Найти тему

Depeche Mode в Швеции, 1982–2016 гг. [КНИГА] / Часть 1

Автор: Мартин Сернестранд.

Перевод со шведского: Крылов Руслан.

Фото на обложке: Йоран Линдшё.

Дизайн: Фредрик Вик Кларк

Напечатано в Amber Book Print, Латвия (через Boktrykarna i Stockholm), 2016 г. 

Были предприняты все усилия, чтобы найти владельцев авторских прав на фотографии в этой книге, но некоторые из них остались неуловимыми. Буду признателен, если заинтересованные фотографы свяжутся со мной.

***

Содержание:

Ранние годы (1980-1981).

Первый визит в Швецию (1982).

Алан Уайлдер присоединяется к группе (1983).

Больше не просто обычная подростковая группа (1984).

Некоронованные короли синти-попа в Европе, но все еще относительно неизвестные в США (1985–1986).

Еще два аншлаговых концерта на шведской земле, а потом уже в Америке. Прорыв наконец-то стал фактом (1987-1989).

Настало время перемен для группы, задавшей музыку 80-х (1989-1991).

Ветераны жизненной энергии избавляются от визуального штампа и создают запоминающиеся настроения (1992–1995).

Трезвый, нервный и снова на сцене с новой радостью от игры (1995–1998).

Раздетый и скромный - к новым территориям, но такой красивый (1999-2001).

Заметает ссору под ковер и возвращается, но ад ждет за углом (2002–2006).

Новая старая вселенная, застрявшая в прошлом (2007–2011).

Балансировать на пропасти довольно весело, какое-то время (2012-2016).

Все концерты в Швеции.

Дискография (Альбомы).

Дискография (Синглы).

Источники.

Благодарности. 

***

Фотография для прессы, сделанная возле студии Blackwing Studios в Лондоне, лето 1981 года. (Фото: Вирджиния Тербетт/Редфернс)
Фотография для прессы, сделанная возле студии Blackwing Studios в Лондоне, лето 1981 года. (Фото: Вирджиния Тербетт/Редфернс)

Ранние годы 1980-1981.

В начале 80-х ты был либо хард-рокером, либо любителем электронной музыки. Вместе никто не уживался. Это было ясно замечено в газете Окей «Бревспалтен». Был разворот в газете, где читатели могли писать статьи, «ставить лайки» и выражать свое мнение. Здесь по любому вопросу бушевали все новые дебаты. Особенно существовал конфликт между хард-рокерами и любителями синтезаторной музыки. Иногда были очень резкие комментарии. Как будто нужно убивать хард-рокеров, чтобы стать настоящим электронщиком. В каком-то смысле, наверное, заслуга Окея в том, что, собственно и возник конфликт между любителями этих двух направлений. Хотя хард-рок уже утвердился, особенно среди более серьезных музыкальных журналистов, а новая электронная музыка шла против ветра. Внимания на нее почти не было и большинство шведских газет, за некоторыми исключениями, были очень критически настроены. Над этой музыкой сиял блеск презрения и было почти полное нежелание даже пытаться приблизиться к чему-либо, связанному с электронной музыкой.

Только произнесите «синтетическая музыка» и многие шведские рок-писатели отстегивают свои револьверы. Внезапно перед их мерцающими глазами порхают призраки, а в коридорах памяти шалят такие имена, как Adam and the Ants, Duran Duran или Spandau Ballet. И это все потому, что электронная музыка стала синонимом беззаботной болтовни или музыкантов, которых никогда не нужно воспринимать всерьез. Как и 80-е в целом, по мнению многих, оглядываясь назад - это было довольно плохое десятилетие в музыкальном плане.

