837 подписчиков

Советская школа и жизнь в СССР. Подготовка школьников к труду.

Перестройка системы народного образования в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» требует от советской школы тесного соединения обучения с производительным трудом учащихся.

Приобщение учащихся к производительному труду в сельском хозяйстве в нашей школе начато 4 года тому назад. Но этот труд носил эпизодический характер, не имел постоянных объектов труда, выполнялись только простейшие виды ручных работ (прополка, уборка вручную картофеля, конопли и пр.). Поэтому окончившие школу оказывались беспомощными перед простейшими механизмами, применяемыми в сельском хозяйстве.

Познакомившись в 1954 году с организацией труда в совхозе «Баклань», учителя установили, что более 40 процентов его рабочих занято на сельскохозяйственных и других машинах, электростанции, в инкубаторе, мастерских и многие из них имели по две три технических специальности. Это давало возможность администрации совхоза в период весеннего сева и уборки урожая совмещать профессии и более эффективно использовать технику.

Организуя работу по подготовке школьников к труду в сельскохозяйственном производстве, школа не могла не учитывать этих фактов. Становилось ясно, что в современных условиях уже недостаточно научить школьников выполнять только простейшие виды ручных работ, а необходимо вооружить их умениями и навыками для работы в одной из отраслей механизированного сельскохозяйственного производства.

Нужно растить из нашей молодежи инициативных работников, новаторов производства. Педколлектив понимал, что сделать это можно лишь при организации систематического труда школьников на закреплённых участках земли. Однако создать сразу многоотраслевое учебно - опытное хозяйство школа не могла, поэтому решено было начать с организации школьной МТС.

Взяться за осуществление этой задачи школе помог совхоз «Баклань».

В 1956 году совхоз отремонтировал и передал школе трактор, автомашину, комбайн и другие сельскохозяйственные машины. Через некоторое время ещё автомашину и трактор школа получила от МТС и маслозавода. По инициативе комсомольской организации на общешкольном собрании был избран Совет школьной МТС, в состав которого вошли 4 учащихся классов, директор школы, преподаватель машиноведения и механик совхоза.

Опираясь на инициативу школьников, Совет МТС организовал работу кружков по изучению сельскохозяйственных машин, руководил их ремонтом, заботился о современной доставке горючего и запасных частей. В марте 1957 года был принят первый план работы МТС на период весенних и летних полевых работ. Учащиеся должны были вспахать весной в совхозе школьным трактором 20 га земли, а летом на комбайне убрать не менее 50 га зерновых. Для того, чтобы выполнить этот план, технические кружки под руководством Совета МТС развернули работу по подготовке трактористов, комбайнёров и автомобилистов. В течение учебного года в них было подготовлено 34 тракториста, 14 комбайнеров, 16 автомобилистов, 36 мотоциклистов.

Преподаватели дисциплин политехнического цикла по предложению Совета МТС в процессе изучения основ наук знакомили учащихся с сельскохозяйственными машинами. Широкое распространение получили в школе практические задания учащихся.

Так, учитель физики Клюбченко П. Л. после изучения в 9-ом классе темы об упругости и пластичности твёрдых тел предложил учащимся ответить на следующие вопросы:

1. Какие детали машин изготовлены из материала большим пределом упругости?

2. Какие детали машин изготовлены из материала с малыми пределами упругости?

3. Какие ещё вы можете привести примеры, подтверждающие использование в технике свойства упругости и пластичности твёрдых тел?

Таких практических работ, рассчитанных на развитие мыслительной деятельности учащихся и выработку у них умения применять теоретические знания на практике, проведено в течение года по 8 -10 в каждом классе. Связывая преподавание физики, химии и других дисциплин с действительностью, учителя добивались осмысленного усвоения учащимися теоретического материала и вызывали у них интерес к изучению техники.

Предварительная подготовка к весенне-летним работам дала положительные результаты: учащиеся вспахали в колхозе 16 га земли, убрали и обмолотили на комбайне зерновых культур с 60 га, и выполнили ряд других сельскохозяйственных работ. Особенно хорошо была проведена уборка зерновых культур.

