3K подписчиков

10 легендарных советских грузовиков

Советское время - это эпоха грузовых авто.

Советское время - это эпоха грузовых авто. Растущие объемы производства, расширение модельного ряда, борьба за выполнение поставленных планов,- все это сыграло ключевую роль в истории советского грузового автопрома.

Некоторые модели были созданы еще до войны, некоторые участвовали в ней, а какие-то - были созданы позже и используются по сей день.

Собрали для вас 10 автомобилей, которые стали самыми яркими грузовыми моделями советской эпохи. Поехали!

Советское время - это эпоха грузовых авто.-2

1. Газ-АА

Грузовики ГАЗ-АА получили свое название благодаря грузоподъемности в 1,5 тонны, но за свою долгую жизнь они не раз перевозили и более колоссальные грузы. Как и в случае с предшественником, в основу «полуторки» легли иностранные чертежи, конкретно американского «Форда». Речь не идет об абсолютном копировании. Существовавшие между двумя компаниями договоренности позволяли советским конструкторам улучшать интерьер автомобиля и создавать свой вариант кузова. А с 1933 года производство было окончательно локализовано. Всего за время производства грузовиков данной модели с конвейера сошло более миллиона со всеми модификациями, что является одним из лучших показателей советских грузовиков. У ГАЗ-АА часто возникали проблемы со стартером, поэтому водители заводили автомобиль с помощью специальной ручки, называемой «гнутый стартер». Такой способ позволял заводить автомобиль даже в мороз и в сложных условиях. Кстати, этот способ работал и во время Второй мировой войны.

Модернизированная версия этой модели, во-первых, получила усиленную подвеску и новое рулевое управление, а во-вторых, упростилась внешне: военный грузовик, получивший название «ГАЗ-ММ-В», имел треугольный корпус вместо дверей, а иногда использовался и брезент. Крыша также была брезентовой, передние колеса лишились тормозов, а две передние фары были заменены одной.

Советское время - это эпоха грузовых авто.-3

2. АМО-Ф-15

Первый советский грузовик появился в 1922 году. Тогда на улицы впервые выехал небольшой и угловатый АМО-Ф-15, созданный на основе итальянского грузового автомобиля FIAT 15 Ter, который в 1917-1919 годах выпускался на заводе АМО (нынешний ЗИЛ). Но при этом конструкция была заметно изменена местными инженерами.

Советское время - это эпоха грузовых авто.-4

Первые десять экземпляров АМО-Ф-15 приняли участие в демонстрации на Красной площади, приуроченной к годовщине Революции. А три из них через несколько дней были отправлены в испытательный автопробег по российскому бездорожью. Грузовики во время этого длительного заезда показали себя с самой хорошей стороны, так что завод начал серийное их производство. Всего в период с 1924 по 1931 годы с конвейера сошло 6285 экземпляров АМО.

3. КРАЗ-255Б, или «лаптёжник»

Полноприводный грузовик, имел грузоподъемность 7,5 тонны, удивительную для своего времени, и производился в Украине почти 30 лет, начиная с 1967 года. Менее чем через 10 лет после выпуска первой модели грузовик получил национальный знак качества Советского Союза, а люди дали ему прозвище «лаптежник». Причиной тому стали широкопрофильные шины, которыми оснащались грузовики.

Советское время - это эпоха грузовых авто.-5

Помимо шин, КРАЗ-255Б унаследовал централизованную систему регулировки давления в шинах, которой можно управлять прямо с водительского места. Благодаря этой системе водитель мог в экстренном порядке снизить давление в шинах, тем самым улучшив проходимость при движении по заснеженному или слабому грунту.

Учитывая эту любопытную особенность, неудивительно, что на базе КРАЗ-255Б были построены тракторы и лесовозы для работы в условиях Крайнего Севера.
Всего за годы непрерывного производства на украинском заводе в Кременчуге было построено более 150 000 грузовиков. Почти пятая часть из них была экспортирована в страны Азии и Африки.

4. ЗиС-5 – трехтонка

Еще одним легендарным грузовиком, участвовавшим в Великой Отечественной войне, стал ЗиС-5 (он же "трехтонка", он же "Захар", он же "Захар Иванович").

Серийное производство ZiS-5 началось в 1933 году. Фактически, этот грузовик стал преемником AMO-3. Во время войны его конструкция была максимально упрощена. В суровые времена количество было важнее качества. Кстати, легендарная "Катюша" также была построена на базе этого грузовика (официально известного как ЗИС-6), хотя и несколько модернизированного.

Советское время - это эпоха грузовых авто.-6

5. ЗИЛ-130 – универсальный грузовик

ЗИЛ-130 — пожалуй, самый универсальный грузовик, выпущенный в Японии. На базе этого полувекового автомобиля строились не только грузовики, но и самосвалы, тракторы, пожарные машины, снегоочистители и мусоровозы. Секрет такой универсальности кроется в удачной конструкции, позволяющей менять назначение автомобиля без замены каких-либо технических узлов, относительно небольших затратах на производство и надежности, позволяющей эксплуатировать грузовик на протяжении десятилетий.