Хотя поначалу интерес средств массовой информации к синтезаторной музыке был прохладным, в начале 80-х Depeche Mode приобрели большой размах. Наверное, во многом благодаря тому, что о группе писали молодежные журналы, такие как Okej sintning. Эти журналы указали путь и оставили большой след в воспитании многих молодых людей. Имейте в виду, что это было задолго до появления Интернета и эти газеты были лучшим источником музыкальных новостей в Швеции. Репортажи были довольно детскими, но часто содержали множество красочных иллюстраций и юмористических подписей. Андерс Тенгнер, шведский журналист, который работал репортером в Okej, а затем и главным редактором, дал интервью книге Den svenska synthen, написанной Бенгтом Рамом: «Okej состоял из редакционной команды хард-рокеров. Все мы, кто там работал предпочитали хард-рок. Мы понимали коммерческую ценность написания о другой музыке, но любовь к музыке была гораздо больше в сторону хард-рока", - говорит он и продолжает: "Ганс Хатвиг из Okej, который в своей газете писал как о хард-роке, так и о синти-музыке, внес главный вклад в войну между этими группами. А все потому что, чтобы убедиться, что газета действительно вовлекает оба лагеря и ему нужно было создать небольшой шум. Он должен был убедиться, что люди разозлились и написали об этом материалы.

Фотография для прессы, сделанная во времена Speak & Spell в 1981 году. (Фото: Антон Корбайн)
Фотография для прессы, сделанная во времена Speak & Spell в 1981 году. (Фото: Антон Корбайн)

Так что он, конечно, разжигал конфликт». Но тогда почему синтезаторной музыке было так трудно получить законное место в средствах массовой информации или хотя бы к ней серьезно относиться? Винс Кларк рассказывает в шведской серии программ «Восьмидесятые», которая транслировалась впервые осенью 2012 года на SVT, что Depeche Mode часто не воспринимали всерьез. Музыка, которую создавала группа, выделялась своим электронным звучанием. Делать электронную музыку было не принято. 

Вначале почти не было звукозаписывающих компаний, заинтересованных в ней. Но музыка Depeche Mode в то время была настолько необычной, что мейнстримовый лейбл не знал, как реагировать на группу.

Дэниел Миллер, основатель британского лейбла Mute Records, был одним из немногих, кто рано увидел потенциал Depeche Mode. Впервые он увидел их в октябре 1980 года в довольно известном тогда пабе и музыкальном клубе The Bridgehouse в Каннинг-Тауне, районе на окраине Лондона. Миллеру удалось расслушать их звучание и то, что он услышал - ему моментально понравилось. 

Вечером того же дня они вместе пожали друг другу руки, не удосужившись подтвердить согласие письменным контрактом, чтобы записать сингл. Терри Мерфи, который в то время владел The Bridgehouse, вспоминает, как впервые встретил Depeche Mode. Это было опубликовано в книге «Depeche Mode - The Early Years», написанной Тревором Бейкером: «Они пришли как четыре застенчивых офисных мальчика, которые только что получили свою первую работу. 

Дэйв Гаан раньше выглядел ужасающе… У остальных участников группы были разные задачи, но он стоял там, схватив микрофон и глядел прямо вперед», — говорит Мерфи, продолжая: «Они отличались от большинства других групп, которые там играли. В то время как многие панки и модники вели рок-н-ролльный образ жизни, слоняясь по барам и выпивая до 4 часов утра после концертов, а затем вокруг беспредельничали, отношение Depeche Mode было совсем другим. Они никогда не оставались пить или жить хулиганским образом. У некоторых из них была работа, поэтому на следующий день им приходилось вставать рано».

Но история начинается раньше. И хотя история Depeche Mode, вероятно, знакома большинству читателей этой книги, я все же думаю, что ее стоит еще раз вспомнить, прежде чем мы двинемся дальше. Итак, давайте перемотаем несколько месяцев назад. Потому что именно в марте 1980 года в Базилдоне прорастает семя Depeche Mode. Серый бетонный пригород в 50-и километрах к востоку от Лондона. В начале 60-х сюда в поисках работы переехали сравнительно обеспеченные британские семьи, составлявшие средний слой общества. Недавно построенный пригород быстро стал перенаселенным и вскоре люди стали безработными, и хотя в нем проживало около 85 000 человек, молодежи делать было нечего. 