Из числа учащихся старших классов было создано два звена для работы на комбайне, каждое из которых возглавлялось членом Совета школьной МТС. Все работы выполняли школьники самостоятельно под руководством учащихся-звеньевых и преподавателя машиноведения. Школьники молотили, скирдовали солому, отвозили зерно и подвозили горючее. К концу уборки Володя Хроменков, Михаил Коваленко и другие мальчики научились работать самостоятельно на комбайне.

Преподаватель машиноведения во время работы на уборке и в перерывах знакомил учащихся с правилами техники безопасности, рассказывал им о передовых механизаторах и приёмах их работы, предлагал учащимся вопросы, которые способствовали закреплению теоретических знаний по физике, химии, биологии и т. д.

Вот некоторые из таких вопросов:

1. Как устроен двигатель внутреннего сгорания?

2. В каких сельскохозяйственных машинах применяется двигатель внутреннего сгорания?

3. Для чего применяется раздельная уборка зерновых?

4. Какой сорт пшеницы мы убираем?

5. Какова урожайность на данном участке в пересчёте на 1 га? и так далее.

Практика показала, что школьники с большим желанием работают на сельскохозяйственных машинах. Умение управлять техникой, преодоление трудностей рождает у них веру в свои силы.

Однако для того, чтобы систематизировать труд учащихся, необходимо было создать при школе многоотраслевое хозяйство. На одном из ученических собраний в начале 1957-58 учебного года, на котором присутствовали директор совхоза, агроном и председатель сельсовета, учителя и учащиеся приняли решение расширить учебно - опытное хозяйство школы, добиться того, чтобы оно способствовало осуществлению задач стоящих перед советской школой на современном этапе её развития.

B учебно-опытное хозяйство было решено включить: земельный участок площадью в 21 га с семипольным севооборотом, соответствующим севообороту совхоза, животноводческую ферму (10 свиней, 250 кур, 200 кроликов), учебно-опытный участок 1-7-х классов (0,5 га), сельскохозяйственные машины (два трактора с прицепным инвентарём, две автомашины и комбайн), учебные мастерские.

Решено было с 1 га получить: картофеля 200 центнеров, зеленой массы кукурузы 500 центнеров, зерновых 13 центнеров.

Учащиеся 8-9 классов (96 человек) единогласно решили самостоятельно выполнять все работы и учебно-опытном хозяйстве, 6 учащихся 5-7-10 классов обещали помогать им в выполнении больших по объёму работ. Осенью 1957 года совхоз «Баклань» закрепил за школой земельный участок площадью 21 га.

В связи с тем, что школьные сельскохозяйственные машины стали составной частью многоотраслевого учебно-опытного хозяйства, вместо Совета школьной МТС был создан Совет учебно-опытного хозяйства, в который вошли 5 учащихся старших классов, директор школы, учитель биологии, агроном и механик совхоза. Совет состоял из 3 секторов: полеводства, животноводства и механизации. Он поддерживал тесную связь с комсомольской организацией, учкомом, пионерской дружиной и опирался на инициативу и трудовую активность школьников.

Известно, что в 1958 году труженики сельского хозяйства широко развернули социалистическое соревнование за новый мощный подъём сельского хозяйства, чтобы в ближайшие годы догнать США по производству мяса и других сельскохозяйственных продуктов на душу населения.

Советским школьникам всегда были дороги интересы государства, поэтому учащиеся нашей школы горячо обсуждали обращение работников сельского хозяйства области, а 4 февраля на общешкольном собрании учителей и учащихся было принято социалистическое обязательство, в котором выражалось стремление коллектива школы внести свой посильный вклад в борьбу за увеличение в стране животноводческих продуктов. Ещё зимой учащиеся начали вывозить на тракторах и автомашинах удобрения. Всего до начала весенних полевых работ было вывезено более 400 тонн навоза и торфа.

В технических кружках и на факультативных курсах школьники также готовились к весенним работам в поле и на учебно-опытной животноводческой ферме школы.

Технические кружки и курсы по изучению сельскохозяйственных машин в истёкшем году работали лучше, чем в прошлые годы. Этому способствовал, во-первых, переход школы на новый учебный план, по которому изучению сельскохозяйственных машин на уроках и факультативных курсах отводится большее количество времени, а во-вторых, хорошо оборудованный кабинет машиноведения, помещение для которого летом 1957 года было построено выпускниками школы.

В мае 1958 года специальные комиссии, возглавляемые производственниками, приняли от слушателей факультативных курсов зачёты и вручили им удостоверения в присвоении следующих специальностей: трактористов-16, комбайнеров-21, автомобилистов-12, животноводов-10, полеводов-12, мотоциклистов-15.

Слушатель курсов Михаил Сергутин сразу же после окончания 10-го класса был принят в совхоз трактористом и сейчас самостоятельно работает на тракторе «Беларусь». В прошлом году выпускник Валерий Кузин после получения в школе аттестата зрелости и прав юного автомобилиста поступил на работу в совхоз шофёром, потом сдал экзамен на шофера при ГАИ и до сих пор работает шофёром на машине ГАЗ-51. Анатолий Лобанов, Александр Карабанов, Сергей Пугачев, Анатолий Савро и многие другие ребята, изучавшие в школе технику, работали летом в совхозе «Баклань» на сельскохозяйственных машинах.

Девятиклассник Евгений Молодежен овладел в школе специальностью комбайнера, а летом работал в совхозе помощником комбайнера. Владимир Бруев после окончания 10-го класса был принят в колхоз «Победа» мотористом на радиоузел, а в настоящее время он заведует радиоузлом и хорошо справляется с этой работой. 12 выпускников школы окончило Почепскую школу механизации сельского хозяйства и сейчас работают на сельскохозяйственных машинах в колхозах и совхозах.

Практические умения и навыки, полученные учащимися в школе помогают им овладеть и включиться в производительный труд на благо Родины.

Много трудилась школа над созданием в своём учебно-опытном хозяйстве свинофермы, крольчатника и птицефермы.

Ранней весной при участии учеников старших классов был построен при школе типовой птичник и получено на инкубаторной станции 200 цыплят.

В настоящее время на птицеферме работают учащиеся начальных классов под руководством учителей. Школьники кормят птиц, меняют воду, чистят птичник.

С начала сентября по графику в течение двух недель работал 4-й класс под руководством учительницы Минченко А. C. Перед началом работы учительница провела экскурсию на птицеферму совхоза «Баклань», во время которой зоотехник показал птичники совхоза и рассказал детям, чем кормят кур и как за ними ухаживают. Учащимся очень хотелось, чтобы на школьной птицеферме было всё так же хорошо, как и на птицеферме совхоза. График дежурства и рацион кормления они аккуратно оформили и вывесили в рамке. Однако в первый же вечер работы на птицеферме школьники увидели, что куры в птичнике не садятся на насест, а стремятся взлететь выше и, не находя удобного места в птичнике, разлетаются по всему двору. Ребята поняли, что насест сделан низко. Пришлось переделать все по-новому, и куры опять стали ночевать в птичнике.

При подведении итогов работы в учебном хозяйстве за сентябрь месяц 4-му классу был вручён на общешкольной линейке переходящий красный вымпел. За кроликами ухаживают и учащиеся 5-6 классов.

Между классами было организовано соревнование. Уже весной стало ясно, что победит в соревновании 4 класс. Направляет работу учащихся классный руководитель II. Л. Клюбченко, Он вместе с ребятами строил клетки и кормил кроликов. Петр Леонович рассказал ребятам, что работа их имеет большое значение: от 200 кроликов, которые предстоит сдать государству, мяса может быть получено больше, чем от пяти больших свиней.

Разведение кроликов.
Разведение кроликов.

