Строительное дело в школах СССР 1958 год. Юные строители.

Наша школа не имела достаточного помещения для успешного осуществления политехнического обучения. Но вот недавно у нас открылись новые кабинеты - физический, химический, биологический, а также библиотека. Это событие для нас было весьма радостным: здание для кабинетов было построено нашими учащимися под руководством преподавателя труда Ивана Алексеевича Мытницкого. Мы гордимся, что наш учебный корпус расширился, и созданы хорошие условия для учебной работы. Старшеклассники сделали не только полезное дело, но и приобрели специальность строителя - плотника.

Учащиеся-строители - не случайное явление в школе. Это результат той работы, которую педагогический коллектив развернул по выполнению решения XХ съезда КПСС, который указал, что для быстрейшего осуществления политехнизации школы необходимо не только ввести новые предметы, дающие основы знания по вопросам промышленного и сельскохозяйственного производства, но и практически приобщать учащихся к труду на предприятиях, в колхозах, совхозах, на опытных участках и в школьных мастерских. У нас созрело решение, чтобы юноши, оканчивающие нашу среднюю школу, овладели специальностью, наиболее распространенной в нашей местности. Наши учащиеся в большинстве своём-завтрашние колхозники. А подъём сельскохозяйственного производства на новую ступень во многом зависит от темпов, объёма и качества строительных работ в колхозах. Сама окружающая жизнь подсказывала и требовала, чтобы учащиеся знакомились, практически овладевали строительным делом, участвовали в этом труде. В этих целях в школе был создан кружок - курсы строителей.

Вначале дирекция и классные руководители провели разъяснительные беседы о том, что нашей стране, людям нужно много различных зданий, что в школе есть возможность изучать строительное дело и даже самим строить. К разъяснительной работе была привлечена комсомольская организация школы, которая стала активным инициатором и организатором строительного кружка.

Вскоре в него записалось 27 учащихся, главным образом из 9-х и 10-х классов, в большинстве - комсомольцы.

На первом организационном собрании кружковцев директор школы тов. Андросов изложил основные задачи строительного кружка (подготовка к практической деятельности сельского строителя, а в связи с этим и углубление знаний по физике, химии, математике, черчению), обсудили план и содержание его работы.

Программа была составлена на основе программ для подготовки кадров рабочих-плотников 3 разряда, а также ремесленных училищ. Школа считала, что учащиеся 9-х-10-х классов, имея достаточные знания по основам наук, будут быстрее осваивать как теорию, так и практику строительного дела.

В программу были включены следующие темы:

I. Общее знакомство со строительным делом.

1. Директивы ХХ съезда КПСС и постановления Правительства о строительстве в сельской местности.

2. Строительные измерения и меры, их математические и физические обоснования.

3. Ознакомление со строительством и правилами техники безопасности.

4. Строительные материалы и изделия; средства и правила их хранения.

5. Строительные инструменты и приёмы работы с ними.

6. Понятие об элементах зданий и порядке производства строительных работ: виды зданий и сооружений - дома, школы, клубы, сельскохозяйственные помещения, бани, сараи и др.; основные части зданий, их назначение и конструкция; виды строительных работ, требования к качеству работ

7. Разные хозяйственные работы по окончанию строительства (уборка, мытье, сушка и др.)

II. Производственная практика (летняя)

(строительство - пристройка деревянного школьного здания).

1. Организация труда и рабочего места (организация бригады и звеньев, разделение труда, контроль и приёмка выполненных работ, фронт работ и его размеры)

2. Строительный чертёж и разбивка здания на местности.

3. Производство строительных работ и техника безопасности:

а) земляные, бетонные, каменные работы (фундамент);

б) плотнично-столярные работы (подруб фундамента, рубка стен, перегородок, перекрытия, возведение стропил, обрешётка, выделка окон, дверей);

в) кровельные работы (шифер);

г) печные работы;

д) стекольные работы;

e) малярные работы;

ж) электромонтажные работы по осветительной

сети.

4. Приём, обмер и сдача выполненных работ.

Кружок занимался по 2 часа в неделю вне уроков и по 6 часов ежедневно (практика) в летние каникулы. Занятия проводились или в классной комнате или в учебной мастерской в зависимости от темы занятий.

