Таджики целыми семьями бегут из России после теракта в «Крокусе»: Надеются вернуться на заработки, но боятся

67K прочитали
   Дом в котором жил Раджабализода Муродали Григорий КУБАТЬЯН
Дом в котором жил Раджабализода Муродали Григорий КУБАТЬЯН

После событий в «Крокус Сити» многие из таджикских гастарбайтеров возвращаются домой. Летят семьями. Самолет в Душанбе забит до отказа. Грудные дети орут. Взрослые переругиваются, запутавшись в местах:

- Куда ты лезешь? Я тебе говорю, это «бе»! А «ге» - в том проходе!

За 2 тысячи рублей стюардесса готова пересадить вас на другое место, такое же, но подальше от младенцев. Это даже не взятка, все официально. Не хочешь затыкать уши - плати.

В аэропорту Душанбе давка у окошек пограничников. Женщины в отдельной очереди. Но мужская не столько двигается, сколько уплотняется. Пытаться втиснуться в нее - опасный аттракцион.

Передо мной возникает «помогайка» с бейджиком и приглашает пройти без проблем.

- Сколько? - интересуюсь, хотя и так знаю. В зале стоит баннер: проход для VIP-персон с чаем и без очереди - $30.

- Две тысячи рублей давай, - подмигивает «помогайка». Дескать, неофициально дешевле.

С тоской гляжу на монолитную очередь и соглашаюсь. Будем считать это журналистским экспериментом.

«Помогайка» вкладывает в мой паспорт купюру в 100 сомони (чуть меньше 1 тысячи рублей) и ведет меня в обход очереди. Я будто в шапке-невидимке, меня не замечают ни пограничники, ни таможня. И тоже все официально. Даже штамп в паспорте.

   В Душанбе идёт большая стройка Григорий КУБАТЬЯН
В Душанбе идёт большая стройка Григорий КУБАТЬЯН

«ВСЁ ПОДСТРОЕНО»

В город меня везет таксист. Он признается, что у него есть российский паспорт. И он хочет снова поехать на заработки в Россию, но боится. Слышал, многих после теракта в «Крокусе» проверяют и высылают. Он опасается: что теперь будет между Россией и Таджикистаном?

- Думаю, между Россией и Таджикистаном сохранятся мирные и дружеские отношения, - говорю ему.

- Хорошо бы! - радуется он и делает мне скидку в 20%.

В Душанбе идет огромная стройка - нужно как-то занимать возвращающихся из России строителей. Высотки тесно жмутся друг к другу, отрицая СНиПы и здравый смысл. Тонкие стены покрыты затейливыми восточными вензелями. Красиво, но страшно за жильцов. Район-то сейсмически опасный...

  Григорий КУБАТЬЯН
Григорий КУБАТЬЯН

Иду в МИД Таджикистана, чтобы получить журналистскую аккредитацию. Последний раз я был здесь 20 лет назад. Тогда я просто зашел с улицы, и мне за 15 минут и $10 сделали пластиковую карту. Теперь внутрь не зайдешь - на турникете система распознавания лиц. На меня она громко ругается.

- У нас в редакции такой системы нет, - с иронией говорю охраннику.

- Ну, ты сравнил! - важно отвечает он. - То редакция, а то МИД!

Все документы поданы правильно, но МИД по-азиатски мягко отказывает мне, ссылаясь на то, что решение по аккредитации принимается в течение двух недель. Никто не хочет, чтобы российский журналист что-то тут выискивал и расспрашивал.

   Автобусы в Россию Григорий КУБАТЬЯН
Автобусы в Россию Григорий КУБАТЬЯН

Собираюсь уходить, но словоохотливый охранник меня не отпускает.

- Я не верю, что все так просто! - говорит он. - Этот теракт... Всё подстроено...

Я готовился к разным мнениям в Таджикистане. От резкого осуждения и проклятий в адрес террористов до оправдания - дескать, так русским и надо. Но столкнулся с тем, что многие здесь не хотят верить в вину соплеменников. Потому что случившееся не укладывается в головах местных жителей. Они лезут за ответами в запрещенный в России экстремистский Фейсбук* и натыкаются на украинскую пропаганду - все подстроила Москва. И успокаиваются. Главное - не таджики.