Учебно-опытное хозяйство школы. Крольчатник для маточного поголовья.

Серьёзная оценка труда детей и участие в работе самого учителя имеет огромное воспитательное значение. В течение летних каникул не было случая, чтобы пятиклассники не явились ухаживать за кроликами.

Осенью работа класса была отмечена благодарностью, Часть денег, полученных за сданных кроликов, израсходована на нужды ребят: организована экскурсия в районный центр и всем куплены новые пионерские галстуки.

Учащиеся седьмых классов под руководством старшей вожатой и учителя биологии шефствуют над молодняком крупного рогатого скота в совхозе, а на школьной свиноферме работают восьмиклассники и девятиклассники.

Кроме того, в период летней сельскохозяйственной практики все учащиеся 8-9 классов, работая на свиноферме, помогали младшим школьникам выращивать кроликов и птиц. В отчёте о практике учащиеся подробно указывали, чему они научились во время работы на животноводческих фермах.

Осуществляя педагогическое руководство работой учащихся на школьной ферме, учителя биологии и классные руководители заботятся том, чтобы этот труд включал элементы опытничества и носил воспитывающий характер.

Школьная свиноферма.
Школьная свиноферма.

Учебно-опытное хозяйство школы. Свиноферма. Откармливается 10 свиней.

В прошлом году девочкам, работавшим на свиноферме, было предложено установить, какие растения наиболее охотно поедаются свиньями в зелёном виде. В течение нескольких дней в одно и то же время ученицы давали свиньям вико-овсяную смесь, ботву свеклы, зелёную массу кукурузы и другие растения, Каждый раз животные особенно охотно поедали зелёную массу кукурузы и, как установили девочки путем взвешивания, скармливание кукурузы в зелёном виде положительно повлияло на средне-суточный привес животных. Поэтому весной этого года юннаты школы специально для свинофермы посадили кукурузу на 0,2 га. С июля зелёная масса кукурузы использовалась не только для кормления свиней, но и для кормления кроликов. Среднесуточный привес свиней в это время составлял 500-600 граммов при норме в 450 граммов. Большую помощь оказывает юным животноводам ветврач совхоза В. С. Закурдаев. Он помогает составлять суточные кормовые рационы и даёт практические советы по уходу за животными.

На ферме по его совету вывешены плакаты и подобрана специальная литература по животноводству.

Наличие в школе животноводческой фермы даёт возможность систематически приобщать школьников к труду по уходу за животными и организовать наблюдение за развитием животных в течение всего года.

Юные животноводы ведут дневники, в которых отмечают кормовые рационы, средне-суточный привес животных, записывают свои наблюдения и выводы. Этими записями пользуются учителя биологии при подготовке к урокам и классные руководители при проведении ученических собраний. Использование данных, полученных учащимися в процессе труда, повышает интерес школьников к опытнической работе и к учёбе.

Учащиеся постоянно бывают и на животноводческих фермах совхоза и колхозов, оказывая три этом старшим посильную помощь и перенимая их опыт по уходу за животными.

В связи с особенностями работы в учебно-опытном хозяйстве школы сельскохозяйственная практика учащихся 8-9 классов в истёкшем учебном году проводилась в три срока: весной (1 неделя), летом (2 недели), осенью (1 неделя). Учебный год 8 и 9 классов поэтому был продлён на одну неделю (на основании письма Министерства просвещения от 15/III-1958 года).

Весной во время производственной практики внимание учащихся было обращено, прежде всего, на правильную обработку почвы. В каждом классе был избран бригадир. Он получал ежедневно задание от учителя биологии, ответственного за участок.

За несколько недель до начала полевых работ агроном совхоза Голубенко М. И. на факультативных курсах по агротехнике изучал с бригадирами и учащимися 8-9 классов агротехнику возделывания тех культур, которые планировалось выращивать на участке. Бригадиры знакомились также с организацией учёта труда начислением заработной платы. Совет учхоза систематически проводил совещания с бригадирами, посвящённые подготовке к весенним полевым работам.

Учителя биологии организовали опытническую работу, направленную на получение высоких урожаев и выявление лучших сортов растений.

  • Мы глубоко убеждены, что школу сейчас не может удовлетворять простое вовлечение школьников в производительный труд.

Необходимо добиваться развития инициативы и творческой активности школьников, насаждать опытничество, опираясь на теоретические знания учащихся, ибо это - важнейшее условие поднятия производительности труда будущих рабочих и колхозников. В. И. Ленин указывал, что коммунизм начинается там, где появляется забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда.

Выращивание картофеля.
Выращивание картофеля.

Комсомольско-молодежный лагерь. Окучивание картофеля на участке учебно-опытного хозяйства.

Организуя работу учащихся в учебно-опытном хозяйстве, учительский коллектив стремился достигнуть указанной цели.

План весенних полевых работ обсуждался на общем собрании учащихся, на котором школьники высказали много ценных предложений. Учащиеся 9 класса предложили, чтобы удобрения, вывозимые на участок, отведенный под кукурузу, скирдовать не по всему полю, а по его краям, чтобы скирды навоза не мешали пахоте и подготовке участка к посеву (маркировке).

Ученик Михаил Коваленко, член Совета учхоза, предложил отвести под картофель не менее 8 га лучшей земли и вывезти на каждый гектар по 30 тони удобрений, чтобы получить образцовый урожай картофеля.

Бригадир из 8 класса Сидоренко высказался за то, чтобы до начала полевых работ ещё раз проверить школьные тракторы и провести во время весенних каникул воскресник по заготовке удобрений. По предложению ученика Савро решено было начать сбор золы. Каждый ученик обязался сдать не менее 50 килограммов золы.

Совет учхоза вручил бригадирам производственное задание для каждого класса на период весенних полевых работ и возглавил вместе с комитетом ВЛКСМ соревнование за своевременное и качественное проведение весеннего сева. До начала работ учащиеся внимательно прочитали «Агротехнические правила проведения весенне-полевых работ», опубликованные в газете «Брянский рабочий», тщательно изучили всё, что сказано в них о посадке кукурузы, картофеля и других культур. Весною учащиеся посеяли картофель на 8 га, кукурузу на 2,5 га, травы на 1,5 га, зерновые на 9 га. Посадка кукурузы и картофеля проводилась квадратно - гнездовым способом с внесением органических и минеральных удобрений.

Во время весеннего сева школьники работали по 6 часов. С 12 до 15 часов учащиеся обедали в школьной столовой и отдыхали. Бригадиры ежедневно вели учёт выполненной работы и начисляли зарплату. Ведомости бригадиров проверял и утверждал агроном совхоза.

За период весеннего сева учащиеся 8-х и 9-х классов заработали в совхозе 2.300 рублей.

Весенний сев был проведён в сжатые сроки. Теперь надо было обеспечить своевременный уход за посевами в летний период и решить вопрос о том, как ухаживать во время летних каникул за свиньями, курами и кроликами.

Обсудив этот вопрос, учительский коллектив и комсомольская организация, учитывая, что многие школьники живут в отдалённых от школы пунктах, решили открыть на период летних каникул комсомольско-молодёжный лагерь при школе.

В торжественной обстановке 15 июня был поднят лагерный флаг. Каждая группа, состоящая из 30 учащихся 8-9-х классов, жила и работала в лагере по две недели. Учащиеся дважды пропололи картофель и кукурузу, подкормили растения минеральными удобрениями и провели окучивание. Зерновые культуры они тоже тщательно пропололи. Кроме того, каждый учащийся, находившийся в лагере, работал некоторое время на школьной животноводческой ферме, главным образом на свиноферме, потому что на птицеферме и кроликоферме работали учащиеся начальных, 5 и 6 классов. В лагере из мальчиков была создана строительная группа, которая отремонтировала и окрасила всю школьную мебель, установила станочное оборудование в мастерской и кабинете машиноведения. Кроме того, в лагере работали кружки, совершались походы и экскурсии.