Советское время - это эпоха грузовых авто.-7

Грузовики по-прежнему выпускаются на шасси ЗИЛ-130. Правда, теперь они называются «Амур». Тем не менее, сотни тысяч ЗИЛов советской сборки колесят по дорогам России и других стран. Всего было выпущено более трех миллионов этих грузовиков.

6. ГАЗ-66

ГАЗ-66 был создан для работы в самых экстремальных условиях, где другие машины не могут: его четыре ведущих колеса позволяют передвигаться по грязи, пересеченной местности, скалам, камням и другим неприятным поверхностям. Именно поэтому ГАЗ-66 практически стал рабочей лошадкой армии.

Советское время - это эпоха грузовых авто.-8

Настоящее мировое признание грузовик получил после выхода фильма «Неудержимые 2». В нем персонаж Жан-Клода Ван Дамма тоже ездил на ГАЗ-66.

7. Урал 375

Урал 375 — еще один полноприводный грузовик, массово использовавшийся как для гражданских, так и для армейских нужд: благодаря трем ведущим осям, огромным колесам и большой грузоподъемности он мог перевозить не только людей и грузы, но даже реактивные системы залпового огня, причем даже по самым плохим дорогам или при их отсутствии. Однако из-за серьезных технических недостатков, таких как ненадежные, но дорогие бензиновые двигатели и проблемы с тормозной системой, в 1982 году Министерство обороны начало заменять эти грузовики на Урал 4320.

Советское время - это эпоха грузовых авто.-9

В гражданском секторе грузовики «Урал 375», выпускавшиеся до 1992 года, до сих пор используются в нефтяной и геологоразведочной промышленности.

8. КрАЗ-75

КрАЗ-255 - настоящая легенда украинского и советского автопрома. В качестве примера можно привести «Лаптешник», «Лапоть» и даже «Луноход». Тяга и проходимость этих грузовиков легендарны. Считается, что эти автомобили могут тянуть по шпалам семь вагонов, груженных углем.

Советское время - это эпоха грузовых авто.-10

Интересен и тот факт, что некоторые модели КрАЗ-255 можно было заправлять не только бензином, но и парафином. Отчасти благодаря этому они использовались в качестве тягачей на аэродромах. Однако управлять этим грузовиком - настоящее мучение (единственное, чего не хватает — это гидроусилителя руля!). У него также есть прозвище «людоед».

9. «МАЗ-200» и «МАЗ-500»: белорусские зубры

Советский грузовик модели «МАЗ-200» выпускался на Минском автомобильном заводе в течение 14 лет, с 1951 по 1965 год было произведено более 200 000 единиц этой техники со всеми ее усовершенствованиями. МАЗ-200 стал первой советской моделью, оснащенной синхронизаторами всех передач переднего хода, повышенными передачами ускорения и тахометром.

Кабина «зубра» (такова была эмблема этого грузовика) была построена на деревянном каркасе, обшита "вагонкой", отделана жестью и окрашена в защитные цвета. Как и многие другие легендарные автомобили, МАЗ-200 послужил основой для множества модификаций — от автоцистерн и топливозаправщиков до поливальных машин и автокранов.

Советское время - это эпоха грузовых авто.-11

На исходе своей популярности МАЗ-200 был заменен на МАЗ-500, который выпускался с 1963 по 1977 год. В отличие от предшественника, эта модель не имела капота, а значит, обладала более длинным кузовом и большей грузоподъемностью (от 4,2 до 7,5 тонны). Да, МАЗ-500 стал первым советским грузовиком без капота. Такая конструкция не только увеличила грузоподъемность, но и сделала управление автомобилем и двигателем более удобным и простым. В 1977 году МАЗ-500 был модернизирован, получив дополнительные полтонны грузоподъемности и удлиненную колесную базу. Таким образом, грузовик попытались привести в соответствие с европейскими стандартами, чтобы он мог выполнять международные рейсы.

10. КамАЗ – король советских грузовиков

Сам бренд КамАЗ можно было бы назвать «главным советским грузовиком». Ведь именно эти автомобили составляли значительную часть гражданского грузового транспорта страны с середины 1970-х годов: первой моделью, выпущенной на заводе в Набережных Челнах в 1976 году, стал КамАЗ-5320.

Советское время - это эпоха грузовых авто.-12

У КАМАЗ-5320 не было спального места в кабине, которая впоследствии станет фирменным элементом марки, однако это был надежный и мощный грузовик. В последующих моделях такие конструктивные дополнения появились, сделав грузовик не просто машиной, а настоящим домом на колесах.

Конечно, это лишь малая доля известных грузовиков советской эпохи, но это самые яркие ее представители. К

А какая из марок авто понравилась больше всего вам? Какие из советских легенд остались в вашей памяти?

-----------------------------------------------------------------------------------------

Подписывайтесь на канал, впереди еще много интересного.

Читайте также: