Существуют разные языки архитектурной выразительности: форма, композиция, ритм, пластика фасадов, игра светотени. На протяжении многих веков зодчие использовали различные украшения на домах (лепнины, орнаменты, мозаику, скульптуру) для обогащения зданий, однако в современной архитектуре подобный подход часто считается моветоном и приветствуются «чистые формы».
Критиковать богатые украшения фасадов - не новшество нашего времени. Например, А. Бенуа в свое время называл Храм Спаса на Крови в Петербурге «пятном в ансамбле петербургского пейзажа», потому что он «похож на торт с розочками». «Прилетало» и зданиям в стиле эклектики и модерна: многие считали обильные лепные украшения на фасадах излишеством и безвкусицей.
Скульптурные и орнаментальные композиции на фасадах не всегда использовались исключительно ради красоты. Например, лепнины и рельефы в готической архитектуре были призваны повествовать необразованным людям, не умеющим читать, библейские сюжеты.
А некоторые лепнины на фасадах можно было считывать как знаки принадлежности дома чему-либо или кому-либо: например, архитектор Лев Кекушев почти на всех домах, спроектированных им, размещал львиные головки в качестве своеобразной авторской подписи, а на здании страхового общества «Саламандра» в Петербурге можно найти ящерок, как очевидную отсылку к принадлежности этой компании.
С приходом революции обилие украшений сменилось гладью стен и суровостью архитектуры. Это было связано не только с идеологической целью создать совершенно новую архитектуру, ничем не напоминающую людям «буржуазные излишества» имперского строя,но и с банальной нехваткой денег.
Позднее, когда советская архитектура обратилась с классическим образцам, на фасады вернулись лепнины и скульптурные барельефы, часто служившие пропагандистским целям, однако, конечно, в массовом строительстве это применялось чуть реже. Также всем известна борьба Хрущева с «архитектурными излишествами», когда не только не возводились новые здания с обильным декором, но и страдали некоторые старые здания (например, с кинотеатра «Художественный» в Москве были сбиты все лепнины).
В наши дни даже при желании создать богато украшенный лепниной фасад это почти нереально: утрачена технология, уже нет мастеров, способных создать изящные рельефы своими руками, поэтому, в случаях, когда фасад чем-либо украшен, это, скорее всего, не лепнина, а уже готовые панели, нанизанные на металлический каркас. К тому же стоит признать, что лепнина недолговечна: многие здания эпохи эклектики меньше чем через 100 лет после постройки «посыпались фасадами», ажурность которых требует постоянной реставрации.
Многие современные архитекторы считают, что добиваться красоты здания исключительно при помощи украшений на фасадах - искусственный, неправильный прием. Надо стремиться к красоте чистой формы, а «здание должно быть красиво на любой стадии возведения» - даже если его не облицуют.
Надо признать, что здания, полностью лишенные декора, действительно бывают красивы, однако, к сожалению, в большинстве случаев мы получаем голые стены, ничем не привлекающие глаз. Такой переход от «украшательства» к «архитектурному минимализму» - вовсе не упадок, а естественная ступень развития архитектуры. С нетерпением заглядываем в будущее, чтобы увидеть, что она нам принесет!
Telegram-канал - https://t.me/RussianArchitecture
Автор текста - Виктория Конышкова, telegram-канал - https://t.me/attentiview