43,1K подписчиков

Русский Север, возвращение к истокам, или пару дней в Зачачье с реставраторами

Среди заливных лугов разносится звук топора. Это значит, что в деревню Зачачье на Северной Двине снова приехали реставраторы. Каждое лето плотницкая артель Новое Старое работает на Никольском храме, который мог упасть.

Приехав вечером, мы попали на окончание театрального представления в домике волонтеров. Народу собралось много, дети и взрослые. Фонд Вереница проводит занятия с детьми и устраивает самодеятельные представления. Мне же выпало пару дней провести с реставраторами и волонтерами, которые проводили противоаварийные работы на храме.

Зачачье
Зачачье

Всего было 21 человек единовременно, но на следующий день часть добровольцев уехала в Пурнему на Белое море. Так выпало, что воскресенье был выходной, так что вместо работы, общались и знакомились друг с другом, а за окном шёл проливной дождь.

С плотниками-реставраторами артели "Новое Старое" и волонтерами
С плотниками-реставраторами артели "Новое Старое" и волонтерами

В 8 подъем и завтрак, в 9 утра мастера уже стучат топорами. Никольский храм построен в Емецке в 1615-1620 годах и был перевезен в Зачачье в 1686 г. Принято считать, что церковь древняя - 300 лет, на самом же деле чуть больше ста. В начале 20 века полностью её воссоздали по подобию старой. Храм ветшал, в начале 2000-х были начаты противоаварийные работы и брошены. Сейчас про реставрацию разговор не идёт, хотя бы просто законсервировать то, что есть.

Внутри храма плотники построили десятиэтажный дом из дерева, а сам храм высотой с тринадцатиэтажный дом. Получаются мощные леса, которые держат стены и кровлю. Впечатляюще масштабно выглядит, когда оказываешься внутри.

Каркас внутри храма
Каркас внутри храма

Для подъёма досок на 10-й этаж внутри лесов сделан лифт - полиспаст. По лесам поднимаемся на верхний этаж, затем в саму главку по узкой лестнице. Дальше только лючок на кровлю, с которой видна Двина. Тут работает Денис, он промальпинист, Егор ему помогает.

Егор
Егор

Закрывают кровлю главки. Делают как бы ещё одну кровлю поверх старой. Внутри шатра Руслан с волонтерами укрепляет силовой каркас. Очень радует, что в этот раз школьники приехали помогать. Значит, есть надежда на лучшее. Вообще, с каждым годом волонтеров в Вереницу приезжает все больше. За прошлый год было около 350 человеко/дней.

Работа идёт
Работа идёт

«Памятник архитектуры - это как книга. Когда с ним работаешь, ты его читаешь. Узнаешь особенности и конструктивные решения, которые делали плотники 100 лет назад», - говорит Руслан. Русский Север для него - это возвращение к истокам.

Вообще, реставрация деревянного зодчества - это очень глубокий процесс. Как говорит Денис: «Для меня это реставрация духа того народа, которые могли построить такие храмы». Еще он заметил, что те люди, кто приезжает на Русский Север и изучает деревянное зодчество, они занимаются поиском себя и близких по духу людей.

В 6-7 вечера работы заканчиваются. Далее ужин и время отдыха. Кто-то гуляет по округе, кто-то общается или делает свои дела. Часть участников приезжает с детьми, для них это такой отдых в деревне, и приобщение к культуре получается. Перед сном детям Руслан читал сказки Шергина при свечах.

На улице же свечи не нужны, настоящие белые ночи царствуют. Стрекотание кузнечиков и тишина. Очень светло. Ради такого стоит приехать хоть раз летом.

Белая ночь
Белая ночь

В Веренице участвуют люди, которые всей душой любят Русский Север и хотят помочь сохранить деревянное зодчество. Это ценно, ведь таких людей очень мало. Интересна история каждого участника, почему каждый год они возвращаются туда. Я тоже буду ездить помогать Веренице. Приезжайте и вы, если есть желание. Кому интересно - пишите в соцсети Вереницы и смотрите сайт.

Масштаб передает
Масштаб передает

Дальше отправился на Онегу. Немного не по пути, но очень рекомендовали туда заехать. Как оказалось позже, не зря! Про это расскажу в следующий раз. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. Смотрите также мой фильм про Зачачье, там рассказал все более подробно, плюс там живой рассказ с участниками.