2,9K подписчиков

ГПИ НИУ «МЭИ»: ЧТО ТАКОЕ ИНФОГРАФИКА?

Цифровые технологии – это инструмент, соответствующий особенностям мышления современного молодого поколения.

Цифровые технологии – это инструмент, соответствующий особенностям мышления современного молодого поколения.

Слово «графика» для большинства из нас связано с видом изобразительного искусства, художественным творчеством. Модная сегодня инфографика - это не просто иллюстрация, а система взаимосвязанных изображений, цель которой – визуально донести до зрителя какую-то информацию. Примеры такой визуальной «упаковки» информации мы встречаем повсюду: графики, диаграммы, инструкции по сборке мебели, всем известная Периодическая система химических элементов Дмитрия Менделеева тоже является примером инфографики. В инфографику можно «запечатать» большое количество информации. На рисунке вы видите такой пример, посвященный 500-летию кругосветного плавания Магеллана.

Надо сказать, что визуализировать информацию начали гораздо раньше эпохи информатизации. Например, у президента Америки Линкольна в кабинете висела карта Южных штатов, созданная в 1861 году, где оттенком цвета было показано количество рабовладельцев в каждом из них.

А вот пример Инфографики 1869 г: в этом году французский инженер Шарль Жозеф Минар, находясь на пенсии, собрал свидетельства современников и создал карту-схему русского похода Наполеона, которая наглядно показывала поражение французской армии. Кроме самого маршрута передвижения Наполеона шириной линии на карте показана численность армии французов (в начале вторжения 442 000 чел., до Москвы дошли 100 000, а в Париж вернулось всего 10 000 солдат), обозначена температура, сопровождавшая, отступление французов.

Кстати, на основе этой карты Минара создана очень интересная интерактивная карта наполеоновского похода.

В книге 1912 года Н. А. Рубакина «Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы» статистика по населению России представлена выразительными и понятными рисунками, где размер фигуры соответствует количеству (например, если приглядеться, то можно увидеть рядом с солдатом крошечную женскую фигуру, показывающую количество женщин в военной профессии).

Сегодня очень модно рекомендовать визуализировать, т.е. представлять и каким-то образом фиксировать свои мечты и желания, чтобы они сбылись. Собственно, этим же занимались и первые «художники», оставившие свои послания в виде наскальных изображений. По предположениям ученых, первые наскальные рисунки были сделаны еще неандертальцами и появились 45 000 лет назад. Древние люди считали, что изображение сцены удачной охоты и попадание копьями в нарисованного животного может обеспечить удачу в реальности. Увы и ах, этот метод не действует так эффективно, как хотелось бы.

Тем не менее, общеизвестно, что порядка 80% информации (иногда называют даже 90%) человек получает посредством зрения. Визуализация как принцип предполагает сжатие и «свертывание» информации в наглядный образ, который, по утверждению специалистов, наш мозг распознает гораздо быстрее, чем текстовую информацию. В 1971 году профессор психологии из Канады Аллан Пайвио выдвинул теорию двойного кодирования, которая предполагала, что визуальная и вербальная (словесная) информация не только воспринимается, но и запоминаются по-разному. Поставленный им эксперимент, подтвердил, что картинки запоминаются лучше, чем слова (эффект превосходства изображения). Впоследствии это многократно подтверждалось другими исследователями.

Популярность инфографики, особенно в рекламе, как раз и объясняется тем, что помогает нам понимать и думать быстрее, при этом еще и лучше запоминается. Ведь обычно инфографика – это не просто график или диаграмма, а яркое, красочное изображение. Это свойство инфографики можно использовать и в обучении, не просто записывая то, что говорит преподаватель, но и зарисовывая, обозначая связи, выделяя важные моменты разными цветами. Ваши конспекты тоже могут быть инфографикой и помогать быстрее и легче запоминать учебный материал.

пример конспекта одной из лекций студента НИУ «МЭИ»
пример конспекта одной из лекций студента НИУ «МЭИ»
пример работы первокурсников по дисциплине «Основы российской государственности»
пример работы первокурсников по дисциплине «Основы российской государственности»

Задание предполагало найти статистические данные по избранной теме и соотнести их между собой. Так, студентами сравнивался средний возраст населения и коэффициент рождаемости, количество преступлений на количество проживающих и рейтинг социально-экономического положения региона, индекс качества жизни и процентное соотношение детей к взрослому населению, количество интровертов в отношении к плотности населения и т.д. Существование современных цифровых сервисов не только предоставляют возможность получения дизайнерски оформленного, яркого и красочного результата, но и делают увлекательным сам процесс работы в нем.

Материал подготовлен доцентом кафедры ФПС им. Г. С. Арефьевой НИУ «МЭИ» Аллой Денисовой.