Бывают такие спектакли, которые мгновенно встраиваются в твой "культурный код". Не знаю, чья заслуга тут больше режиссёра Марка Розовского, сумевшего расставить столько знаковых крючков и якорей, или автора пьесы Андрея Платонова, который изначально вложил в текст столько важного лично для меня.
Но факт неоспорим - этот спектакль оказался на 100% МОИМ.
Стараниями гениев рождаются произведения, актуальные во все времена. А Андрей Платонов безусловно гений. И с конца 30-х годов XX века происходящее ничуть не потеряло своей актуальности. Вопросы, затрагиваемые в спектакле, и сегодня стоят очень остро.
Что для современного человека память о предках? О родных и близких, уже покинувших это мир, или о людях вообще, далёких и незнакомых. Тех, кто был до нас. Готовы ли мы не только помнить, но беречь и защищать эту память? Или в памяти нет особого смысла, и надо быть нацеленными в будущее, а не зацикливаться на прошлом?
Вот такие масштабные и далеко не простые вопросы поднимаются в этом спектакле.
«Голос отца» по пьесе Андрея Платонова
Режиссёр Марк Розовский
Маленький, камерный зал. Всё пространство, как на ладони. Кладбище. Могилы, кресты. Яков, пришедший на могилу отца.
Эта первая сцена заворожила. Герой молча идёт по кладбищу, садится на скамейку, не торопясь достаёт стаканы, хлеб. Закуривает. И не произносит ни единого слова. Создаётся полное ощущение, что его внутренний диалог с отцом уже начался.
И я даже вздрогнула, когда раздались первые слова.
А дальше магия. Александр Чернявский, играющий сына, непостижимым для меня образом так сумел сыграть этот диалог отца с сыном, мгновенно перевоплощаясь, делая это настолько естественно, что я до сих пор под впечатлением. Менялся не только тембр голоса, менялась интонация, менялся взгляд и, кажется, даже рост актёра. Потрясающе!
Это в самом деле был голос ОТЦА. Такой необходимый сыну.
"Я в твоём сердце"
"Ты должен стать мудрым и счастливым"
Кто из нас, детей, не хотел бы услышать такие слова от родителей? И да, этот голос говорил и мне, и, думаю, каждому в зале.
Но тут, впрочем, как всегда в жизни, в эту едва наметившуюся гармонию внутреннего, бесцеремонно вторгается внешнее. В виде некого служащего "стройразбортреста" (Илья Собакин), которому кто-то велел всё сломать, камни и железо рассортировать, а могилы сровнять. Потому-что на этом месте можно построить что-нибудь новое и полезное, например, парк.
Каким же колоритным получился персонаж! Типичный идейный разрушитель, человек без корней. Прямо, как в песне "весь мир мы разрушим до основания, а затем мы новый мир построим" или не построим, но это не важно.
Каждая деталь образа продумана и только усиливает эффект. Начиная со старой детской коляски, которую он использует для инструмента.
И как здорово играет Илья Собакин! Такое воплощённое "бессмысленное и беспощадное" зло с красивым, улыбчивым лицом, искренне верящее, что оно есть добро. Легко, как бы играючи, захватывающее всё новые и новые территории и отбирающее всё новые и новые куски нашей жизни.
В какой-то момент мне даже показалось, что он и стаканчики, опрометчиво оставленные Яковым возле могилы, прихватит, настолько ярок персонаж.
Я с замиранием сердца ждала, как же поведёт себя Яков, наблюдающий за всем этим вандализмом. Ведь он уже услышал все важные для себя слова, даже о том, что отца по сути нет уже в этой могиле.
И да! Взрыв произошёл. Две совершенно разные вселенные столкнулись в жарком поединке. В драке, я бы даже сказала. Добро должно быть с кулаками? О, да!
И лично я очень рада, что Марк Розовский добавил в происходящее такие точные и яркие штрихи, добившись тем самым максимально чётких акцентов.
Один финальный жест милиционера (Богдан Ханин) чего стоит, когда тот лишь чуть повернул фуражку, и сразу понятно, что к чему.
Браво!
Сходите!
Фотограф: Василий Кузьмичёнок