Вначале в кружке изучили постановления партии и правительства о строительстве в сельской местности, а потом перешли к теории строительного дела. Это были лекции или беседы, на которых руководитель кружка подробно раскрывал учащимся содержание вопроса. Иногда сами учащиеся готовили доклады на определённые темы, используя рекомендованную руководителем специальную литературу, например: «Развитие жилищного строительства в СССР» Шаровой А. Ф., «Строительное производство» Лебедевой М. Н., «Строительное дело» Осиповой Л. Г., «Плотнично-опалубочные работы» Гуревича А. О. и др.

К таким докладам подготавливались и необходимые наглядные пособия. Так, учащийся Николай II. обстоятельный доклад по теме «Лесные материалы» сопровождал картой, характеризующей лесные богатства СССР, таблицами о строении древесины, наборами древесных пород, образцами пиломатериалов, чертежами и др. Такие занятия становились предметными, вызывали у учащихся большой интерес.

При изучении строительных материалов особый упор делали на местные материалы. Такие темы, как «Дерево, песок, глина, мох в сельском строительстве» и «Производство кирпича», привлекли внимание всех ребят. О самых обычных вещах они узнали много нового. Часть занятий была посвящена изучению строительных материалов и изделий, производимых на заводах: стекла, шифера, красок, железных и деревянных деталей.

Проводились экскурсии на строительство, где кружковцы подробно ознакомились с закладкой фундамента здания, возведением стен, настилом полов, потолков, кровли.

Учебные мастерские были основным местом практических занятий строительного кружка.

Здесь изучались техника и технология обработки строительных материалов, осваивались приёмы плотнично-столярной и другой работы, подготовлялись строительные детали. Например, по теме «Изготовление оконных переплётов» руководитель показывал учащимся само изделие, разъяснял особенности его конструкции, а учащиеся записывали в свои рабочие тетради необходимые сведения, делали чертежи отдельных деталей, а затем разбирали порядок изготовления, приёмы работы. После такого общего инструктажа учащиеся получали материалы и приступали к самостоятельной работе, а руководитель наблюдал за их работой, давал индивидуальные указания, поправлял, показывал, как лучше пользоваться теми или иными инструментами, как правильнее выполнять отдельные операции, соблюдать последовательность в работе.

Проводилась учебная практика и на строительной площадке: отбивка шнуром, тёска брёвен, вырубка пазов, гашение извести, приготовление раствора, кладка стен из кирпича и др.

Руководитель, приняв у каждого учащегося выполненную работу, проводил заключительную беседу, отмечал лучшие работы, а также общие недостатки и способы их устранения.

В процессе практических занятий юные строители изготовили изгородь для географической площадки, вытяжной шкаф для кабинета химии, инвентарь для пришкольного участка, некоторые приборы по физике, плотничное оборудование (метры, угольники, ручки для инструментов) и др.

Изучение строительного дела связывалось, и с другими предметами математикой, физикой, химией. Учителя физики Юдина П. И. и Юрченко В. Н. при изучении вопросов о трении, о приложении сил, движении тел по наклонной плоскости, о видах равновесия, устойчивости тел, теплопроводности, свойствах жидкости и др. разбирали, как легче поднимать и перемещать тяжёлые строительные детали, как закладывать основание здания, чтобы обеспечить его устойчивость, как утеплять жилые постройки, как лучше использовать отопительную систему, как изолировать здание от грунтовых вод и др.

На уроках черчения учитель Слуцкий С. И. практиковал выполнение строительных чертежей, а на строительной площадке провёл занятие на тему «Строительство зданий по техническому чертежу», при этом подробно показал применение инструментов при нивелировке площадки и самого здания.

На уроках химии значительно расширялись знания учащихся о таких строительным материалах, как глина, песок (силикаты), о производстве кирпича, черепицы, шифера, извести, цемента, стекла, химконсервирующих веществ.

Так юные строители постепенно овладевали знаниями, умениями и навыками, теорией и практикой строительного дела. Как только окончился учебный год, они приступили к строительству школьного здания. Это уже была не только производственная практика, но и настоящий производительный общественно полезный труд.