   Уличный тир в Душанбе Григорий КУБАТЬЯН
Уличный тир в Душанбе Григорий КУБАТЬЯН

ПРОПОВЕДНИКИ ИЗ УЩЕЛЬЯ

Без журналистской аккредитации мне закрыт вход в госучреждения. Но я могу слушать, что говорят обычные люди. На улице и в маршрутках разговоры на таджикском, я вылавливаю слова: «Москва», «террористы», «ФСБ».

Еду в город Вахдат, где до января нынешнего года работал один из террористов - Муродали Раджабализода**, тот, что при задержании лишился части уха.

В этой городской агломерации 400 тысяч жителей. Как тут найти информацию о человеке? Таджикские журналисты советуют: нужно идти в мечеть, на базар или в школу. Там знают всё.

Люди разговаривают на тему терактов неохотно. Вздыхают и темнеют лицами. Боятся сказать лишнее.

Но мне везет. Я знакомлюсь с Джамилей. Раньше она работала учительницей русского языка в школе, а теперь трудится на базаре. Джамиля хочет выговориться, но страшновато. Она часто отстраняется и переспрашивает: откуда я? Зачем спрашиваю?

   Базар в Вахдате Григорий КУБАТЬЯН
Базар в Вахдате Григорий КУБАТЬЯН

- После терактов в Москве здесь, в Вахдате, многих задержали, - говорит она. - Почему здесь? Район такой. Всегда был таким. Пацаны здесь дерзкие живут, занимались единоборствами. И попали под влияние проповедников.

- Каких проповедников?

- Здесь рядом Рамитское ущелье, оно раздваивается, как ослиные уши. Там еще в советское время жил суфийский проповедник Эшон Тураджон. У него было два сына: проповедники Ходжи Нуриддин и Ходжи Акбар Тураджонзода. Они были на стороне «вовчиков», когда началась война между властью и исламистами. Весь Вахдатский район оказался под «вовчиками».

РАЙОН ПОД «ВОВЧИКАМИ»

Речь о гражданской войне в Таджикистане в 1992 - 1993 годах. «Вовчиками» называли ваххабитов, а противостоящих им силовиков - «юрчиками» в честь Юрия Андропова, возглавлявшего КГБ. В начавшейся резне больше всего пострадали русские, многим пришлось бежать, бросая имущество.

Затем в Таджикистане наступил мир, но довольно хрупкий. Нынешние силовики-«юрчики» не дают исламистам развернуться. Борются с хиджабами и никабами, с бородами у молодежи до 30 лет, с незаконным оружием и наркотиками.

   Дом Культуры в городе Вахдат Григорий КУБАТЬЯН
Дом Культуры в городе Вахдат Григорий КУБАТЬЯН

Но современные «вовчики» агитируют через интернет. Тут и салафиты, и экстремистские группы, по словам Джамили, «совсем запрещенные».

Мусульмане способны отличить тех, кто попал под влияние экстремистских групп. Те молятся чуть иначе, в мечеть ходят по определенным дням.

- Я к ним не имею отношения, - говорит Джамиля. - Но вот я открываю Фейсбук, и смотрите - их реклама. И сообщения, что взрывы в Москве - операция ФСБ. И в некоторых мечетях так говорят. Кому верить? Кстати, правда, что в ФСБ все ходят в синих свитерах?

В Таджикистане плодятся слухи и небылицы. Что говорить, если даже местное авторитетное издание «Азия Плюс» в своих расследованиях о теракте ссылается на… базирующуюся в Латвии «Медузу», признанную в России нежелательным изданием и иноагентом. А уж о чем вещают «интернет-проповедники» - там полный мрак.

Чтобы снизить влияние исламистских групп, власти Таджикистана пытаются обратить народ к древним персидским традициям, например, празднованию Навруза. Когда-то таджики были зороастрийцами-огнепоклонниками. Джамиля помнит, как ее бабушка на Навруз обходила комнату со свечами. Сейчас так делать не принято - грех.

