ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Мы стали регулярно видеться с Александром: много гуляли по центру Москвы, "нашими" местами был Арбат, Лубянка, Ленинский проспект, Парк Горького, Фрунзенская.
Помню, было лето. Я - вчерашняя студентка - только начинала свою осознанную жизнь: молодая, лёгкая, свежая... Эти встречи были для меня, как праздник.
Мне очень импонировало, что Александр был эрудированным, спокойным, с подходящим мне юмором и вел себя, как джентльмен.
С одной стороны, он уважал меня, был галантным - с другой, обольщал, соблазнял. Это идеальный баланс между воспитанностью и сексуальной искрой между мужчиной и женщиной. Я очень ценю, когда мужчина заинтересован во мне, при этом ведёт себя цивилизованно.
Александр был коренной москвич, поэтому он довольно много рассказывал мне о Москве, о значимых постройках, которые стоят в центре, о районах столицы. Именно от него я узнала байку, как Сталин утвердил проект гостиницы "Москва": история гласит, что на чертеже было изображено одновременно два варианта фасада гостиницы на выбор - слева один, а справа другой. Сталин поставил подпись ровно по середине, мол, одобряю, и никто не осмелился уточнить, какой именно из проектов он утвердил. Поэтому здание асимметрично: правое и левое крыло отличаются.
Мы встречались каждую неделю (иногда по нескольку раз в неделю) на протяжение всего лета.
Мы много разговаривали, гуляли, посещали рестораны, катались на машине.
Да, я стала его девушкой.
У нас была огромная разница возрасте, но я обожала Александра. С ним было очень комфортно, уютно и интересно.
Я догадывалась, почему он со мной встречается: конечно, ему не хотелось стареть.
Он был солидным обеспеченным человеком, который уже все повидал в этой жизни, и понял, что важнее всего - это эмоции. Их много, они обострены, когда ты молод и только начинаешь жить: первая влюбленность, активная студенческая жизнь, юношеский задор и авантюризм. Помню, Александр предложил мне проехаться на метро пару станций, потому что он уже давным - давно не ездил в метро. Ему захотелось вспомнить это студенческое ощущение.
А однажды он привел меня в старый семейный ресторан "Голубка" на Большой Пироговской улице, потому что именно там, будучи молодым, он периодически обедал со своими родителями.
Кстати, по поводу общепитов Александр рассуждал так: нужно ходить в места, где регулярно бывают люди, при этом нет толпы: это значит, что посетители туда возвращаются, а значит, и продукты свежие, в отличие от мест с малым количеством людей, где еда, вероятнее всего, "залеживается", однако ресторан не должен быть в туристическом месте, где полно народа, там, наверняка, подсунут что-то некачественное, так как идёт работа на поток, и гости, скорее всего, "одноразовые" (кто оказался здесь единожды, например, на экскурсии, по определению не станет постоянным клиентом).
Александр интересовался новостями современной практической доказательной медицины. Он говорил, что родственники и друзья называют его врачом, потому что он вдумчиво подходит к лечению и критичен к рекомендациям докторов в клиниках. Помню, я приболела, и Александр купил мне какой-то новый препарат, который надо принимать именно в начале заболевания. Он не убирает симптомы, как это делают многие лекарства при простуде и гриппе, а действует на опережение, не давая организму разболеться.
Иногда мы катались на машине.
Я полагаю, у Александра их было несколько, но особенно он любил свою старенькую, если не ошибаюсь, Хонду 80х годов! Можно сказать, это был ретро автомобиль, который сохранился в очень хорошем состоянии. Александр неплохо водил и ориентировался в центре, ездил без навигатора.
Помню, как-то раз мы ехали по Ленинскому проспекту, и с нами сравнялась машина. За рулём сидел молодой парень, а на штурманском сидении девушка. Несколько минут парень сигналил нам, махал руками, просил открыть окно. Наконец Александр приоткрыл окно, а парень кричит:" У меня в гараже в 5 минутах езды отсюда лежат оригинальные колеса от вашей редкой машины, хотите я вам их подарю?", на что мой спутник спокойно интеллигентно отказал.