Учительница Минченко А. С. обучала девочек кулинарии. Один раз в неделю выпускалась лагерная стенгазета. Лагерная жизнь объединяла школьников в дружный коллектив.

Школьники внесли живую струю и в культурно - просветительную жизнь совхоза: совместно с совхозной молодёжью они проводят спортивные соревнования и вечера художественной самодеятельности для населения.

Выращивание кукурузы.
Выращивание кукурузы.

Комсомольско-молодежный лагерь. Прополка кукурузы на участке учебного-опытного хозяйства школы.

Работая на прополке и подкормке кукурузы, школьники видели, что растения на участке школы лучше, чем на соседнем поле совхоза.

На поле, где работали школьники, однажды приехал председатель сельского Совета т. Коростылёв и попросил несколько стеблей кукурузы; чтобы показать рабочим совхоза.

В конторе совхоза он сказал, обращаясь к рабочим и служащим: «Учитесь у школьников выращивать кукурузу. Кукуруза у школьников уже сейчас выше двух метров, поэтому смело можно сказать, что зеленой массы будет не менее 600 центнеров с гектара».

Первый секретарь Почепского РК КПСС т. Деменьшин, познакомившись с учебно-опытным хозяйством школы и осмотрев посевы кукурузы и картофеля, дал высокую оценку работе школьников.

Узнав об этом, учащиеся вечером написали в своей лагерной газете: «Мы очень рады, что добились успеха, но мы будем ещё лучше изучать агротехнику и работать в сельском хозяйстве, чтобы догнать США по производству сельскохозяйственных продуктов на душу населения».

Убирать зерновые культуры в августе членам комсомольско-молодёжного лагеря пришлось в трудных условиях: начались дожди, кроме того, несколько гектаров, расположенных на холмистой местности, надо было убрать вручную. Чтобы не допустить потерь зерна. Коваленко Михаил и Кузнецов Анатолий предложили косить овёс только утром, и сами ежедневно до 10 часов утра скашивали вручную по 0,2 га. Секретарь школьной комсомольской организации заметил, что звено девочек сгребает овёс вручную. Эту работу гораздо быстрее и лучше можно выполнить на конных граблях. Конных граблей в лагере не было, но Корнодуг привёз их из соседнего отделения совхоза и убрал за день больше овса, чем всё звено девочек.

Молотили учащиеся сами на школьном комбайне, перегоняя агрегат от скирды к скирде, и отвозили зерно в кладовую на школьных автомашинах.

За время уборки учащиеся сдали в кладовую совхоза 680 пудов высокосортного зерна.

4 сентября 1958 года на общешкольном собрании были подведены итоги, летней работы учащихся и было решено начать уборку картофеля и кукурузы 9 сентября. В прошлые годы, работая на уборке картофеля, учащиеся иногда оставляли клубни в земле. Для того, чтобы это не повторилось, была избрана комиссия по качеству во главе с председателем учкома Иваном Ильенко. По-прежнему решающее значение имело соревнование. 10 сентября была выпущена «молния», в которой подводились итоги работы первого дня.

Уборку картофеля и кукурузы закончили 14 сентября. Все классы выполнили задание. Был, правда, случай, когда 10 «В» класс начал отставать в работе, и комиссия по качеству установила, что на участке класса имеются в земле клубни картофеля. Тогда объявили перерыв и прямо на поле собрали общее собрание школьников. На собрании 10 «В» класс был подвергнут критике: учащиеся указывали на недостатки в работе своих товарищей. После этого учащиеся отстававшего класса стали работать хорошо.

Совхоз «Баклань» обязался собрать в 1958 году с каждого гектара картофеля 140 центнеров и 350 центнеров зелёной массы кукурузы.

