14 подписчиков

Организация эвакуации техники

Начнем с определения что такое эвакуация Эвакуация бронетанковой техники это мероприятия по организации и проведению вытаскивания застрявшей (затонувшей) бронетанковой техники, буксирования или...

Начнем с определения что такое эвакуация

Эвакуация бронетанковой техники это мероприятия по организации и проведению вытаскивания застрявшей (затонувшей) бронетанковой техники, буксирования или транспортирования имеющей боевые повреждения или технически несправную бронетанковой техники в укрытия, к местам ремонта или погрузки.

Эвакуация подразделяется на:

первичную, заключающуюся в эвакуации ВВТ из районов боевых действий и с мест выхода из строя на пути эвакуации;

последующую, заключающуюся в эвакуации (транспортировании) по путям (маршрутам) эвакуации на СППМ, в места ее ремонта или к местам погрузки на железнодорожный, водный или воздушный транспорт.

С поля боя эвакуацию осуществляется с помощью бронированной ремонтно-эвакуационной машиной (БРЭМ) или другой бронетехникой – например другим танком (БМП) роты. В случае если быстрый ремонт или эвакуация в укрытие не возможна, то экипаж обязан развернуть башню в сторону противника и продолжить вести бой поддерживая своих товарищей. Эти кстати требования одинаковы и в американской армии и советских ВС.

Когда машина оказывается на «своей» земле с этим проблем особых нет, но если она на нейтральной то эвакуации обязательно должна быть прикрыта огнем подразделений и постановкой дымовых завес, что бы не дать противнику подбить еще и БРЭМ

В случае если огневые средства противника не могут быть подавлены и есть серьезная угроза потери БРЭМ следует воздержаться от этого, так как БРЭМ весьма ценная машина. Как своим оборудованием так и самим экипажем которые представляют собой квалифицированных ремонтников – и в том числе сварщиков крановщиков бульдозеристов. Кроме того БРЭМ имеет повышенный запас топлива (что бы в случае чего снабдить им линейный танк (БМП) и для обеспечения буксировки ) и набор запасных частей для ремонта танка (БМП).

Поэтому все выше сказанное делает БРЭМ основой для таких временных подразделений как ремонтно-эвакуационная группа (аварийно-ремонтная в терминах армии США)

Интересной особенностью является и то, что не в советской армии не в армии США штатного количества экипажа как правило не было - причина просто экипаж БРЭМ доукомплектовывались ремонтниками из состава РВО.

РЭГ (АРГ) за эвакуацию БТВТ в укрытие, ее ремонт если он не превышал 2-4 чел/часа или буксировку к месту дальнейшего ремонта вышестоящими органами или на пути эвакуации их средства вышестоящих органов.

Таким образом можно сказать, что РЭГ является основной для эвакуации техники в самом нижнем звене. И тут конечно мы сразу сталкиваемся с подавляющим превосходством армии США а именно в составе танкового батальона приходиться аж ШЕСТЬ БРЭМ (в механизированном батальоне СЕМЬ БРЭМ), что несомненно выглядит гораздо лучше чем один одинокий тягач танкового или мотострелкового батальона ВС СССР. Это несомненно расценивается многими как убогость ОШМ СССР. Вот с этого момента и хочется разобраться по подробней. (Хотя я слышал патриотическую версию, что дело все в убогости американских БРЭМ которых надо по 2 на 1 Абарамс, но это не так – в том же мпб больше БРЭМ (семь против шести) и не одного Абрамса, да и в случае если ходовая танка исправна М88А2 вполне способен утащить его, как мы уже убедились.)

В предыдущих статьях я приводил разность в количестве бронетанковой техники в батальонах армий СССР и США. Хочется еще раз напомнить их. Итак из 35 ед. БТВТ танкового батальона СССР и 40 (45) ед. мотострелкового только 1 ед. является БРЭМ. В армии США в танковом батальоне 97 ед. БТВТ, а мотопехотном 125 ед., именно поэтому в последнем мы имеем больше БРЭМ- целых 7. Получаем в среднем 16-18 ед. БТВТ на 1 ед. БРЭМ, что все равно больше в два раза чем в Советской армии.

В прицепе на этом можно было закончить особенно если просто подсчитать общее количество БРЭМ в дивизиях, но хотелось обратить внимание на саму организацию эвакуации в армиях США и СССР.

И для начала маленько отступление об основных принципах эвакуации.

