13,3K подписчиков

Удивительный «Голос отца» в театре «У Никитских ворот» (отзыв)

Бывают такие спектакли, которые мгновенно встраиваются в твой "культурный код". Не знаю, чья заслуга тут больше режиссёра Марка Розовского, сумевшего расставить столько знаковых крючков и якорей, или автора пьесы Андрея Платонова, который изначально вложил в текст столько важного лично для меня.

Но факт неоспорим - этот спектакль оказался на 100% МОИМ.

Стараниями гениев рождаются произведения, актуальные во все времена. А Андрей Платонов безусловно гений. И с конца 30-х годов XX века происходящее ничуть не потеряло своей актуальности. Вопросы, затрагиваемые в спектакле, и сегодня стоят очень остро.

Что для современного человека память о предках? О родных и близких, уже покинувших это мир, или о людях вообще, далёких и незнакомых. Тех, кто был до нас. Готовы ли мы не только помнить, но беречь и защищать эту память? Или в памяти нет особого смысла, и надо быть нацеленными в будущее, а не зацикливаться на прошлом?

Вот такие масштабные и далеко не простые вопросы поднимаются в этом спектакле.

«Голос отца» по пьесе Андрея Платонова

Бывают такие спектакли, которые мгновенно встраиваются в твой "культурный код".

Режиссёр Марк Розовский 

Маленький, камерный зал. Всё пространство, как на ладони. Кладбище. Могилы, кресты. Яков, пришедший на могилу отца.

Бывают такие спектакли, которые мгновенно встраиваются в твой "культурный код".-2

Эта первая сцена заворожила. Герой молча идёт по кладбищу, садится на скамейку, не торопясь достаёт стаканы, хлеб. Закуривает. И не произносит ни единого слова. Создаётся полное ощущение, что его внутренний диалог с отцом уже начался.

И я даже вздрогнула, когда раздались первые слова.

А дальше магия. Александр Чернявский, играющий сына, непостижимым для меня образом так сумел сыграть этот диалог отца с сыном, мгновенно перевоплощаясь, делая это настолько естественно, что я до сих пор под впечатлением. Менялся не только тембр голоса, менялась интонация, менялся взгляд и, кажется, даже рост актёра. Потрясающе!

Бывают такие спектакли, которые мгновенно встраиваются в твой "культурный код".-3

Это в самом деле был голос ОТЦА. Такой необходимый сыну.

"Я в твоём сердце"

"Ты должен стать мудрым и счастливым"

Кто из нас, детей, не хотел бы услышать такие слова от родителей? И да, этот голос говорил и мне, и, думаю, каждому в зале.

Но тут, впрочем, как всегда в жизни, в эту едва наметившуюся гармонию внутреннего, бесцеремонно вторгается внешнее. В виде некого служащего "стройразбортреста" (Илья Собакин), которому кто-то велел всё сломать, камни и железо рассортировать, а могилы сровнять. Потому-что на этом месте можно построить что-нибудь новое и полезное, например, парк.

Бывают такие спектакли, которые мгновенно встраиваются в твой "культурный код".-4

Каким же колоритным получился персонаж! Типичный идейный разрушитель, человек без корней. Прямо, как в песне "весь мир мы разрушим до основания, а затем мы новый мир построим" или не построим, но это не важно.

Каждая деталь образа продумана и только усиливает эффект. Начиная со старой детской коляски, которую он использует для инструмента.

И как здорово играет Илья Собакин! Такое воплощённое "бессмысленное и беспощадное" зло с красивым, улыбчивым лицом, искренне верящее, что оно есть добро. Легко, как бы играючи, захватывающее всё новые и новые территории и отбирающее всё новые и новые куски нашей жизни.

Бывают такие спектакли, которые мгновенно встраиваются в твой "культурный код".-5

В какой-то момент мне даже показалось, что он и стаканчики, опрометчиво оставленные Яковым возле могилы, прихватит, настолько ярок персонаж.

Я с замиранием сердца ждала, как же поведёт себя Яков, наблюдающий за всем этим вандализмом. Ведь он уже услышал все важные для себя слова, даже о том, что отца по сути нет уже в этой могиле.

И да! Взрыв произошёл. Две совершенно разные вселенные столкнулись в жарком поединке. В драке, я бы даже сказала. Добро должно быть с кулаками? О, да!

Бывают такие спектакли, которые мгновенно встраиваются в твой "культурный код".-6

И лично я очень рада, что Марк Розовский добавил в происходящее такие точные и яркие штрихи, добившись тем самым максимально чётких акцентов.

Бывают такие спектакли, которые мгновенно встраиваются в твой "культурный код".-7

Один финальный жест милиционера (Богдан Ханин) чего стоит, когда тот лишь чуть повернул фуражку, и сразу понятно, что к чему.

Браво!

Сходите!

Фотограф: Василий Кузьмичёнок