Несколько размышлений по поводу выпущенных на экраны СССР "трофейных фильмов"(глава третья).

25 апреля 1945 года недалеко от города Торгау (Саксония) на реке Эльба встретились войска 1-го Украинского фронта РККА (Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев) и 1-й армии США (командующий 12 Группы армий США генерал армии США Омар Нельсон Брэдли). В результате встречи войск союзников остатки вооружённых сил Германии были расколоты на две части - северную и южную. Несмотря на политические разногласия, всё-таки нацизм победили вместе.
25 апреля 1945 года недалеко от города Торгау (Саксония) на реке Эльба встретились войска 1-го Украинского фронта РККА (Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев) и 1-й армии США (командующий 12 Группы армий США генерал армии США Омар Нельсон Брэдли). В результате встречи войск союзников остатки вооружённых сил Германии были расколоты на две части - северную и южную. Несмотря на политические разногласия, всё-таки нацизм победили вместе.

Добрый день!

Наверное, возникает вопрос: А не боялось ли Советское Правительство в принципе выпускать зарубежные фильмы на экраны? Всё-таки показывается чужая (идеологически чуждая) жизнь? Формально жизнь свободных людей... И не приведёт ли это если не к бунту, то к народным мыслям о том, что что-то не так в нашем королевстве? Думаю, что нет! Во-первых, наш народ видел во всей красе этих "культурных" людей, захватчиков, пришедших на нашу землю, убивать, грабить, вывозить культурные ценности. Во-вторых, в отличие от нацистов на нашей земле, Советские Солдаты, придя в Германию, кормили немецких детей и испуганных жителей солдатской кашей, а после помогали восстанавливать жизнь и хозяйство местного населения. Да и культура, житейская мудрость у нас резко отличается от западной. Да живём мы иначе, не хуже и не лучше, а именно иначе, и русский человек (в общем смысле) более душевный, человечный, всегда поможет даже побеждённому врагу! К тому же, мы строили светлое будущее, улучшающее жизнь людей. Поэтому зрители с удовольствием смотрели на "заграничную жизнь", принимая её как сказку, при этом восстанавливали Родную Страну и никаких подобных мыслей у них не возникало!

Параллельно с развлекательными (и не только) картинами производства Германии и её сателлитов (о них - в главах первой и второй) на наши экраны в качестве трофейных попали и ленты производства наших союзников по антигитлеровской коалиции - США и Великобритании. Фильмы США и Великобритании официально демонстрировались в "клубном прокате", то есть в профсоюзных кинозалах и кинозалах Министерства вооружения (в 1951 году Министерству кинематографии принадлежали 4456 кинозалов, ВЦСПС (профсоюзам, то есть клубы) - 4870, другим ведомствам - 513, Министерству вооружения - порядка 3000 стационарных кинозалов и порядка 3000 - кинопередвижек), т.е. каждый гражданин свободно имел возможность посмотреть ту или иную картину. И смотрели практически всё! Ещё вопрос: А почему, собственно, Соединённые Штаты и Англия никак не реагировали на "незаконный" показ в советском прокате их продукции? Неужели не знали? Конечно можно тайно посмотреть где-то на даче пару заграничных фильмов - могут не заметить. А тут выпускали такую массу картин практически в открытый прокат в течении нескольких лет (профсоюзные кинозалы были практически везде). Конечно, знали! Но спорить с Главной Страной-Победителем, Народом, освободившим мир от европейского фашизма и (между прочим, по просьбе союзников) японского милитаризма (а этого тогда никто не оспаривал) из-за кинематографической продукции, фильмов, которые давно уже окупили (или окупят) себя в прокате, никто не будет. К тому же им было выгодно - показать свою культуру, свой образ жизни. А сколько культурных и исторических ценностей из ограбленных советских музеев оказались в музеях и частных коллекциях союзников? В общем, считайте, что нам эти фильмы подарили. Спасибо!
Конечно, культура немецкая отличается от английской и американской. Все три великие, но разные. Немцы любят порядок, дисциплину, чистоту, всё по ранжиру, и ещё, как ни парадоксально, любят праздники, веселье, большие коллективы, собрания. Англичане - чопорные, строго соблюдающие вековые традиции, соблюдающие семейные ценности. Американцы принесли из Европы в Новый свет не только свои преступные традиции, но и великие культурные и общечеловеческие традиции, и, истребив коренное население (индейцев), родился "великий свободный многонациональный народ".
И, соответственно, картины союзников, попавшие на наши экраны, отличаются от немецких, даже если они одного жанра. Однако, кроме музыкальных комедий (в том числе четыре фильма с полюбившейся советским зрителям Диной Дурбин), комедий, мелодрам, сказок, экранизаций классических литературных произведений, к которым советская цензура не имела особых претензий, руководство Страны воспользовалось случаем и показало нам американские классические произведения, социальные драмы, которые вряд ли бы при других обстоятельствах попали на наш экран. В нашей стране, особенно в те времена случайного ничего не было и не могло быть. Из этих немногочисленных фильмов зрители узнали об истории Соединённых Штатов, о выдающихся политических деятелях и воинах прошлого, о социальном напряжении в Америке.
Конечно, Советское руководство опасалось предъявления претензий со стороны Союзников по поводу "незаконного" проката, поэтому не тратились деньги на дубляж фильмов производства США и Великобритании на русский язык (в отличие от большинства немецких, австрийских, итальянских картин) и показывались они в профсоюзных кинозалах. И всё же, несмотря на отсутствие титров, изменение названий, зрители понимали, что смотрят мировую киноклассику. Более того, часть этих картин необычны и для самих Америки и Англии.