Я так поняла, у родственников парня несколько десятилетий назад была такая же машина, как у Александра, встречающаяся, понятное дело, нечасто. Я видела восторг и изумление молодого человека, когда он увидел точно такое же авто, ещё и в своем районе.
Александр вообще был немного ретро-персонажем. Например, он очень любил одни коричневые брюки, в которых часто ходил. Он говорил, что все его солидное окружение говорит выкинуть их, но они Александру дороги, и ему все равно, что эти штаны выглядят не новыми.
У нас никогда не возникало вопросов, кто платит на свиданиях - Александр всегда угощал, он не сыпал деньгами, при этом не был жмотом.
Когда я аккуратно интересовалась его материальным положением, он говорил, что, к сожалению, все не так хорошо: вот Дерипаска (с которым Александр заканчивал один факультет (физфак МГУ), просто парой лет позже) может позволить себе частный самолет, а он, видите ли, нет.
Кстати, в анкете Александра на сайте знакомств было прямо написано: "квартиру не куплю, машину тоже". Я полностью понимала и принимала его правила: мне интересен человек в первую очередь. И ему тоже хотелось, чтобы женщинам был интересен он, а не его деньги.
Когда мы говорили о путешествиях, кто где был, и я перечисляла курорты "среднего класса" типа Турции, Египта и Туниса, Александр дипломатично заметил, что никогда не бывал в этих странах, хотя мир повидал достаточно. Он был в Европе, США, Южной Америке и многих других уголках земного шара.
Александр был самодостаточным, внутренне гармоничным гедонистом. В нем не было желания утвердиться за счет другого, он уважал людей и общался ради эмоций.
Когда я спрашиваю себя, чем же меня еще так привлек Александр, я понимаю, что одно из его главных качеств - это внутренняя свобода. Когда-то я уже упоминала об этом комплексе черт.
Так что же это значит, "внутренняя свобода"?
Если кратко - это смелость быть собой, быть режиссером своей жизни, не обманывать себя.
Данный комплекс проявляется во всех сферах жизни: человек находится на Своем Пути (помните "Алхимика" П.Коэльо?), живёт ту жизнь, которую хочет жить. Вы можете поспорить и сказать, что любой алкоголик или наркоман тоже живёт жизнь, которую хочет жить, но никто им не позавидует, к таким людям относятся с сочувствием или даже осуждением. Зависимые люди "заливают" свои "дыры", обманывая себя, убегают в том числе от страха быть собой, спасаясь в аддикциях (пагубных пристрастиях). Свободный же человек по определению не может быть зависимым.
Человек, обладающий внутренней свободой, никогда не пытается кем-то казаться, он естественен и его поведение не зависит от ожиданий окружающих, он такой, какой он есть. И он убежден в том, что именно таким он и должен быть, без оглядки на социум, без подстройки под него (разумеется, речь идёт об адекватности проявления внутренних качеств, уместном высказывании собственного мнения, выполнения желаемой деятельности без нарушении закона).
Человек носит ту одежду, которая ему нравится.
Человек выглядит так, как он хочет.
Человек общается с тем, с кем хочет.
Человек активно строит свою жизнь - он знает, что от нее ожидает, и действует соответственно.
При этом зрелый человек (а только такой может стать внутренне свободным) имеет обязательства и уважение к людям: делать, что хотеть - это не значит, идти по головам, быть эгоистом и использовать кого-то в своих целях. Здесь нет насилия и лжи. В первую очередь, человек строит себя, а не других.
Быть внутренне свободным - это не значит действовать импульсивно и не задумываться о последствиях. Человек вполне может выбрать долгосрочную цель и идти к ней продолжительное время. Как раз-таки он свободен в том, что выбирает этот путь осознанно, а не обманывает себя, размениваясь на что-то мелкое, второстепенное, быстро тлеющее, заслонившее истинные намерения.