Теракт в «Крокусе» случился накануне Навруза. И, как пишет местная пресса, еще 15 человек задержали в Душанбе и Вахдате, подозревая, что они хотели устроить теракты на праздник.

ТОЛЬКО РОССИЯ, БОЛЬШЕ НИКТО

В городе Вахдат выпускают местную газету. Она называется «Шахриёр». Что можно перевести как «согорожанин», «сородич». Захожу в редакцию. Пожилые сотрудники встречают меня радостно и встревоженно. Радостно, потому что таджики гостеприимны. Встревоженно, потому что не знают, что сказать.

О том, что Раджабализода Муродали** их «со-горожанин» они, конечно, слышали. Все слышали. На рынке с тележкой бегал. Хотел в такси устроиться.

   Частный сектор города Вахдат Григорий КУБАТЬЯН
Частный сектор города Вахдат Григорий КУБАТЬЯН

Разговор местным журналистам неприятен, и я меняю тему. Спрашиваю о причинах массовой миграции таджиков в Россию. Отвечают охотнее:

- При СССР нас было 5 миллионов, сейчас в два раза больше. В Вахдате при Союзе было 600 предприятий. Был реммехзавод, домостроительный комбинат, а сейчас нет ничего. 70% населения - молодежь, им где работать? Вот и едут на заработки. Их только Россия может обеспечить работой.

- А что с образованием?

- Институтов стало в три раза больше, но их качество, наоборот, ниже. Многие могут получить нормальную профессию только в России. Кто остался и без работы, и без образования - попадают под влияние проповедников.

Получается замкнутый круг. Массовая миграция позволяет радикальным исламистам проникать в Россию. Но запрети мигрантам к нам приезжать - и они останутся без работы. Тогда еще большая часть молодых таджиков уйдет под знамена «проповедников» и начнет воевать со светской властью в Таджикистане. А Россия получит у своих границ новую горячую точку.

Решение есть. В России нужно реформировать миграционную систему, об этом уже и Путин сказал. А с Таджикистаном восстанавливать прежние экономические и культурные связи. Возвращать в республику русских специалистов, строить заводы. Но быть готовыми к давлению со стороны Америки и Британии. Дело непростое.

РАЗГРУЖАЙТЕ, А В ПОЛИТИКУ НЕ СУЙТЕСЬ

Мне осталось побывать в мечети у рынка, и я иду туда. Иду без охоты, не знаю, как примут меня люди, «попавшие под влияние проповедников». В мечети никого нет, но на улице в стороне сидит группа бородачей в тюбетейках. Вид у них довольно исламистский. Спрашиваю про Раджабализоду.

- Знаем, - мрачно отвечают мусульмане. - Он в нашу мечеть не ходил. Работал на бывшей мебельной фабрике. Там сейчас база стройматериалов.

Беру такси и еду туда.

У ворот бывшей мебельной фабрики сидят водители. На мои вопросы усмехаются. Я не первый, кто интересуется. Здесь уже был рейд таджикских спецслужб, многих выдернули давать показания. О террористе говорить не хотят. Видели его здесь, но знали плохо. Доски он таскал и мешки с цементом. Был разнорабочим. Ничем не выделялся, ничем не запомнился.

   Строительная база на месте мебельной фабрики, где работал Раджабализода Григорий КУБАТЬЯН
Строительная база на месте мебельной фабрики, где работал Раджабализода Григорий КУБАТЬЯН

Один из пожилых сотрудников базы по имени Йормахмад помнит его. Говорит, что Раджабализода работал около года. Ни с кем не дружил. Даже то, что жил он не в самом Вахдате, а в селе Гурхурда в 10 километрах отсюда, узнали только после теракта. В начале января нелюдимый рабочий ушел и больше не возвращался.

