1,6K подписчиков

Сказка про советского Алладина, которая стала былью

Многие из нас выросли на сказках "Тысячи и одной ночи", где бедный юноша Аладдин находит волшебную лампу и с помощью джинна исполняет любые свои желания. Такие сказки учат нас, что с помощью трудолюбия и удачи можно добиться успеха в жизни. Но что если бы главный герой оказался не столь добродетельным, а напротив - склонным к жажде власти и самовозвеличиванию?

В бывшей Туркменской ССР такая альтернативная сказка воплотилась в реальность. Ее главным героем стал Сапармурат Ниязов, который прошел путь от простого сироты до всевластного "Туркменбаши" - "Отца всех туркмен".

Многие из нас выросли на сказках "Тысячи и одной ночи", где бедный юноша Аладдин находит волшебную лампу и с помощью джинна исполняет любые свои желания.

Сапармурат родился 19 февраля 1940 года в небольшом туркменском селении Кипчак. Его отец погиб на фронте, а в 1948 году при страшном Ашхабадском землетрясении мальчик лишился матери и двух братьев. Став круглым сиротой, Сапармурат попал в детский дом. Но советская система образования сделала из него образцового гражданина - он с отличием окончил школу, а затем Ленинградский политехнический институт, женился на девушке по имени Муза и вернулся в Туркмению инженером-энергетиком.

Дальнейший карьерный рост Сапармурата был стремительным - от рядового партийного работника до первого секретаря ЦК Компартии Туркменской ССР. После распада СССР Ниязов быстро осознал, что теперь он является полновластным правителем независимой Туркмении, располагающей огромными запасами природного газа. И тут начался настоящий кошмар.

Вдохновленный безграничной властью, Туркменбаши (как стал себя называть Ниязов) развернул настоящий культ собственной личности. Он запретил в стране балет и оперу, ввел новый календарь с месяцами, названными в его честь и в честь его родственников, установил по всей стране 14 тысяч своих статуй, заставлял школьников давать клятву верности "великому Сапармурату". Туркменбаши закрыл Академию наук, сократил сроки обучения в школах и вузах, при этом везде обязательно преподавалась написанная им книга "Рухнама", объявленная главной для всех туркмен.

Многие из нас выросли на сказках "Тысячи и одной ночи", где бедный юноша Аладдин находит волшебную лампу и с помощью джинна исполняет любые свои желания.-2

Но самое интересное началось, когда Туркменбаши взялся за реформирование быта и нравов своих подданных. Он запретил носить золотые зубные коронки, объявив, что истинным туркменам они не нужны. А еще Туркменбаши постановил, что заниматься сексом для удовольствия нельзя - только для деторождения. Иностранцам, желающим жениться на туркменках, пришлось бы платить 50 тысяч долларов "калыма".

Фактически Ниязов превратился в безумного деспота, не знающего границ своему самодурству.

Безграничная власть и культ личности Туркменбаши быстро задушили всякое инакомыслие в стране. Любые попытки критики или протеста жестоко пресекались. Бывшие министры, объявившие себя оппозиционерами, были брошены в тюрьмы по обвинениям в "заговоре против Туркменбаши". Сотни других граждан также исчезли за решеткой по надуманным обвинениям.

Туркменбаши регулярно устраивал показательные порки провинившихся чиновников, отправляя их прямо с торжественных собраний в тюрьмы. Он также установил свою собственную систему возрастных циклов, объявив, что старость наступает лишь в 85 лет, а сам он находится в "возрасте вдохновения".

Параллельно Ниязов пытался завоевать популярность среди народа, сделав бесплатными электричество, газ, воду и соль. Но эти подачки лишь усиливали атмосферу безальтернативного подчинения воле всемогущего "Отца всех туркмен".

Туркменский культ личности Туркменбаши напоминал худшие образцы сталинизма и северокорейского режима Ким Чен Ира. Но в отличие от них, Ниязов не просто держал свой народ в железных тисках тоталитаризма, а фактически издевался над ним, навязывая абсурдные запреты и причуды.

21 декабря 2006 года 66-летний Сапармурат Ниязов был найден мертвым в собственной постели. Его бессмертие оказалось иллюзией.

После смерти Туркменбаши его культ личности быстро пошел на убыль - с улиц исчезли его многочисленные статуи, а главная книга "Рухнама" была предана забвению.