Когда я заканчивала университет, я уже понимала, что перспектива долгой работы в школе (5-40 лет) меня пугает. Но хотя бы попробовать надо. Тем более, когда я выпускалась, нас пугали, что надо будет обязательно подтверждать диплом именно работой в школе (спойлер: это уже необязательно) Поэтому я выбрала школу, в которой проходила свою вторую практику на выпускном курсе и которая мне более-менее понравилась по сравнению с остальными. Но так получилось, что когда я туда пришла летом, мне сказали, что учителей хватает и никто не требуется. Я со своим подходом по жизни, что всё к лучшему и ничего не бывает просто так, пошла искать другие варианты. Походила по школам, где-то учителя не требовались, где-то мне не понравилось, где-то условия были хуже, чем в других. И тут я поняла, что со своим образованием я могу работать и в техникумах, и в колледжах. Конечно, если уж говорить о преподавании студентам, то в идеале это был ВУЗ, но для того, чтобы там работать, нужна ещё и магистратура, а у меня был только бакалавриат.
В итоге я пошла узнавать про работу в системах СПО, и хоть на сайтах и не было подобных вакансий, всё так удачно сложилось, что в одном колледже как раз нужен был преподаватель английского. Это было всего лишь второе учебное заведение СПО, про которое я решила узнать, и меня сразу же туда взяли.
Ну а теперь про минусы и плюсы работы в СПО, если вы тоже стоите перед выбором.
Начнём с плюсов:
- если вам не нравится работать с маленькими детьми, иметь проблемы с дисциплиной, то в СПО с этим всё гораздо проще. Так как дети здесь старше (от 15 лет), то они не будут бегать, прыгать, как это происходит, например, в 4 классе в 10 лет. К тому же, школа - это обязательное образование, а здесь могут отчислить. Не всех подряд, конечно, но могут. В школе же со многими вещами ничего не поделаешь, там учатся все. В СПО в этом плане легче
- в системе СПО больше возможностей для творчества на парах. Конечно, это зависит от учебного заведения, но когда я была в школе, там проверяли календарно-тематическое планирование, чаще ходили на уроки, проверяли, по программе ли ты учишь. И неважно, что кто-то успел усвоить материал, а кто-то - нет. Здесь же нет четкого стандарта. Да, ты сам пишешь ктп, основываясь на общей учебной программе, но всё равно ты можешь самостоятельно выбрать, как специалист, сколько часов надо отвести на конкретную тему
- нет такого большого количества работы с родителями. Если вы - куратор группы, то с родителями, конечно, нужно поддерживать связь. Но никто посреди рабочего дня не заявится к вам и не будет спрашивать, почему у её/его сына "2" по какому-то предмету, как это часто происходит в школе. Родительские собрания тоже проводятся гораздо легче и проходят гораздо проще. Ну а если у вас нет своей группы, то вы вообще с родителями не работаете
- хороший коллектив. Конечно, везде по-разному, но я заметила, что в школе больше конфликтных, недовольных людей. Скорее всего, это как раз из-за того, что в школе больше нервотрепки, учителей и правда это очень выматывает, а в СПО в большинстве своём люди не такие злые, спокойные, уравновешенные
- нет дополнительной неоплачиваемой работы типа ремонта школы летом, пришкольного лагеря, мытья окон и т.д.
- своё психологическое состояние. Да, это и правда большой плюс работы в СПО. Когда я пришла туда, я думала, что дети - везде дети, и по-любому будут неуправляемые. Но оказалось, что можно даже не повышать голос на занятиях. В большинстве своём студенты достаточно осознанные, и даже троечники выполняют работы и слушаются
Минусы:
- околошкольная система в плане классного руководства. Если у вас есть своя группа, то с ней очень много дополнительной работы. Устраивать внеклассные мероприятия, проводить классные часы, отслеживать посещаемость каждый день, звонить родителям. А так как дети взрослые, многие живут уже отдельно от родителей, многие с ними не общаются, и половина родителей вообще не собирается идти на контакт с куратором группы. За отчисление студентов вашей группы по ИХ собственному желанию, у вас может быть выговор, отсутсвие стимулирующих, потому что считается, что это ваша работа - следить за сохранностью контингента своей группы. Но если у вас нет своей группы, то даже этот минус для вас не имеет значения
- нет учебников. Этот минус тоже применим не ко всем учреждениям СПО, но во многих нет такой системы, как в школе: учебник на год. У нас есть учебники, которые можно брать на занятие из библиотеки, но учащиеся с собой учебники не носят, и каждый раз нужно тщательно готовиться к парам, продумывать дополнительные материалы, потому что ты не можешь взять один учебник и только по нему идти
Ну и ещё один очевидный момент, который, как по мне, может быть как плюсом, так и минусом, это пары по полтора часа. Даже внимание взрослого человека сложно удержать полтора часа, поэтому нужно очень много готовиться и во время занятия переключать внимание студентов на разные виды деятельности. Но с другой стороны, это и плюс, так как можно качественно поработать, потому что в школе из-за длительности уроков можно половину урока потратить только на налаживание дисциплины.
Я допускаю, что не рассмотрела каких-то плюсов в работе в школе, но по моему мнению, у меня была достаточно положительная практика и впечатления остались такие же. При этом, я считаю, что плюсов быть преподавателем в колледже гораздо больше, чем плюсов быть школьным учителем.
Где работать - выбирать только вам. В любом случае, что бы вы не выбрали, напоминайте себе о том, что любая работа - это ценный опыт. Особенно в преподавательской сфере вы становитесь гораздо богаче внутренне, когда у вас есть опыт работы с разными детьми, разными возрастами, психологиями и способностями.