- эвакуация поврежденных (неисправных) машин проводится непосредственно в ходе боевых действий;

- во всех случаях, как правило, сначала эвакуируются машины с экипажами, требующими спасения;

- в первую очередь эвакуируются машины из-под огня противника, из районов или мест, которым угрожает захват противником, а также машины, в наибольшей степени определяющие боеспособность войск (сил) в данных условиях боевой обстановки, а из них сначала эвакуируются машины с наименьшим объёмом эвакуационных и ремонтных работ;

- в условиях радиоактивного и химического заражения эвакуационные работы проводятся после радиационной и химической разведки и проведения (при необходимости) частичной специальной обработки;

- эвакуация вышедших из строя машин в ходе боевых действий войск на спорных территориях проводится, как правило, под огневым (дымовым) прикрытием;

- эвакуация осуществляется «на себя», то есть машины эвакуируются средствами той части, соединения, объединения, ремонтные органы которых будут их ремонтировать, колесные машины могут эвакуироваться и «от себя» (попутным транспортом).

Таким образом из вышесказанного следуют, что все звенья РВО участвуют в эвакуации поврежденной и вышедшей из строя техники. Для этого из их состава выделяются собственные РЭГ.

Так, например ремонтная рота полка может выделить РЭГ по количеству батальонов то есть мы берем 3.

Еще 6 танковых тягачей мы имеем в отдельном ремонтно-восстановительном батальоне дивизии, которая так же выделяет из своего состава РЭГ.

Кроме того свои РЭГ присылают АРВБ и ФРВБ.

В составе частей входящих в АРВБ у нас есть следующее количество эвакостредств орвб БТ – 4 танковых тягача и в отдельно батальоне эвакуации - 18 танковых тягачей - что позволяет создать 4-6 групп эвакуации которые будут действовать в соединениях первых эшелонов. Свои средства есть в орвб АТ РАВ и отдельные роты но мы их учитывать не будем.

Таким образом можно сказать, что в полосе действия батальона 1 эшелона могут действовать до 2-4 РЭГ из состава батальона, полка, дивизии и армии.

Перед каждой из РЭГ будет стоять эвакуация в первую очередь техники для своих РВО. Для управления эвакуацией в батальонах разворачиваться пункты технического наблюдение в задачи которых входят своевременное определение местоположения ВВТ вышедшей из строя, определения их состояния и координация действий РЭГ.

Исходя из вышесказанного на 1 ед. БРЭМ находящейся в полосе батальона 1 эшелона будет приходиться от 16-20 ед. БТВТ, а в отдельных случаях и 7-10 ед., что даже больше, чем в дивизии США. И это без учета эвакуационных средств фронта.

Однако хочется пойти до конца и подсчитать возможности по эвакуации. Это можно сделать использую простенькую формулу.

Nвэ=n*t*v*h/S

Nвэ - возможности по эвакуации (ед.);

n - фактическое количество тягачей (ед.);

t - время работы каждого тягача в течение суток (или продолжительность периода, на который планируется эвакуация) (10-12ч);

v - средняя скорость буксировки (транспортирования) (танковыми тягачами – 5-10 км/ч, автомобильными тягачами – 15-20 км/ч, трайлерами – 25-30 км/ч);

h - коэффициент использования рабочего времени, учитывающий затраты времени на холостой пробег тягачей и вспомогательные работы (0,6–0,7);

S - расстояние (плечо) эвакуации (км);

k - время подготовительных работ для эвакуации

За основу берем такие цифры – t=10 часов работы (можем больше но врядли экипажи при ведении продолжительных БД смогут работать круглые сутки)

Скорость 5 км/ч (при хорошем состоянии грунтовых и шоссейных дорог и отсутствии сильных высотных перепадов или изгибов она может быть и выше но приймем за 5 км/ч)

Коэффициент потери времени 0,6 (сюда входит время выдвижения эвакосресдтва к объекты, сцепка, а так же потери на простой. Что сюда не входит – подготовка эвакосредства к эвакуации, подготовка к вытаскиванию, вытаскивание, подготовка объекта к буксировки. Все это весьма затратные мероприятия по времени и зависят от состояния ходовой, а так же веса эвакуируемого объекта. Ну для примера при подготовки техники к буксировки с ходовой и узлов силовой и трансмиссии требующей текущего ремонта может потребоваться затратить от 20 до 60 минут, требующей среднего ремонта от 45 до 85 минут, а при необходимости капитального ремонта от 5 до 7 часов)

Рассмотрим стандартную эшелонированную позиционную оборону – 1 Эшелон 2 полка (бригады) каждая из которых так же построена в 2 эшелона.

