Как увидел Южный Урал пионер цветной фотографии С. М. Прокудин-Горский?

18K прочитали

Вместо предисловия: настраиваем оптику

Сегодня в эпоху тотальной дигитализации искусства всё ярче проявляется острый социальный запрос на аналоговые материи – виниловые проигрыватели и кинопоказы на плёнке, рукотворные зины и коллажи, «Зениты» и «Полароиды» всех мастей. Когда бездушный пиксель раз за разом заставляет сомневаться в своей подлинности, мы вынуждены прилагать всё больше усилий, чтобы держать руку на пульсе жизни. Ощущать хоть какую-то почву под ногами и материю в руках помогает эскапизм в ретро – нечто рукотворное и уж точно живое.

В последнее двадцатилетие новую волну интереса и сопутствующей ностальгии по прошлому породила массовая цифровизация кино- и фотоархивов. В контексте возросшего интереса к фотографическим артефактам хочется развернуть ретро-дискурс в иную, не самую исследованную область и поговорить о фотографах, оставивших уникальные дореволюционные снимки Южного Урала. Кем были эти люди и почему заинтересовались фотографией? Какими технологиями пользовались и какие жанры предпочитали? Где брали средства на дорогостоящую фотографическую аппаратуру и приносила ли фотография доход?

Сегодня, когда в каждом смартфоне разместилась целая фотолаборатория, эти вопросы могут звучать наивно. Однако приобретают совершенно иной вес, если мы говорим о Российской империи столетней давности. Найденные ответы помогут нам подступиться к сверхзадаче и понять, почему одни имена и снимки остаются в памяти и приобретают подлинную историческую ценность, а другие уходят в небытие.

Фотодело в Российской империи: общий план

Первое фотоателье Российской империи появилось в 1840 году и робко начало исследовать методы калотипии и дагерротипии. Как и любому новому изобретению, фотографии понадобилось немало времени, чтобы преодолеть стадию эксперимента и стать технологией. Однако к концу XIX века на территории страны насчитывалось уже 882 «фотографических заведения» [1], а между губерниями колесили странствующие фотоателье.

Самым распространённым жанром того времени был студийный портрет – таков был запрос общества. Едва ли не в каждом семейном альбоме есть отголоски той эпохи – заказной портрет прадедов, с которого глядят статные и неизменно серьезные люди в своей лучшей одежде (ведь зачастую эта фотография была единственной за всю жизнь). Не меньшей популярностью пользовались видовые снимки города – они выступали материалом для фото-открыток, которые печатались и продавались большими тиражами.

Фотография рубежа XIX-XX веков была уже не техническим чудом, а исключительно коммерческим предприятием, функционирующим по законам рынка. Снималось то, что продавалось. Большинство дореволюционных снимков не имеют авторства – как правило, на обороте значится лишь маркировка фотоателье. Однако были и те, что считали себя Авторами и ставили перед собой более высокие задачи, нежели мелкое ремесленничество и нажива. К их именам мы и обратимся в контексте самых неординарных фото-артефактов Южного Урала начала XX столетия.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский – пионер цветной фотографии

Имя пионера цветной дореволюционной фотографии Прокудина-Горского было надолго забыто и вышло из тени истории лишь 1990 году. Тогда Библиотека Конгресса США опубликовала серию цветных фотографий Российской империи начала XX века, ставших мировой сенсацией. Однако по сей день малоизвестным фактом остается то, что часть этих уникальных снимков была сделана на Южном Урале.

Сегодня в России хранятся всего два подлинника из цветной коллекции Прокудина-Горского: известный портрет Льва Николаевича Толстого, сделанный в Ясной Поляне, и менее растиражированный снимок с авторским названием «Три поколения». На нём изображен А. П. Калганов – старший мастер Златоустовской оружейной фабрики (ныне Челябинская область) – с сыном и внучкой. Именно эту фотопластинку Рональд Рейган подарил Михаилу Горбачёву в честь открытия снимков Прокудина-Горского.

С. М. Прокудин-Горский. Три поколения. Златоуст, осень 1909 года.
С. М. Прокудин-Горский. Три поколения. Златоуст, осень 1909 года.

Всего в коллекции, снятой на территории Российской империи, 2003 фотопластинки из которых более двухсот (около 10%) зафиксировали дореволюционную жизнь Южного Урала. Чем фотографа заинтересовали эти территории и почему он совершил сюда целых две экспедиции в 1909 – 1910 годах?

Для Прокудина-Горского фотография была делом всей жизни: он занимался фотографическими изобретениями и преподавал, писал и публиковал книги, владел фотомастерской, выпускал фото-открытки и, конечно же, много снимал. Он долго работал над изобретением цветной фотографии и всё-таки смог утолить жажду цвета. Итогом многолетней работы стала уникальная технология фотосъемки при помощи трёх фильтров – зеленого, синего и красного – которые при наложении позволяли получить цветное изображение.