Возможно, в это трудно поверить, но именно тогда была сформирована группа, которая впоследствии стала одной из крупнейших и наиболее влиятельных музыкальных групп в мире. Винс Кларк вырос в доме с террасами вместе со своей старшей сестрой Кэрол и двумя младшими братьями Майклом и Родни. В детстве он был немузыкальным, но мог различать ноты на фортепиано. Мать Роза любила музыку и заставила его играть на скрипке. После двух лет попыток играть на скрипке он сдался и вместо этого взялся за гитару. В 6-7 лет через скаутов он подружился с Эндрю Флетчером. Эндрю Флетчер был чем-то вроде ученика воскресной школы. Он присоединился к скаутам, когда ему было 8 лет и оставался там до 18 лет. В 16 лет Флетчер и Кларк основали группу No Romance In China. В то время они оба ходили в клуб «Ван Гог». И именно здесь они впервые встретились с Мартином Гором.

Мартин Гор вырос в государственном округе Дагенхэм, в нескольких километрах от Базилдона. Его отец работал на заводе Форд, а мать была телефонисткой. У него есть две младшие сестры, Карен и Жаклин и его воспитание было спокойным и гармоничным. До прихода в Depeche Mode Гор работал в банке. Он был недоволен работой, но находил утешение в музыке. Еще подростком он осознал важность музыки и любил учить тексты песен наизусть. Друг научил его самым основным аккордам на гитаре и вместе они начали писать песни. На деньги, полученные от банковской работы, Гору удалось накопить на синтезатор Yamaha 5. Примерно в то же время он также объединился с Эндрю Флетчером и Винсом Кларком. В свободное время они начали играть вместе. Кларк был для Гора совершенно новым знакомым, а вот с Флетчером он сталкивался и в скаутах, и в церкви.

И Винс Кларк и Мартин Гор писали песни с 12 лет. Но ни у одного из них не было ни уверенности, ни интереса представлять свою новую группу. Прежде всего, Кларк, отказавшись от попыток петь самостоятельно, подумал, что им нужен настоящий фронтмен. Кто-то, кто выделялся и мог заставить их выглядеть интересно на сцене. Так к группе присоединился Дэйв Гаан. Он тоже вырос в Базилдоне. Его родители развелись, когда он был маленьким и вскоре его мать снова вышла замуж. В свободное время он тусовался со своим лучшим другом Марком. Они часто ссорились и их несколько раз преследовала полиция. В конце концов, Гаан понял, что он не может просто скитаться и подрабатывать. Ему нужно было найти что-то на будущее и было одно, что его интересовало – одежда. Гаану удалось попасть в колледж Southend Art Collage и он с самого начала получал удовольствие там. После школы по вечерам  он работал декоратором в крупной сети универмагов. В клубах Саутенда, крупнейшего города Эссекса с населением около 175 000 человек, он познакомился с британским поп-исполнителем Боем Джорджем (из группы Culture Club). Примерно в это же время он впервые встретил Винса Кларка и однажды Кларк спросил, может ли он прийти и пройти прослушивание на репетицию, которая у них состоится. 

Предыдущее название Composition of Sound было отклонено и это положило началу Depeche Mode. Название ребята позаимствовали от одного из крупнейших одноименных еженедельников Франции. Идея пришла в голову Гаану, когда он листал номер этого известного журнала мод в доме своей тогдашней подруги Джоан Фокс.

30 января 1981 года молодой диджей Стив Пирс выпустил сборник Some Bizzare Album на своем недавно созданном лейбле Some Bizzare Records. Диск содержит 12 песен, включающих тогда еще неподписанных британских групп, таких как Soft Cell, The The и Depeche Mode. Depeche Mode включили туда свою раннюю версию песни Photographic, спродюсированную Дэниелом Миллером, версию, которую многие по сей день считают лучше альбомной.  Позже она также попала в переиздание их сборника The Singles 81>85.