Кадр из фильма "Я-беглый каторжник" (США, 1932)
Кадр из фильма "Я-беглый каторжник" (США, 1932)

"Am a Fugitive from a Chain Gang" ("Я-беглый каторжник", по автобиографическому произведению Роберта Эллиотта Бёрнса "Я - беглый каторжник из Джорджии". В нашем прокате - "Побег с каторги"). Социальная драма режиссёра Мервина Ле Роя.

Кадр из фильма "Мистер Смит едет в Вашингтон" (США, 1939)
Кадр из фильма "Мистер Смит едет в Вашингтон" (США, 1939)

"Mr. Smith Goes to Washington" ("Мистер Смит едет в Вашингтон", по рассказу Льюиса Р. Фостера "Джентльмен из Монтаны". В нашем прокате - "Сенатор") Драма о борьбе молодого сенатора с коррупцией, грязной игрой, лживостью и ангажированностью прессы. Режиссёр Фрэнк Капра.

Кадр из фильма "Гроздья гнева" (США, 1940)
Кадр из фильма "Гроздья гнева" (США, 1940)

"The Grapes of Wrath" ("Гроздья гнева", по одноимённому роману Джона Стейнбека. В нашем прокате - Дорога бедствий"). Драма о трудном пути семьи разорившихся фермеров. Режиссёр Джон Форд.

Кадр из фильма "Суэц" (США, 1938)
Кадр из фильма "Суэц" (США, 1938)

"Suez" ("Суэц", в нашем прокате - "Трудный путь"). Историческая мелодрама о постройке Суэцкого канала французским архитектором Фердинандом Мари де Лессепсом (1805-1894) и его личной жизни. Режиссёр Аллан Дван.

Кадр из фильма "Жизнь Эмиля Золя" (США, 1937).
Кадр из фильма "Жизнь Эмиля Золя" (США, 1937).

"The Life of Emile Zola" ("Жизнь Эмиля Золя", по произведению Хайнца Херальда и Гезы Херчега. В нашем прокате - "Я обвиняю"). История жизни известного французского писателя Эмиля Золя (1840-1902) и его участии в деле офицера Альфреда Дрейфуса (1859 -1935), обвиненного в государственной измене. Режиссёр Уильям Дитерли.

Кадр из фильма "Под рёв толпы" (США, 1938).
Кадр из фильма "Под рёв толпы" (США, 1938).

"The Crowd Roars" ("Под рёв толпы", в нашем прокате - "Восьмой раунд"). Драма о личной жизни молодого боксёра. Режиссёр Ричард Торп.

Кадр из фильма "Приключения Марко Поло" (США, 1938).
Кадр из фильма "Приключения Марко Поло" (США, 1938).

"The Adventures of Marco Polo" ("Приключения Марко Поло", в нашем прокате - "Приключения венецианца"). Приключенческая картина о путешествии сына зажиточного венецианского купца Марко Поло (1254-1324) в Китай. Режиссёры Арчи Майо, Джон Кромуэл.

Кадр из фильма "Тупик" (США, 1937).
Кадр из фильма "Тупик" (США, 1937).

"Dead End" ("Тупик", по одноимённой пьесе Сидли Кингсли. В нашем прокате - "Трущобы большого города"). Фильм повествует об уличной преступности, о расслоении общества на богатых и бедных. Режиссёр Уильям Уайлер.

Кадр из фильма "Дилижанс" (США, 1939).
Кадр из фильма "Дилижанс" (США, 1939).

"Stagecoach" ("Дилижанс", в нашем прокате - "Путешествие будет опасным", "Почтовый дилижанс"). Классический американский вестерн. Режиссёр Джон Форд.

Кадр из фильма "О мышах и людях" (СЩА, 1939).
Кадр из фильма "О мышах и людях" (СЩА, 1939).

"Of Mice and Men" ("О мышах и людях", по одноимённой повести Джона Стейнбека, в нашем прокате - "В поисках счастья"). Социальная драма. Умственно отсталый здоровяк и его здравомыслящий опекун устраиваются на работу на ранчо, где царит насилие и садизм во времена Великой депрессии. Режиссёр Льюис Майлстоун.

Кадр из фильма "Личная история, приключения, опыт и наблюдения Дэвида Копперфильда-младшего" ("Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим") (США, 1935).
Кадр из фильма "Личная история, приключения, опыт и наблюдения Дэвида Копперфильда-младшего" ("Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим") (США, 1935).

"The Personal History, Adventures, Experience, & Observation of David Copperfield the Younger" ("Личная история, приключения, опыт и наблюдения Дэвида Копперфильда-младшего", по роману Чарльза Диккенса. В нашем прокате - "Тяжёлые годы", "Дэвид Копперфильд"). Мальчик-сирота открывает для себя жизнь и любовь в равнодушном мире взрослых. Режиссёр Джордж Кьюкор.

Кадр из фильма "Жизнь Рембрандта" (Великобритания, 1936)
Кадр из фильма "Жизнь Рембрандта" (Великобритания, 1936)

"Rembrandt" ("Рембрандт", в нашем прокате - "Жизнь Рембрандта". Повесть о жизни и творчестве Великого голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). Режиссёр Александр Корда.

Кадр из фильма "Капитан Фьюри" (США, 1939)
Кадр из фильма "Капитан Фьюри" (США, 1939)

"Capitan Fury" ("Капитан Фьюри", в нашем прокате - "Долина гнева"). Капитан Майкл Фьюри, ирландский заключенный, отправленный на каторгу в Австралию, сбегает из-под стражи. Он отправляется в пустошь и там собирает банду таких же беглецов, чтобы бороться с коррумпированным землевладельцем. Режиссёр Хэл Роуч.

Кадр из фильма "Я слишком много мечтаю" (США, 1935).
Кадр из фильма "Я слишком много мечтаю" (США, 1935).

"I Dream Too Much" ("Я слишком много мечтаю", в нашем прокате - "Её мечта"). Классическая музыкальная комедия о любви. Режиссёр Джон Кромуэлл.

Кадр из фильма "Робин Гуд из Эльдорадо" (США, 1936).
Кадр из фильма "Робин Гуд из Эльдорадо" (США, 1936).

"The Robin Hood of еl Dorado" ("Робин Гуд из Эльдорадо", по роману Уолтера Ноубла Барнса. В нашем прокате - "Мститель из Эльдорадо"). Историческая драма. Киноповесть о благородном разбойнике Хоакине Мурьете (1829-1853). Режиссёр Уильям А. Уэллмен.

Кадр из фильма "Мятеж на "Баунти" (США, 1935).
Кадр из фильма "Мятеж на "Баунти" (США, 1935).

"Mutiny on the "Bounty" ("Мятеж на "Баунти", по роману Чарльза Нордхоффа и Джеймса Нормана Холла. В нашем прокате - "Мятежный корабль"). Подлинная история восстания матросов британского торгового корабля "Баунти" под руководством Кристиана Флетчера (1764-1793) против жестоких порядков команды капитана Уильяма Блая (1754-1817), происшедшая 28 апреля 1789 года у берегов Таити в Тихом океане. Режиссёр Френк Ллойд.

Кадр из фильма "Мари-Роз" (США, 1936).
Кадр из фильма "Мари-Роз" (США, 1936).

