Уходящая натура: как этнограф создал масштабную серию дореволюционных портретов на Южном Урале?

402 прочитали

Второй герой дореволюционной фото-одиссеи по Южному Уралу – Михаил Антонович Круковский. Сегодня он чаще известен в научных кругах, поскольку был исследователем, писателем и переводчиком. Круковский много путешествовал по стране, изучая жизнь простых рабочих и крестьян, выпускал научно-популярные очерки и фундаментальные труды по географии и этнографии Российской империи.

Портрет М. А. Круковского
Портрет М. А. Круковского

Фотография возникла в его жизни как необходимость. Совместно с супругой они издавали ежемесячный журнал для школьников «Товарищ», куда входили географические очерки и детские рассказы. Журнал имел иллюстрированное приложение – фотоальбом «Россия в картинах» – которое задумывалось как аналог современного «National Geographic». Чтобы придать географическим наблюдениям большую реалистичность, Круковский освоил фотодело и стал иллюстрировать журнал собственными снимками.

Именно эта цель определила жанровые и тематические особенности его уникальных фотографий. Круковский никогда не работал на потребу дня и избегал банальных «открыточных» сюжетов. Его интересовала уходящая натура – традиционный быт, костюм, жилище, обряды и верования народов империи. Сам он чрезвычайно точно формулировал свою миссию: «Пройдет несколько лет, исчезнут жемчужные кокошники и серьги, вместе с лесом исчезнут следы промыслов, изменится вместе с природой даже самый тип человека, и ничего не останется увековеченным, записанным в книгу жизни народов» [2]. Спустя век нам остаётся лишь с горечью признавать, как пророчески звучали слова Круковского. Кокошники, промыслы и тип человека начала XX столетия действительно канули в небытие. Однако искусство «светописи» всё же помогло зафиксировать аутентичные эпизоды дореволюционной народной жизни.

В 1908 году исследователь приезжает в экспедицию на Южный Урал, где поражается многообразию этнографических культур региона – он описывает и снимает башкир, русских, татар, нагайбаков, киргиз-кайсаков. Кроме того, успевает изучить не только этнические, но и сословные группы – казаков, горнозаводского люда и старообрядцев. Наблюдений и фотографий хватает на целую книгу, поэтому годом позже выходит полноценное издание «Южный Урал: путевые очерки». В него входят 140 снимков, на которых запечатлены местные жители в традиционных костюмах, природные ландшафты, заводы, старинные орудия труда и национальные жилища.

Прежде всего путешественник решил побывать у степных башкир, но сразу же столкнулся с трудностями фотосъемки. Они отказывались сниматься, объясняя это исламским запретом на воспроизведение изображений. Как писал Круковский в своих путевых заметках: «Башкиры не хотели сниматься и относились к моим попыткам недоверчиво. Даже враждебно. Когда я выходил на улицу, вся деревня пряталась в избах, из боязни попасть в аппарат. Только в щели дверей и в окнах видны были крайне любопытные, жадные взгляды» [3]. Но удивительным оказался исход этих перипетий – разрешение на съемку «в научных целях» дал сам уфимский муфтий. Благодаря этому Круковскому удалось сделать масштабную серию снимков южноуральских башкир того времени.

К каким-то народам исследователь приезжал целенаправленно, а какие-то встречались ему по воле случая. Проезжая мимо станицы Ключевской Троицкого уезда, он заинтересовался народом, живущем в этих местах. Как пояснил проводник – это «обыкновенные хлебопашцы, а народ-то особенный: ни татары они, ни башкиры, ни киргизы, а просто бакалы» [4]. Так в старину называли нагайбаков – коренной малочисленный народ Южного Урала. Круковскому удалось сделать первые в истории снимки нагайбакского этноса, которые по сей день представляют огромную научную и историческую ценность.

Мастерское владение визуальной антропологией помогло путешественнику сделать нетривиальные снимки русского населения. Сегодня в архивах страны хранятся тысячи дореволюционных кадров, запечатлевших представителей русского этноса. Однако снимки Круковского отличает особая оптика – его интересовали не постановочные кадры, а жанровые сцены, не городские жители, одетые по столичной моде, а простой люд. Подобная документальность придала его снимкам особую честность и помогла сохранить для истории уникальные типы – девушек за рубкой капусты, странствующего жестянщика и обозников за обедом.

Сегодня большая часть подлинников Круковского хранится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамере). Все снимки оцифрованы и каталогизированы по этносам.

Как увидел Южный Урал пионер цветной фотографии С. М. Прокудин-Горский - статья

Больше материалов о культуре и истории Южного Урала в проекте «URAL SCIENCE»

Текст Александры Петровой