Это был первый раз, когда мы услышали запись Depeche Mode, а также первый раз, когда шведские СМИ заметили группу. Ян Бергстранд на удивление позитивен, когда пишет в Dagens Nyheter: «Depeche Mode создают неотразимую электронную поп-музыку, кристально чистые вокальные партии и веселые ритм-машины». И Эрик Хёрнфельдт из крупнейшей вечерней газеты Expressen также написал про трек Depeche Mode «Photographic»: За исключением того, что Depeche Mode очень хороши, большинство групп обладают своим слишком мимолетным очарованием». Теперь они стали выступать перед всё большей аудиторией и совмещать оплачиваемую работу и концерты становилось всё сложнее.

Рекламный плакат, анонсирующий выход сборника Some Bizarre.
Рекламный плакат, анонсирующий выход сборника Some Bizarre.

Выступление с песней New Life на Top of the Pops, 25 июня 1981 года. (Фото: Гарри Гудвин)
Выступление с песней New Life на Top of the Pops, 25 июня 1981 года. (Фото: Гарри Гудвин)

Но только после того, как сингл Dreaming of Me, выпущенный 20 февраля 1981 года, вошел в британский чарт синглов под номером 57, за которым вскоре последовал второй сингл New Life, выпущенный 13 июня, группа совершила прорыв в Великобритании, заняв 11-е место в британском чарте синглов, поскольку сама группа поняла, что это уже не просто развлечение.

25 июня они исполнили песню New Life в своем первом выступлении на британском шоу Top of the Pops. Группа поехала на выступление на поезде и даже сама играла на своих синтезаторах. Не так уж и гламурно, наверное. Но когда Дэйв Гаан оказался на обложке музыкального журнала Sounds, участники поняли, что дело серьёзное и после этого уволились с основной работы. Теперь они также привлекли внимание хорошо информированного американского звукозаписывающего директора Сеймура Стейна и вместе подписали долгосрочное лицензионное соглашение о выпуске следующих пяти студийных альбомов Depeche Mode в США на Sire/Warner Records. Он комментирует все это в книге «Just Can't Get Enough - The Making of Depeche Mode», написанной Саймоном Спенсом: «Я видел группу и они были великолепны. Что мне в них больше всего нравилось, помимо их песен, так это то, что хоть парни были очень молоды и неопытны, они были очень хороши вживую. Большинство групп того времени, независимо от того, насколько хороши они были на записи, не были интересны на сцене. Но Depeche Mode были интересны. Они были великолепны. Мы подписали там контракт и затем… Я был очень взволнован и знал, что нашел группу, которая станет очень важной. Я чувствовал это своим телом. Я помню, как чувствовал себя так хорошо после этого».

Марктхалле I, Гамбург, 25 сентября 1981 года. (Фото: Райнер Дрекслер).
Марктхалле I, Гамбург, 25 сентября 1981 года. (Фото: Райнер Дрекслер).

Помимо заключения сделки с Sire/Warner Records, Дэниел Миллер много работал над установлением новых деловых контактов в Европе. Он связался с парнем по имени Род Бакл, который руководил британским подразделением Sonet Grammofon AB. 7 сентября вышел третий сингл Just Can't Get Enough. Сингл занял 8-е место в чарте синглов Великобритании и 14-е место в Швеции - впервые сингл вошел в топ-40 самых продаваемых синглов в Швеции. Режиссером клипа выступил Клайв Ричардсон. Это был первый музыкальный клип, снятый группой.

Лассе Анрелл, известный шведский журналист и автор, дает синглу Just Can't Get Enough полный банк (пять с плюсом) в Aftonbladet и пишет: "Возможно, Depeche Mode - это надежда Англии прямо сейчас. Они поют мелодично, играют неровно и танцевально». Группу сравнивают со шведским Noice, а Anrel1 заострило свое внимание на то, насколько счастливы и приятны ее участники и насколько многие другие группы того же жанра такие мрачные и скучные.