"Rose-Marie" ("Роз-Мари", по пьесе Отто А. Харбаха, Оскара Хаммерстина II. В нашем прокате - "Роз-Мари", "Нетерпимость"). Классический мюзикл -драма о любви композиторов Рудольфа Фримля и Херберта Стотхарта. Режиссёр Вудридж-Стронг Ван Дейк.

Кадр из фильма "Повесть о Луи Пастере" (США, 1936).
Кадр из фильма "Повесть о Луи Пастере" (США, 1936).

"The Story of Luis Pasteur" ("Повесть о Луи Пастере", в нашем прокате - "Жизнь для науки). Биография Луи Пастера (1822-1895), французского химика и микробиолога, который сделал первую вакцину против водобоязни и изобрел процесс, который мы до сих пор называем его именем - пастеризация. Режиссёр Уильям Дитерли.

Джеронимо (Гойяле) (1829-1909) - вождь апач Бедонко. Фото 1887 года.
Джеронимо (Гойяле) (1829-1909) - вождь апач Бедонко. Фото 1887 года.

"Geronimo! The Story of a Great Enemy" ("Джеронимо! История Великого врага", в нашем прокате - "На Земле Предков")[История легендарного военного предводителя индейцев Чирикауа-Апачей Джеронимо (Geronimo; на языке мескалеро-чирикауанском апачей - Гоятлай (Goyaałé), ("Тот, кто зевает"); 16 июня 1829 - 17 февраля 1909), который в течение 25 лет возглавлял борьбу против вторжения США на землю своего племени. В 1886 году был вынужден сдаться американской армии.] Режиссёр Пол Слоун. В роли Джеронимо снялся Вождь Грозовая Туча. *Один из самых необычных фильмов даже для самих США.*

Кадр из фильма "Флибустьер" (США, 1938).
Кадр из фильма "Флибустьер" (США, 1938).

"The Buccaneer" ("Флибустьер", по роману Лайла Саксона. В нашем прокате - "Последний корсар"). Историческая драма. Во время войны 1812 года британцы надеялись захватить Новый Орлеан, в котором прочно устроился пират Жан Лэфитт (1782-1854). Он считает себя благородным, и никогда не атакует американские суда. Британцы хотят подкупить Лафитта, чтобы он помог им убедить американских политиков в своей лояльности. Режиссёр Сесиль Блаунт Де Милль.

Кадр из фильма "Хуарес" (США, 1939)
Кадр из фильма "Хуарес" (США, 1939)

"Juarez" ("Хуарес", на основе пьесы Франца Верфеля "Хуарес и Максимиллиан" и романа Бертиты Хардинг "Призрачная корона". В нашем прокате - "Президент Хуарес"). Биографическая мелодрама о жизни Бенито Пабло Хуареса Гарсия (1806-1872), национального героя Мексики, отца и строителя современной Мексики, отстоявшего независимость страны и внедрившего важные прогрессивные и антиклерикальные реформы. Режиссёр Уильям Дитерле.

Кадр из фильма "Мистер Дидс переезжает в город" (США, 1936).
Кадр из фильма "Мистер Дидс переезжает в город" (США, 1936).

"Mr. Deeds Goes to Town" ("Мистер Дидс переезжает в город", по рассказу Кларенс Бадингтон Келланд. В нашем прокате - "Во власти доллара"). Социальная драма-комедия. Режиссёр Фрэнк Капра.

Кадр из фильма "Да здравствует Вилья!" (США, 1934).
Кадр из фильма "Да здравствует Вилья!" (США, 1934).

"Viva Villa!" ("Вива Вилья"-"Да здравствует Вилья!", по книге Эдгкамба Пинчона и О.Б.Стейда. В нашем прокате - "Капитан армии свободы).Рассказ об одном из лидеров крестьянских повстанцев во время Мексиканской революции 1910-1917 годов Панчо Вильи (Pancho Villa) (Хосе Доротео Аранго Арамбула, 1878-1923). Режиссёры Джек Конуэй, Ховард Хоукс, Уильям Э. Уэллман.

Кадр из фильма "Лицо со шрамом: Позор нации" (США, 1932).
Кадр из фильма "Лицо со шрамом: Позор нации" (США, 1932).

"Scarface: The Shame Of The Nation" ("Лицо со шрамом: Позор нации", по одноимённому роману Армитэджа Трэйла). Жестокий фильм об организованной преступности во времена "сухого закона". Режиссёры Ховард Хоукс, Ричард Россон. *Ещё одна необычная для США картина*

Кадр из фильма "Ревущие двадцатые, или Судьба солдата в Америке" (США, 1939).
Кадр из фильма "Ревущие двадцатые, или Судьба солдата в Америке" (США, 1939).