Но подлинную известность ему принесла амбициозная мечта. Сергей Михайлович задумал проект «Коллекции достопримечательностей Российской империи» – своего рода фото-энциклопедии. В серии цветных фотографий он хотел запечатлеть достопримечательности и народы, культуру и природу, бурное развитие промышленности и железных дорог в огромной Российской империи.

В 1909 году Прокудин-Горский был услышан. Ему посчастливилось получить аудиенцию у Николая II, продемонстрировать свои снимки царской семье и заручиться поддержкой. Для создания «Коллекции достопримечательностей» ему были выделены специально оборудованный железнодорожный вагон, пароход, моторная лодка и автомобиль «Ford». Большим подспорьем послужил мандат от царской канцелярии, разрешавший съемки на всех объектах Империи.

В процессе детального изучения южноуральских снимков Прокудина-Горского, становятся очевидны темы и объекты, привлекающие его больше всего. В первую очередь, фотографа поразили природные ландшафты этих территорий – обилие рек, озёр, зеленых лесов и, конечно же, старейшие на плане Уральские горы. Сергей Михайлович со всей тщательностью фиксирует скальные породы различных форм и размеров, бывшие некогда дном древнего палеоокеана.

Нередко на пейзажные этюды попадают местные жители, вскрывающие ещё одну особенность южноуральского мира столетней давности – костюм простого населения и его цветовую гамму. Технологические ограничения первых фотоаппаратов невольно сформировали у нас представление о дореволюционном времени, как об эпохе без цвета – когда без того суровые фигуры сплошь облачены в черно-белое. Однако уникальная технология Прокудина-Горского позволила сломать эти стереотипы и взглянуть на цветной мир Российской империи. На фото-артефактах зафиксированы обыкновенные крестьяне и горнозаводские рабочие – однако большинство из них одето в удивительно яркие салатовые, голубые, малиновые и фиолетовые рубахи.

Второй излюбленной темой Прокудина-Горского стала железная дорога – символ экономического роста и индустриализации того времени. В конце XIX века на Южном Урале было проложено Самаро-Златоустовское железнодорожное полотно, признанное одним из самых выдающихся в стране с инженерной точки зрениям (по большому количеству и разнообразию сооружений). Фотографа интересовало не инженерное чудо как таковое, а его рациональное расположение в непростом уральском ландшафте – консенсус рукотворного и вечного. В большом количестве он фиксирует железнодорожные станции на фоне нетронутых ландшафтов, вписанные в узкие ущелья пути, огромные фермы мостов, перекинутые через реки. Всё это для Прокудина-Горского не просто красивые пейзажи, а подлинные свидетельства развития инженерной мысли на Южном Урале.

Третья и, пожалуй, самая самобытная южноуральская тема Прокудина-Горского – это заводские посёлки, металлургические предприятия и их рабочие. В Златоусте, Сатке, Катав-Ивановске и Каслях он подробно фиксирует осколки огромной горнозаводской «цивилизации» – уникального культурного феномена, сформировавшего уральскую идентичность. Многие предприятия, на которых побывал Прокудин-Горский, живы по сей день и являются промышленными брендами региона.

В количественном отношении и нетривиальности сюжетов более всего повезло Златоустовской оружейной фабрике и Каслинскому заводу художественного литья. В Златоусте фотограф делает более сорока снимков заводских экстерьеров, внутреннего убранства цехов с аутентичными машинами и последовательной выделки продукции (ножей, вилок и холодного оружия) от заготовки до финального изделия. Последнее говорит о том, что Прокудин-Горский ставил перед собой в том числе просветительскую задачу. Приоткрывая тайны производства, он вступал на почву научно-популярного жанра – хотя, конечно, не мыслил себя в подобных категориальных ограничениях. Но совершенно очевидно, что его целью были не постановочные снимки изящных изделий, а рассказ о технологии производства легендарной Златоустовской фабрики, снабжавшей холодным оружием всю российскую армию.

На Каслинском заводе Прокудину-Горскому удается сделать колоритный портрет мастера за формовкой художественного литья, заснять внутреннее убранство цеха и поймать в объектив целую группу рабочих.

Сегодня все снимки Прокудина-Горского оцифрованы, отретушированы и доступны для просмотра из любой точки мира. Самые богатые и грамотно аннотированные коллекции можно найти на сайте Библиотеки Конгресса США и портале «Наследие С. М. Прокудина-Горского».

Больше материалов о культуре и истории Южного Урала в проекте «URAL SCIENCE»

Текст Александры Петровой