Весной и летом 1981 года Depeche Mode впервые покинули юг Англии и выступили в Лидсе, Бирмингеме, Кардиффе, Манчестере и Эдинбурге. 

Группа также выезжала в конце сентября, чтобы совершить короткую поездку с четырьмя концертами в Гамбурге, Амстердаме, Брюсселе и Париже. Это были одни из их первых концертов в Европе. Вернувшись домой, они все свободное время потратили на запись новых песен вместе с Дэниелом Миллером в Blackwing Studios, которая располагалась в старой заброшенной церкви All Hallows Church на юго-востоке Лондона. Миллер открыл для себя Blackwing во время записи своего собственного проекта Silicon Teens. Эрик Рэдклифф, основатель Blackwing и техник студии, не имел прямого опыта работы с электронной музыкой, но работал вместе с Джоном Фрайером, продюсером, а позже также одним из участников музыкальной группы This Mortal Coil.

5 октября вышел первый студийный альбом Depeche Mode - Speak Spell, занявший 10-е место в Великобритании и 21-е место в шведском альбомном чарте. Все песни написаны Винсом Кларком, кроме Тora! Тora! Тora! и Big Muff, написанные Мартином Гором. Дизайнер и фотограф обложек Брайан Гриффин ранее сделал несколько известных обложек в конце 70-х и начале 80-х, включая Элвиса Костелло, Игги Попа, Echo & The Bunnymen и Devo. Гиффин сделал фотографию для обложки в своей студии в Ротерхите. Так что, оглядываясь назад, никто не может ответить, почему он положил лебедя в полиэтиленовый пакет. Это выглядело красиво и романтично, но сама группа очень сомневалась в результате.

Отзывы о Speak Spell в Великобритании были в основном положительными. Sounds, Melody Maker, NME и Record Mirror дают альбому высокие оценки. Но дебют группы не был так хорошо принят в шведских СМИ. Лассе Анрелл, который несколькими неделями ранее похвалил сингл Just Can't Get Enough, пишет в Aftonbladet, что считает пластинку большим разочарованием и называет ее "немелодичным депрессивным роком".

Даже Эрик Хёрнфельдт, которому раньше нравилось то, что он слышал от Depeche Mode на сборнике Some Bizzare Album, теперь был более критичен. Ему не нравится очень доступный и наивный жвачный поп на альбоме, как в текстах, так и в музыке, но в Expressen он дает Speak Spell 5 из 10. Хёрнфельдт пишет, что ему нравятся синглы New Life и Just Can't Get Enough, но остальные песни из альбома слишком неравномерны.

Матс Лундгрен, в настоящее время ответственный за рецензии и входящий в редакцию Schlager, шведского музыкального журнала, основанного в Стокгольме редактором и ответственным издателем Хоканом Лагером, пишет: "Если вам все равно, вы можете наслаждаться Depeche Mode в полной мере. Вы в заботах, можете их слушать, но вряд ли у вас получится от них избавиться. Depeche Mode проверяет вашу унылость, позволяя музыке доходить прямо до ног, не минуя желудок. У четырех лондонских парней нет ничего более глубокого, но к слову, их музыка служит скорее приятным украшением. Помимо голосов, у них нет другой составляющей, кроме как их синтезаторы, которые продолжают выдавать ноты, как худший автомат для попкорна. Это лондонская танцевальная музыка в ее окончательном синтезе… Вскоре они уже уверенно стоят на ногах и вся банда пританцовывает. Может быть, и ты так сможешь и если ты теперь не такой дерзкий тип, каким тебя видят, то тоже почувствуешь в этом определенное страдание. Но самое близкое, которое доходит до драматизма - мы видим в треке Photographic, который на самом деле был записан еще в самом детстве и который вошел в сборник Some Bizarre Album. И это вместе с тремя (всеми) включенными синглами группы является определенным намеком на слабый материал в целом».