Итак БАТАЛЬОН (взвод технического обеспечения) –в наличии 1 РЭГ находиться она в укрытии в 2-3 км от передовой линии, то есть во втором эшелоне обороняющегося батальона. Соответственно плечо эвакуации мы берем 3 км. Если машина не может быть по своему объему отремонтирована силам РЭГ и РГ батальона она передается вышестоящему органу, обычно в месте дислокации РГ или на путях эвакуации.

Nвэ бат=1*10*5*0,6/3=10

Получим что РЭГ батальона в сутки может эвакуировать до 10 машин на плече эвакуации в 3 км

ПОЛК (ремонтная рота) - может выставить 3 РЭГ (от 2 до 4 в зависимости от ОШС), которые может использовать как централизовано, так и придав их батальонам. Сами РЭГ развёртываются за батальонами 1 эшелона – то есть в 4-6 км от передовой. Эвакуация техники как с поля боя так и с места дислокации РГ батальона и осуществляется в первую очередь на СППМ полка (8-12 км от переднего края) берем максимальное плечо эвакуации 12 км.

Nвэ полка=3*10*5*0,6/12=7,5

Получим что РЭГ полка в сутки может эвакуировать до 7 машин на плече эвакуации в 12 км.

Правда мы слукавим если будем считать, что во всех ремонтных ротах по 3 БРЭМ, потому как в ремонтной роте на БТР она всего одна.

Nвэ мсп на БТР =3*10*5*0,6/12=2,5

ДИВИЗИЯ (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) – может выделить до 6 РЭГ, которые так же использует как централизовано (в этом случае они разворачиваются за полками первого эшелона), так и придавать их полкам ( разворачиваются за батальонами 1 эшелона) или смешанно. Обычная схема 2 группы по 2-3 РЭГ полкам 1 эшелона). Заниматься эвакуаций как с поля боя так и с эвакуационных путей или места работы РГ батальонов. Эвакуация происходит либо на СППМ полков либо в место для погрузки на автомобили с большегрузными прицепами. Поэтом плече эвакуации тоже 12 км

Nвэ дивизии =6*10*5*0,6/12=15

Автомобили с большегрузными прицепами на СППМ дивизии при скорости 25 км/ч и плече эвакуации 15 км (СППМ дивизии удалено на 25 км от передовой. Может быть развернута как 1 так и 2 СППМ)

Nвэ дивизии =2*10*25*0,6/13=20

Таким образом силами дивизии при ведении обороны ежесуточно из 4-х батальонов 1 эшелона можно эвакуировать 40+14+15= от 69 ед. БТВТ, а если учесть что 1 эшелон будет на БТРах – 59.

Кроме того у нас в эвакуации участвуют силы АРВБ и ФРВБ.

Так же ка и дивизионное звено они используют смешанную системы эвакуации.

АРВБ разворачивает свои РЭГ за полками 1 эшелона. Они осуществляли эвакуацию техники как с поля боя так и от РГ батальона или СППМ полков. На удавлении 15-20 км от передовой разворачивали пункты передачи техники куда свозиться техника предназначенная для ремонта силами АРВБ и где она грузилась на автомобили с большегрузными прицепами. которые везут ее к месту ремонта или погрузки на ж/д транспорт.

Так как мы знаем наличие танковых тягачей в АРВБ то их возможности можно оценить в 33-44 ед.

на плече эвакуации в 15 км

Nвэ армии =22*10*5*0,6/15=44 ед.

на плече эвакуации в 20 км

Nвэ армии =22*10*5*0,6/20=33 ед.

А если учитывать только РЭГ из состава эвакуационных групп прикрепленных только к одной дивизии 1 эшелона, то получим:

на плече эвакуации в 15 км

Nвэ армии =4*10*5*0,6/15=8 ед.

на плече эвакуации в 20 км

Nвэ армии =4*10*5*0,6/20=6 ед.

К сожалению данных по ФРВБ я пока не нашел.

Таким образом советские дивизии обладали серьезными возможностями по эвакуации неисправной техники с поля боя.

Теперь обратимся к американской дивизии. В отличии от советской армии, в американской господствовал смешанный принцип, когда эвакуация в звене батальон-бригада шла «от себя», а бригад-дивизия «на себя».

Поэтому БРЭМ танковых батальонов кроме эвакуации техники в своих интересах занимались и ее доставкой на СППМ бригады.