- Мы всем ребятам говорим: разгружайте-загружайте, а в политику не суйтесь! - строго говорит Йормахмад. И вспоминает, что в советское время на фабрике делали неплохую кухонную и детскую мебель. Половина сотрудников была со всего Союза, много русских. В 90-х годах русские уехали, а фабрика сгорела. Теперь это просто стройбаза.

Через дорогу мечеть, в которую ходил Раджабализода. Я спрашиваю собирающихся на намаз стариков: помнят ли такого? Они пожимают плечами. Может, бывал. Но для фанатика-исламиста он был слишком незаметен.

НЕ СЛУЖИЛ, НЕ УПОТРЕБЛЯЛ

Вечереет. Ехать в кишлак и искать родню террориста, наверное, плохая идея. Но я все же еду.

Таксист Анзар работал в России. Он хорошо говорит по-русски. Мы проезжаем красивые места. Цветут весенние сады, вдали виднеются заснеженные горы. Живи и радуйся!

Останавливаемся у дома за мостом. Анзар перебрасывается словами с человеком у дороги и кивает:

- Вот его дом.

У дороги стоит седобородый мужчина в тюбетейке и со строгими глазами. Это дядя террориста. Он не рад моему визиту. Мотает головой. Говорит о племяннике:

- Как же так получилось? Вроде спокойный был. Не употреблял ни наркотики, ни алкоголь. Не служил в армии. Оружия в руках я не видел, чтоб он держал...

- Мог он попасть под чужое влияние? - спрашиваю я. - Может, был слабохарактерным?

Дядя задумывается и соглашается:

- Да, наверное, вот так, как вы сказали.

   Село Гурхурда. Слева ворота дома в котором жил Раджабализода Муродали Григорий КУБАТЬЯН
Село Гурхурда. Слева ворота дома в котором жил Раджабализода Муродали Григорий КУБАТЬЯН

Слушаю дядю, а в голове: «Спокойный, мухи не обидит племянник, но на такое чудовищное убийство ни в чем не повинных людей смог пойти...»

Дядю и брата Раджабализоды таджикские спецслужбы забрали сразу после теракта. Допрашивали, потом отпустили. Но дядя опасается, что разговор с журналистом ему навредит.

Племянник уехал в январе и не появлялся. Жену с детьми отослал к ее родителям. В доме террориста осталась только старая мама. Ей ничего не сказали. Боятся, что не выдержит сердце. Телевизор она не смотрит и до сих пор ждет сына, уехавшего в Москву на заработки.

Я прошу разрешения зайти во двор. Мне позволяют. Небольшой одноэтажный дом зеленого цвета с высокой крышей. Бедный дом. На веранде, сложенной из необожженных кирпичей, играет маленький мальчик, сын брата.

- С радио «Свобода» (признана в РФ нежелательной организацией. - Ред.) приезжали, я их не пустил. Вы первый, - говорит дядя и с тоской смотрит на меня. - Надеюсь, всё выяснится и виновные будут наказаны!

Это я ему обещаю твердо. И ухожу.

Когда отъезжаем от дома, машину останавливают трое крепких ребят. Спецслужбы? Исламисты? Оказалось, соседи террориста.

- Спрашивали, кто вы такой? - поворачивается ко мне Анзар после энергичного разговора на таджикском. - Я им сказал, что вы нормальный. Но им тяжело поверить, что сосед виноват.

   Ларёк с ностальгическим названием СССР Григорий КУБАТЬЯН
Ларёк с ностальгическим названием СССР Григорий КУБАТЬЯН

Я понимаю. Совершить такое чудовищное преступление мог кто-то выглядящий, как чудовище. А если выглядел и вел себя как обычный человек, да еще жил столько лет рядом...

Хотя и самый страшный маньяк ХХ века Чикатило тоже не выглядел как серийный убийца...

Анзар вздыхает, что хочет снова поехать в Россию на заработки, но думает, что сейчас неудачное время. Я соглашаюсь, что пока не стоит. Пусть все успокоится. Пусть теракт расследуют.

- Подожду. До конца апреля, да? - с надеждой говорит он.

Я не знаю, что ему ответить.

Автор: Григорий КУБАТЬЯН