В абсолютной тишине, где-то глубоко внутри возникает этот маленький огонек. Первое, еще пока слабое чувство. Но с каждой секундой оно разгорается все сильней, становится осязаемым. И вот уже дыхание - чаще, а сердце - громче. Слышу, как оно эхом отзывается в ушах. В какой-то момент ладошки начинают потеть, и я чувствую как теряю связь с реальностью…
«Достаем. Двойные. Листочки», - громко и четко говорит Ирина Александровна, мой учитель физики.
Сегодня четверг. Или понедельник. Но точно 8.45 утра. И это начало моего обычного школьного дня в классе средней общеобразовательной школы.
Ирина Александровна - наш новый учитель физики, только после окончания университета, решительная и настойчивая, с большим желанием передать нам фундаментальные знания о природных объектах, явлениях и процессах. С ее появлением уроки физики преобразились! Мы стали делать опыты, наблюдая своими глазами за действием второго закона Ньютона, и…писать небольшие контрольные работы в начале каждого урока. Тесты, буквально на пять минут. В начале. Каждого. Урока.
Алгебраические уравнения с тремя неизвестными, площадь трапеции, государственный строй стран Азии, сонаты Бетховена, ямбы и хореи, сложноподчиненные и сложносочиненные, «Война и Мир»! Учится мне нравилось всегда! Но любой учебный процесс предполагает промежуточную или итоговую проверку знаний. А это уже нравилось не так сильно.
Любой контрольной или проверочной работе, любому тесту или диктанту предшествовали долгие часы, а то и дни, подготовки. Учила, зубрила, выделяла важное, снова учила.
И писала шпаргалки.
Небольшие заметки.
Сначала, конечно, эти заметки получались довольно объемные, на целый лист, а то и два! Тогда такую шпаргалку приходилось переписывать снова и снова, выделяя только самое важное. Снова и снова перечитывать материал, оставляя только самую суть - конкретную формулу или опорные слова из определения. В ход шли цветные ручки и текстовыделители. Со временем даже научилась писать так мелко, что сложно было что-то разглядеть. Но благодаря памяти, в том числе отличной зрительной, это уже было не так важно! Я знала, что содержит этот волшебный спасительный лист бумаги!
Должна признать, виртуозно и филигранно списывать я никогда не умела. Ни в школе, ни в институте так и не овладела этим навыком. Но тем не менее «шпоры» готовила всегда. Само их наличие в кармане, сильно меня успокаивало и придавало уверенности!
Шпаргалка - важная и нужная часть любого учебного процесса! Для меня это и показатель вовлеченности, серьезного и неравнодушного подхода к обучению, и наличие смекалки, умение нестандартно мыслить, находить неочевидные пути, умение быстро принимать решения «на месте» и ориентироваться в ситуации!
А вы что думаете на счет шпаргалок? Учили или списывали?