"The Roaring Twenties, or The fate of a soldier in America" ("Ревущие двадцатые, или Судьба солдата в Америке", в нашем прокате - "Судьба солдата в Америке"). Гангстерский боевик. Действие происходит во времена "сухого закона". Режиссёр Рауль Уолш.

Кадр из фильма "Под красной мантией" (Великобритания-США, 1937).
Кадр из фильма "Под красной мантией" (Великобритания-США, 1937).

"Under the Red Robe" ("Под красной мантией", в нашем прокате - "Под кардинальской мантией"). Приключенческий фильм. Действие фильма происходит во Франции в начале XVII века, в годы царствования Людовика XIII. Вся полнота власти принадлежала в то время кардиналу Ришелье, который беспощадно преследовал гугенотов - противников абсолютизма и католической церкви... Режиссёр Виктор Шёстрём.

Кадр из фильма "Кардинал Ришелье" (США, 1935).
Кадр из фильма "Кардинал Ришелье" (США, 1935).

"Cardinal Richelieu" ("Кардинал Ришелье", по пьесе "Ришелье" Эдварда Джорджа Булвера-Литтона). Историческая драма о могущественном французском кардинале, Председателе Правительства Франции Армане Жан дю Плесси Ришелье (09.09.1585-04.12.1642), служившего Франции при дворе короля Людвика XIII Справедливого (27.09.1601-14.05.1643). Хитрый кардинал Ришелье должен спасти короля Людовика XIII от предательства в его ближайшем окружении. Режиссёр Роулэнд В. Ли.

Кадр из фильма "Пусть звенит свобода" (США, 1939).
Кадр из фильма "Пусть звенит свобода" (США, 1939).

"Let Freedom Ring" ("Пусть звенит свобода", в нашем прокате - "Друзья и враги Америки"). Детектив о нечистых методах хозяйствования. Режиссёр Джек Конвей.

Кадр из фильма "Одиссея капитана Блада" (США, 1935).
Кадр из фильма "Одиссея капитана Блада" (США, 1935).

"Captain Blood" ("Капитан Блад", по мотивам одноимённого романа Рафаэля Сабатини, в нашем прокате - "Остров страданий", "Одиссея капитана Блада"). Молодой ирландский доктор Питер Блад под влиянием обстоятельств вынужден был стать пиратом. Но он стал не головорезом-убийцей, а морским разбойником, Робин Гудом океанских просторов. Режиссёр Майкл Кёртиц.

Кадр из фильма "Ярость" (США, 1936)
Кадр из фильма "Ярость" (США, 1936)

"Fury" ("Ярость", по рассказу "Правило толпы" Нормана Красны). Фильм основан на реальных событиях, происшедших в окрестностях Сан-Франциско в 1930-е годы. Спровоцированная толпа обывателей провинциального городка осаждает и поджигает тюрьму, где заключен подозреваемый в похищении детей совершенно невиновный человек. Режиссёр Фриц Ланг.

Кадр из фильма "Чёрный легион" (США, 1937).
Кадр из фильма "Чёрный легион" (США, 1937).

"Black Legion" ("Чёрный легион") О борьбе Ку-Клукс-Клана с засилием иностранцев и иммигрантов, которые занимали рабочие места и становились, по мнению членов группировки, причиной растущей безработицы. Режиссёры Арчибальд Л. Майо, Майкл Кёртиц.

Американцы, в отличие от немцев, обладали большей свободой творчества и в своих произведениях затрагивали остросоциальные, конфликтные проблемы. Немцы, особенно при правлении А. Гитлера, позволить себе такое не могли, поэтому и снимали картины как бы развлекательного характера, нередко, завуалировав современные социальные проблемы под, например, исторические фильмы. Однако, американские драмы немцы в своих кинотеатрах охотно смотрели. Нацистская власть показывала их как антибуржуазные ("посмотрите, как у них всё плохо, а у нас - всё хорошо"). Эту же цель (далеко не главную и далеко не единственную, но всё же...) преследовали и наши прокатчики, показывая "трофейные фильмы" Народу-Победителю.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ЭТОТ КАНАЛ! ОСТАВЛЯЙТЕ КОММЕНТАРИИ, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ!