяце. Поэтому собственники ожидают в планируемом периоде получить 70 тысяч рублей от продаж.
Начальное сальдо дебиторской задолженности (задолженность клиентов) в прогнозном балансе — 53 тысячи рублей.
Значит, в БДДС поступления от покупателей будут равны сумме гашения задолженности и поступлений от продаж в панируемом периоде.
53 + 70 = 123 тысячи рублей
Конечное сальдо задолженности покупателей в прогнозном балансе будет равно сумме начального сальдо и выручки из БДР за вычетом поступлений оплаты от покупателей из БДДС.
53 + 100 − 123 = 30 тысяч рублей.
Как использовать прогнозный баланс для управления
Прогнозный баланс позволяет грамотно управлять компанией и масштабировать её деятельность. С помощью документа можно:
- определить потребность в дополнительном финансировании и спланировать его, как в примере с отсрочками платежей;
- спрогнозировать выплаты и размер дивидендов;
- рассчитать финансовые показатели на конец планируемого периода, например, коэффициент ликвидности или коэффициенты структуры капитала.
Потенциальные инвесторы с помощью прогнозного баланса могут:
- понять, как изменится стоимость компании на конец планируемого периода;
- увидеть динамику изменения активов и пассивов предприятия;
- оценить состояние бизнеса.
Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.