Несмотря на плохой прием со стороны шведских журналистов, Depeche Mode быстро стали настоящими героями многих шведских подростков. Точно так же, как когда-то были Rolling Stones, Beatles или ABBA. И по той же причине: Depeche Mode воспринимались как обаятельные, веселые и приятные ребята. Но прежде всего, в отличие от многих других современных поп-групп, они выступали за что-то новое и смелое и они были разными.

Осенью Тор Сонесон из Шлагера поехал в Ричмонд, пригород на юге Лондона, чтобы встретиться с Depeche Mode. Четверо электронщиков должны были играть в спортзале The Christ's School. Аудитория состояла из 600 детей в школьной форме в возрасте от 10 до 15 лет, которые болели за мальчиков на сцене. Самые смелые повязывают школьный галстук на голову, как повязку для волос, остальные стоят группами по годам и классам и слушают, широко раскрыв глаза. Когда на бис они играют «New Life», зал поднимается и приключение заканчивается. Певец Дэйв Гаан кивает челкой, а Винс Кларк, Мартин Гор и Эндрю Флетчер направляются в гримерку, где стоит одинокий магнитофон и крутится ритм-секция группы.

В гримерке четверо модников вежливо ждут и раздают автографы. Единственный журналист на сайте, шведский Тор Сонесон беседует с Depeche Mode: "Depeche Mode - это вся моя жизнь. Все, что я хочу делать прямо сейчас. Да, мне нравится быть поп-звездой", - говорит Гаан с широкой улыбкой. Через час они сидят в позах турецкого султана и продолжают интервью: «Отыграл полуплохой концерт. Он был фальшивый, и я пел неправильно. Но вроде всем понравилось, так что это не имеет значения. Когда мы впервые играли в школе, было весело, хотя трудно почувствовать правильное настроение в середине дня. Это было немного замедленно».

В конце 1981 года группу неожиданно покинул Винс Кларк. Не довольствуясь тем, что он всего лишь один из парней на заднем плане, предпочитая брать контроль над всей ситуацией, он выбрал другой путь и продолжил, в новых вариациях, создавать музыку. Его чутье на хиты было впечатляющим. Сначала в Yazoo с певицей Элисон Мойет, а затем вскоре после этого в The Assembly с продюсером Эриком Рэдклиффом и нанятым певцом Фергалом Шарки. Но только вместе с Энди Беллом зародилось долгосрочное сотрудничество с Erasure.

Когда Erasure посетили Швецию в ноябре 1997 года, Карин Болин и П.Х. Дальберг из Zero Music Magazine, шведского музыкального журнала, который начал свою деятельность в 1994 году под названием Zynthec, встретились с Винсом Кларком в Мальмё во время продолжающегося мирового турне и спросили его, как он теперь воспринимает раскол: "Когда я был в Depeche Mode, всегда было много ссор, конфликтов и недопонимания. Мы все были очень эгоцентричными. Группа начала продавать пластинки очень быстро. Прошло всего шесть месяцев, прежде чем мы начали попадать в чарты. Все в группе думали, что быстрый успех был достигнут благодаря им самим, поэтому наше эго в тот момент было заоблачным. Это настоящая причина, по которой я решил покинуть группу».

После того, как Винс Кларк покинул группу, Мартин Гор взял на себя написание песен и группа разместила рекламу в журнале Melody Maker в разделе объявлений о наборе новых участников.  На объявление откликнулся Алан Уайлдер. Группа и Миллер поначалу относились к нему с некоторым подозрением, потому что он был более музыкально образован, чем они представляли. Но когда Depeche Mode впервые посетили Швецию весной 1982 года, он уже был на сцене.

***

Продолжение следует…✊✊✊

*********

✅✅✅Канал с новостями про Depeche Mode, раритетами и живым чатом с поклонниками - подпишитесь:

https://t.me/blackpimpf_dv

✅✅✅Самый крупный интернет-магазин российского мерча Depeche Mode:

https://depechemodeshop.printdirect.ru/

⚜️⚜️⚜️

#depechemode #dmfan #davegahan #depmode #martingore #музыканты #депеш #депешмод #фанаты

***