Поэтому скажем если посмотреть возможности эвакуации БРЭМ ремонтных секций рот на 5 км то получим довольно большие цифры 24 ед., что даст в батальонах 1 эшелона дивизии уже 96 ед., что больше чем во всей дивизии СССР

Nвэ рот=4*10*5*0,6/5=24 (96 ед. в 1 эшелоне)

А ведь еще есть БРЭМ ремонтного взвода в количестве 3 ед. (в мпб) с плечом эвакуации

Nвэ бат=3*10*5*0,6/10=9

Но дальше уже интересная вещь - собственных БРЭМ в передовой ремонтной роте бригады нет и обязанности по доставки несправной и повреждённой БТВТ возложены на БРЭМ батальонов. При этом СППМ бригады находился достаточно далеко бригады (20 км) и поэтому часть БРЭМ батальонов будут отвлечены на доставку поврежденной БТВТ на СППМ бригады.

Если предположить, что это примерно половина всех БРЭМ (исходя из пропорций в армии СССР), то мы получим следующие цифры:

Nвэ рот=2*10*5*0,6/5=16

Nвэ бат=2*10*5*0,6/10=6

Nвэ бр=6*10*5*0,6/10=9

Сюда же добавим АРГ (аварийно-ремонтные группы) дивизии которой есть еще 4 БРЭМ - 6 ед. на плече 20 км. Доставка же собственно на СППМ дивизии которые находиться в 60 км от передовой будет осуществляться автомобильными тягачами с большегрузными прицепами, которых в автотранспортной роте бригады МТО дивизии - 18 единиц.

Nвэ дивизии =18*10*25*0,6/60=45

Таким образом если брать части первого эшелона дивизии США то можно оценить возможности по эвакуации техники как 4 батальона*22 ед.+2*9+6=130 ед., что примерно в два раза больше чем в советской дивизии (59 ед. как мы помним). Однако в 4 мотострелковых батальонах (на БТРах) 1 эшелона советской дивизии будет – 220 ед. БТВТ (с придаными танковыми ротами), а в армии США - 500 ед. (чисто 4 мех. батальона) Сопоставив количество БТВТ на возможность по эвакуации 1 ед. техники мы получим – 3,72 ед. против 3,84 ед., что внезапно практически равноценно.

Вывод: Как и сопоставлении ремонтных возможностей мы видимо, что советская система эвакуации ничуть не уступают по своим возможностям американской, но она больше эшелонировано в глубину.

Можно конечно это оспорить и указать на то, что если в пересчете на чистое количество техники мы получим в американской механизированной дивизии на 1183 ед. БТВТ (включая СМ и СПТРК в батальонах) аж 64 БРЭМ что даст нам пропорцию 1 к 18 ед, против советских 778 ед. БТВТ (+СПТРК) на 26 ед. БРЭМ, что даст 1 к 29.

Это так но с другой стороны надо упомянуть, что в количество 778 ед. БТВТ советской армии входит большое количество колесных бронетехники а именно БТР БРДМ и техники на их базе. А если точнее, то почти половина - 350 единиц и эвакуация на СППМ полка или дивизии может быть организована попутной автомобильной техникой или специальной эвакуационной автомобильной техникой (которую мы тут не рассматривали) А поэтому нагрузка на оставшиеся БРЭМ будет гораздо ниже и отсюда в ремонтной роте МСП на БТР всего 1 БРЭМ по штату.

Поэтому как говориться не все так однозначно вот тут все плохо а тут идеально нельзя.

Да с одной стороны американский батальон имеет большие возможности по эвакуации (и ремонту), но с другой стороны вышестоящие РВО не имееют возможности (или она ограниченна) наращивать эвакуационные и ремонтные силы на проблематичном участке. Вместе с тем, как нам известно техника не выходит по всей линии однородно и во всех видах боя может наблюдаться наличии нескольких районов концентрации подбитой техники. И если в американской системе все это предполагается разгребать имеющимися силами, то советская подразумевает маневр. Ну например если в дивизии наблюдается большой выход БТВТ в полосе обороны одного из полков или батальонов то там вполне могут сосредоточить свои основные усилия полковых дивизионные и приданные армейские и фронтовые РЭГ которые могут снять с спокойных участков фронта.

Конечно для этого что бы завершиться анализ хотелось бы знать по подробней некоторые вопросы особенно:

1. Ремонтные и эвакуационные возможности РВО армии США корпуса и на ТВД.

2. Привлекаться ли АРГ батальонов (в том числе бригад из 2 эшелона) второго эшелона для помощи эвакуации АРГ первого эшелона.

3. Ремонтные и эвакуационные возможности ФРВБ.