Из членов строительного кружка была создана специальная бригада, в которую они зачислялись по письменному заявлению. Всю бригаду разделили на звенья по 3-4 человека, в зависимости от характера работы на строительстве.

Был избран и главный бригадир всей бригады. Он отвечал перед руководителем строительства и директором школы за работу всей бригады.

Бригадир вёл учёт явки на работу, выдавал инструмент, отмечал в дневнике выполнение и качество работы каждого члена бригады, например: «Виктор К. из 10 «б» класса проконопатил швы стен с обоих сторон с отделкой швов и подмащиванием - 8 м2»; или: «Звено Николая Корчагина обрешетило стропила готовыми жердями с устройством разжелобков и конька - 43 м2».

Руководитель строительной бригады тов. Мытницкий И. А. не переставая учить юных строителей, как лучше выполнять те или иные работы, был очень требователен. Они часто слышали от него: «Вот это так не пойдёт. Не торопитесь. Качество достигается упорным трудом, настойчивостью… Надо переделать».

Укладка шифера.
Укладка шифера.

Звено Виктора Рубанова кладёт последний лист шифера.

И переделывали и раз, и два, пока сами убеждались и радовались, что сделано так, как надо.

Незаметно шли трудовые дни, здание школы площадью 216 м2 быстро росло. Вскоре оно было подведено под крышу, вставлены рамы, навешены двери, пристроен коридор, уложен на крышу последний лист шифера.

К годовщине Великого Октября строительство секции школьного здания было закончено, и учащиеся уже занимались в новых кабинетах. Перешла в новое здание и библиотека.

Так юнстроевцы своими руками создали материальную базу для лучшего осуществления политехнического обучения.

В процессе строительства они, несомненно, углубили теоретические знания, усовершенствовали трудовые навыки, сноровку и, что самое ценное, поверили в свои силы, возможности. Труд сплотил, сделал их дружнее. Не без гордости они говорили: «Это построили мы!»

Юные строители выполнили работы на 30 тысяч рублей. Они стали настоящими плотниками. Многие из них: братья Толкачевы, Виктор Рүбанов, Николай Корчагин, Николай Пилипушко и др. заработали на строительстве по 1.000-1.200 рублей.

Они стали известны на селе, в своём колхозе. Общественность и родители обрадованы тем, что у них теперь свои строители. Лучших из них - комсомольцев Толкачевых Федора и Николая Обком ВЛКСМ наградил «Почетной грамотой».

Успехи юнстроевцев специально обсуждались и отмечались на районной партийной конференции.

Председатель колхоза Герой Советского Союза Кровко Пётр Михайлович, придя на стройку, сказал директору школы: «Теперь у наших ветеранов колхозного строительства есть крепкая и грамотная смена».

Учащийся Толкачев Фёдор во время беседы с председателем колхоза взволнованно заявил: «Эта специальность нужная и важная. Она мне поможет учиться и дальше».

Юным строителям стали поручать любую самостоятельную работу. В зимние каникулы они полностью оборудовали помещение медицинского пункта при сельсовете, срубили дом старому колхознику. Сейчас председатель сельсовета тов. Сапичев предлагает юнстроевцам перестроить здание сельсовета, построить сарай. Намечается новое строительство и в школе: помещение для электростанции, школьный сарай, школьные мастерские.

Дом, построенный руками школьников.
Дом, построенный руками школьников.

Это построили мы.

Сорок два учащихся, окончивших 10-й класс, остались работать в колхозе, из них тринадцать человек-плотниками, столярами. Некоторые из них - Юрченко Иван, Лукашев Иван, Корчагин Николай - намерены совмещать свою работу с дальнейшей заочной учёбой.

Школа не заканчивает на этом свою работу. Наоборот, этот опыт был проверкой, экзаменом всей воспитательной работы, проверкой способностей педагогического коллектива решать основной вопрос трудового воспитания - соединения обучения учащихся с производительным трудом, с подготовкой их к жизни, к практическому участию в строительстве коммунизма.

Ваша подписка - это лучшая помощь каналу. 🙄