6,4K подписчиков

Легенды видеосалонов: "Безумный Макс-2: Воин дороги" (1981)

Как я уже писал ранее, знакомство с серией австралийских футурбоевиков о Безумном Максе у меня долгое время ограничивалось триквелом (что с участием Тины Тернер), увиденным в видеосалоне на рубеже 1980-90-х. И лишь недавно, застав начало постапокалиптической саги на специализированном телеканале, крутящем круглые сутки без перерыва на рекламу кинотрэш, захотелось наверстать упущенное уже в полном объёме. И если первая часть мне совершенно не пришлась по вкусу своей несуразностью, то продолжение хотя б более цельную историю поведала.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Правда, трэш, несмотря на несравнимо больший бюджет, так и остался трэшем, притом из разряда "так плохо, что даже хорошо". Поэтому 3,5 по моей пятибалльной шкале по доброте душевной максимально возможный выход (дабы не обидеть фэнов со стажем). Хотя бы за смехотворность кадров из вступления с "третьей мировой", куда затесался советский танк Т-34 из 1940-х годов. А еще за идеально ровные шоссе без намека на прогремевший, судя по всему, очень далеко от Австралии катаклизм. Ну и конечно "доспехи" злых панков (но не только), почему-то очень напоминающие защитное обмундирование игроков в американский футбол...

Впрочем, не буду углубляться в свои мелкие претензии (всё-таки такое кино надо было смотреть в школьном возрасте), а предоставлю слово штатному киножурналисту "Нью Йорк Таймс" Винсенту Кэнби, поделившемуся мнением 28 апреля 1982 года, накануне премьеры в США:

После конца света

Никогда еще в кинопредставлении мир после ядерной катастрофы не казался столь заброшенным и жестоким, или таким насыщенным событиями, а иногда и настолько смешным, как в апокалиптическом фильме Джорджа Миллера «Воин дороги» - экстравагантной фантаcтике, что смахивает на оживший садомазохистский комикс.
Здесь занят Мел Гибсон, родившийся в Нью-Йорке актёр австралийского происхождения («Галлиполи», «Тим»), сыгравший ранее главную роль в фильме Миллера «Безумный Макс», продолжением которого, как я понял, «Воин дороги» и является.
В начале картины Третья мировая война только что закончилась. Цивилизация погибла. Поэтому требуется слаженность, вера и надежда. Макс (Гибсон) по своему суровому и беспокойному нраву напоминает молодого Стива МакКуина.
Он своего рода высокооктановый Ланселот, который в сопровождении верного пса с чрезвычайно высоким айкью разъезжает по выжженному ландшафту австралийской глубинки на своем старом, прекрасно сохранившемся, форсированном хот-роде , но в поисках не Святого Грааля, а бензина. Тот позволяет Максу продолжать свое яростное, экзистенциальное, практически безостановочное путешествие из ниоткуда в никуда. Ибо когда миру пришёл копец, ехать больше некуда.
«Воин дороги» по совместному сценарию Терри Хейса, Миллера и Брайана Хиннанта, нельзя отнести к изящному искусству, но при всей своей по-малобюджетному умелой кинематографии это один из самых изобретательных фильмов, когда-либо выпущенных в Австралии. Он ни на что не претендует, кроме как на развлечение в примитивной, иногда трясущейся манере первых никелодеоновских фильмов, чьи зрители вздрагивали, когда уличные автомобили бесшумно приближались к кинокамере.
Бытие в «Воине дороги» сводится к бесконечному двухполосному шоссе с асфальтовым покрытием, тянущемся от одного горизонта до другого, и пейзажу, лишённому домов, деревьев или каких-либо других признаков жизни - кроме как случайных разбитых машин. И вот, остановившись проверить брошенную фуру на предмет бензина, Макс впервые сталкивается с членами особо злобной банды постапокалиптичных вандалов на мотоциклах.
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
Это приверженцы Гумунгуса, свирепого качка, который, как и его соратники, пользуется той разновидностью прикида, что нынче продаётся в «специализированных» магазинах кожаных изделий – куртка с заклёпками, напульсники, стринги плюс кожаная маска. Как сам фильм и почти всё в нем, Гумунгус и его приятели представляют из себя тот вид межвекового пересечения культур, что излюблен в комиксах.
Они ездят на мотоциклах, но сражаются пиками, палицами и арбалетами. Хорошие ж парни – группа сравнительно цивилизованных типажей, управляющих нефтеперерабатывающим заводиком посреди пустыни – воюют с помощью бумерангов и огнеметов. То есть груда барахла в этой картине содержит останки более, чем одной цивилизации.
Кадр из фильма "Шейн" (1953) - из свободных интернет-источников
Кадр из фильма "Шейн" (1953) - из свободных интернет-источников
Как и Шейн из одноимённого вестерна с Аланом Лэддом, одиночка Макс оказывается более или менее вынужден помогать "нефтепереработчикам", так как Гумунгус с приятелями окружил НПЗ и угрожает в случае, если ему бензин не отдадут, сравнять заводик с землёй, а всех находящихся в нем людей унизить. Происходит несколько кровавых стычек, что в конечном итоге приводит к отчаянному прорыву на волю, в котором «хороших» пионеров по дороге жизни преследует Гумунгус и его преспешники. В этой захватывающей погоне участвуют фура, школьный автобус и транспортные средства всевозможного типа, включая самодельный вертолёт.
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
В «Воине дороги» много внимания женщинам не отводится — в этой пустыне они играют явно второстепенные роли, особенно, что касается лагеря вандалов. А самый злобный из сотоварищей Гумунгуса — ещё один огромный отморозок — психопатически рыча, гоняет на байке со своим симпатичным блондинистым бойфрендом, вцепившимся за талию. На заводе с прекрасным полом дела обстоят несколько лучше, но Макс, очевидно, слишком занят воспоминаниями о немыслимом, чтоб найти время на романтические, а тем более сексуальные помыслы.
Помимо главного героя и Гумунгуса, чье лицо мы так и не увидим, а также Дикого Ангела с его безмолвным другом, единственные чётко узнаваемые персонажи в данном фильме - это беспечный парень (Брюс Спенс), пилотирующий упомянутый вертолетик и выступающий в качестве верного слуги Макса, плюс грязный мальчуган (Эмиль Минти), который играет подобие Брэндона ДеУайлда при "Алане Лэдде" в исполнении Гибсона.
Итак, «Воину дороги» никогда не светит быть чем-то большим, чем детсадовской фантастикой, ориентированной на взрослых, однако это исключительно остроумный опыт подобного рода.
(с) Vincent Canby / New York Times, 28.04.1982

(c) Перевод с английского и пролог - Albert Magnus, специально для kin0guru