« Игра длинною в жизнь "Год # Год педагога и наставника
МКОУ СОШ 9 п. Верхняя Кугульта·14 июле 2023
Эссе учителя русского языка и литературы Вербиной А.В.
« Игра длинною в жизнь»
«Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего».
Многие, скорее всего, помнят знаменитое стихотворение Сергея Михалкова «А у вас?». Маленькие герои этого стихотворения от нечего делать начинают болтать, и вскоре их разговор становится важным и очень серьезным, ведь ребята говорят о самом дорогом для них: о мамах и их профессиональных свершениях.
Вполне возможно, что именно это стихотворение впервые заставило меня задуматься о выборе профессии. Автор ставит рядом две профессии: «Доктор лечит нас от кори, есть учительница в школе», -.то ли следуя законам стихотворного жанра, то ли вполне преднамеренно, ведь и доктор, и учитель исцеляют раны, дарят возможность начать всё с начала, получить второй шанс, исправить свои ошибки, осознать негативный опыт…
Своё детство я проводила у бабушки в селе Кугульта Ставропольского края. Жаркий воздух, казалось, обжигал кожу, оставляя на теле больше налет степной пыли, нежели загар. Полуденный зной загонял нас, сельских ребятишек, под ореховое дерево, где было хорошо и прохладно. Там, под деревом, и открыла свои двери моя первая школа, где я была самой настоящей учительницей начальных классов. Педагогический коллектив нашей школы и впрямь был небольшим: я и Алексей Викторович, мальчик постарше, на долю которого выпало усмирять непослушных малышей уроками физкультуры. Благо, что для занятий физкультурой было просторное поле на краю улицы, и мы без опаски разбить чьи-то окна предавались весёлым играм: футболу, выбивной, пряткам, догонялкам, - причём, юные учителя не отставали от своих учеников. У нас и школьная столовая была со вкуснейшими бабушкиными пирогами и блинами. Всё по-настоящему!
Взрослые удивлялись, как ладно у меня получается организовывать младших братьев и сестру, ребят, живущих по соседству, а для меня игра в школу, как для любого ребёнка, была тогда просто игрой.
Вскоре эта игра переросла в профессию учителя. Ещё в институте на первой практике я поняла, что не ошиблась с выбором профессии.
В двадцать лет я пришла работать в школу учителем начальных классов. Я смотрела на первых своих подопечных первоклашек большими испуганными глазами, точно такими же глазами смотрели на меня ребята, только в их глазах светилось доверие ко мне, надежда и …любовь. И эти их ощущения мне хотелось тогда оправдать больше, чем научить ребят писать и считать.
То, что верно были расставлены приоритеты в моей педагогической деятельности, подтвердил конкурс «Учитель года 2010», где я стала победителем в номинации «Дебют и успех».
Всё возвращается на круги своя… После замужества в 2010 году я переехала из Ставрополя в село, в то самое село, в котором прошло мое детство, где под сенью могучего ореха я робко осознала своё предназначение: быть не просто учителем, но наставником!
Родные стены помогли принять мне непростое решение: поменять специализацию и стать учителем русского языка и литературы. Поначалу было страшно, ведь мои ученики уже не те наивные малыши, которые доверчиво смотрят на мир, а подростки, которых нужно не только научить, но и заинтересовать.
Подростки, как и сама жизнь, бросают вызов учителю. Ребята в эти годы познают себя через общение с окружающими, им важно познать свои границы и границы других людей. Наверное, я росла вместе с моими учениками. Я училась не поддаваться детским провокациям сорвать урок неудобными вопросами: «А как бы вы поступили в этом случае?», «А ваших родителей вызывали в школу?», «Почему на ваших уроках так нельзя, а Марья Ивановна нам разрешает?» Поначалу я, забыв о теме урока, попадала в хитроумные сети проказников, но череда таких проказ сформировала у меня что-то вроде педагогического иммунитета, и теперь ни вопросы не по теме, ни долгие обеды в столовой, ни сговор ребят о забытых тетрадях, учебниках, невыполненных заданиях (думаю, все учителя смогут дополнить такой список детских забав), ни даже споры и ссоры не смущали меня – я не просто выдавала учебный материал, но и научилась использовать любые вопросы и ситуации в воспитательных целях.
За время моей работы учителем у меня не случилось ни одного конфликта с учениками, а если и возникали мелкие разногласия, то разрешались они сами собой. Однажды моя ученица Нина сказала, что я строга и требовательна ко всем, но прежде всего к самой себе, но при этом справедливая. Меня глубоко тронула такая оценка девочки. Дети тонко чувствуют окружающий мир, ненавидят фальшь, и наша задача, как взрослых, укоренить их в этой врожденной совестливости. В такие моменты моих откровений с учениками я понимаю, что для детей не столь важно, какие методы я выберу, чтобы донести до них тему урока, для ребят важнее, как я отнесусь к их успехам, ошибкам, проблемам, как я смогу оценить каждого не формально, а честно, по заслугам.
Многое изменилось в моем подходе к профессии учителя за более чем тринадцатилетний опыт. В начале моего педагогического пути каждый урок для меня был как хорошо отрежиссированный спектакль, к которому я долго и тщательно готовилась: зубрила тему, как роль, готовила наглядный материал, словно шила сценический костюм. Теперь же урок стал для меня чем-то навроде стендапа, импровизации, когда, хорошо владея учебным материалом и методикой, я не иду по заранее спланированному сценарию, а подстраиваюсь под обстоятельства, атмосферу в классе, а порой и настроение всего класса и каждого ученика . Моё чувство отличного урока сродни чувству актёра, сорвавшего овации. По счастливым глазам ребят я понимаю, что донесла до них тему урока, подчас жизненного урока.