Учащиеся же на своём участке с каждого гектара собрали по 200 центнеров картофеля и по 600 центнеров зелёной массы кукурузы с початками молочно-восковой спелости. 52 тонны картофеля сдано государству, а остальное забуртовано. Кукурузу убирали комбайнами и силосовали в башне на скотном дворе совхоза. Во время уборки кукурузы главный агроном совхоза тов. Бахтин познакомил учащихся с устройством и действием уборочного комбайна.

Урожайность, достигнутая учащимися на поле учебно-опытного хозяйства, является результатом кропотливого труда на опытных делянках; в течение нескольких последних лет юннаты школы проводили много опытов по выращиванию высоких урожаев кукурузы и картофеля, некоторые ученики были участниками ВСХВ и областной сельскохозяйственной выставки.

Результаты работы учащихся являются самым убедительным доказательством того, что при строгом соблюдении агротехнических правил в Брянской области можно добиться высоких урожаев кукурузы, картофеля и других культур; в настоящее время главная задача сельской школы и заключается в том, чтобы внедрять передовой опыт в наше социалистическое сельское хозяйство.

Юные животноводы школы вырастили в учебном хозяйстве и сдали государству в октябре месяце 9 свиней, 227 кур, несколько десятков кроликов. Всего сдано государству мяса более 10 центнеров.

Наличие в школе учебно-опытного хозяйства даёт возможность организовать физический труд школьников в течение всего года. Школьники под руководством учителей на уроках изучают теорию, а в процессе работы в учебно-опытном хозяйстве получают практические умения и навыки.

Изучив записку Н. С. Хрущёва и тезисы «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране», коллектив учителей и учащихся школы решил расширять и укреплять учебно-опытное хозяйство школы, так как оно способствует улучшению коммунистического воспитания учащихся и сближает школу с жизнью.

До сих пор мы ежегодно покупали свиней, цыплят и кроликов, а начиная с этого года, будем расширять животноводство. С этой целью в учебно-опытном хозяйстве школы оставлены свиноматка, 20 кроликов и 25 кур. Совхоз «Баклань», убедившись, что учащиеся могут добиваться высоких урожаев сельскохозяйственных культур и успешно выращивать животных, осенью этого года увеличил земельный участок до 41 га. На нём введён семипольный севооборот, соответствующий севообороту совхоза. Увеличилось в школе и количество машин; совхоз передал нам новый дизельный трактор и автомашину ГАЗ-51.

Учащиеся старших классов решили своими силами построить к весне гараж для сельскохозяйственных машин и помещение для животных.

Расширяя учебно-опытное хозяйство, школа по-прежнему будет поддерживать тесную связь с совхозом, ибо учащихся следует привлекать к труду и в настоящем сельскохозяйственном производстве, в котором им предстоит работать после окончания школы.

С этой целью школа организует работу учащихся на одном участке или в одном цехе с рабочими совхоза, кроме того, ежегодно проводятся собрания учителей, учащихся совместно с рабочими и служащими совхоза.

На одном из таких собраний директор совхоза тов. Кузин рассказал в своем выступлении о лучших людях совхоза и особо подчеркнул, что добиваться высоких производственных показателей птичнице Качановой, доярке Безруковой, трактористу Шантурову и другим передовикам производства помогают теоретические знания, которые они получают на спецкурсах или изучая самостоятельно сельскохозяйственную литературу. На собрании выступали учителя, учащиеся и рабочие совхоза.

Птичница Качанова, депутат областного Совета депутатов трудящихся, рассказала о своей работе и Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, участницей которой она ежегодно является.

На таких собраниях учащиеся убеждаются в том, что в нашей стране люди труда пользуются всеобщим уважением, их избирают в государственные органы, и для того, чтобы хорошо трудиться, необходимо ещё в школе получать прочные знания и трудовые навыки.

В настоящее время мы работаем над тем, как лучше выполнять закон об укреплении связи школы с жизнью, о соединении обучения с производительным трудом молодого поколения, ибо, как указывал В. И. Ленин, обращаясь к молодежи: «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами».

Ваша подписка - это лучшая помощь каналу. 🙄