На АО «АВТОВАЗ» отправлена первая промышленная партия нового прибора - патрон для подключения дополнительных потребителей созданный на СОАТЭ. Патрон предназначен для установки на два автомобиля: «Лада-Веста» и «Лада-Ларгус».
Сейчас, в основном, патрон производится для «Весты» - в этот автомобиль устанавливается четыре патрона, но в ближайшее время новое изделие СОАТЭ будет применяться и в «Ладе-Ларгус» - два патрона.
В изготовление нового прибора были задействованы цеха 20, 04, 01,03, 06. Сборка нового прибора идет на шестом участке цеха 06, мастер Светлана Терентьева, технолог Иван Фанайлов.
Заказ на изготовление нового прибора от АО «АВТОВАЗ» поступил на АО «СОАТЭ» в феврале 2023 года в рамках проводимых на автозаводе работ по импортозамещению. Дело в том, что у «АВТОВАЗа» были определенные запасы этого патрона импортного производства, потом какое-то время автомобилестроители покупали его у китайцев, но к китайскому изделию были претензии, поэтому сейчас АО «АВТОВАЗ» начинает полностью переходить на патрон АО «СОАТЭ».
Было оформлено коммерческое предложение. Оно прошло номинацию и с апреля 2023 года конструкторы СОАТЭ начали разработка конструкции прибора. Сроки разработки и получения первой промышленной партии патрона установили очень сжатые. Инженерам-конструкторам, технологам приходилось напряженно работать в том числе в выходные дни, особенно в первое время с апреля по июнь 2023 года.
Ведущий конструктор проекта Елена Спиряева. В процессе проектирования Елене Александровне активно помогали специалисты отдела главного конструктора Александр Козлов и Игорь Гончаренко. Работа по созданию нового изделия шла под руководством главного конструктора Алексея Скрипникова и технического директора Сергея Шубина. Поскольку часть вопросов требовала решения технического директора, Сергей Иванович активно включался в процесс обсуждения и принятия решений.
На протяжении всего процесса конструирования большой вклад в осуществление проекта внес Егор Харебин. Он является автором многих идей, которые воплощены в новом изделии.
- По предложению АО «АВТОВАЗ» на нашем предприятии разработано новое изделие - патрон для подключения дополнительных потребителей, - рассказывает Елена Спиряева. - Ввиду того, что ранее такие патроны «АВТОВАЗу» поставляла французская фирма VALEO, все посадочные места в автомобиле были рассчитаны под них. Специалисты «АВТОВАЗа» предложили сделать новый прибор максимально аналогичным по внешнему виду, габаритным и присоединительным размерам. Был изменен только дизайн крышки патрона.
Команда проекта проекта сложилась дружная и слаженная. Руководитель проекта Валерий Комар очень корректный, выдержанный и грамотный специалист, который на еженедельных конференциях с командой «АВТОВАЗа» очень грамотно выстраивает диалоги и обсуждения, благодаря чему возникает четкое понимание, что от СОАТЭ требуется.
Также Елена Спиряева отмечает конструкторов по пресс-формам и оснастке: Ирину Муратову, Романа Хоботкина, Юрия Кротова и Валерия Козориза. Сотрудничество с этими специалистами шла конструктивно и слажено. Вопросы решались быстро и без лишнего напряжения.
Было налажено прекрасное сотрудничество с технологическими службами. Активное участие в создании прибора принимали технолог отдела главного технолога Василий Уханев, начальник технологического бюро цеха 04 Евгения Черемисинова, технолог цеха 01 Роман Хаустов. Возникавшие в процессе работы вопросы решались общим обсуждением, в результате которого были приняты верные решения.
- Хочу также отметить специалиста заводской лаборатории надежности Ольгу Мозговую, - говорит Елена Спиряева. - При проведении испытаний нового изделия, изначально возникало много вопросов, которые требовали нестандартных решений. При обсуждении этих вопросов нам с Ольгой приходилось не раз проводить дополнительные испытания и эксперименты.
СОАТЭ, в принципе, выпускал аналогичные приборы: розетки бортовой сети автомобиля и патроны для подключения дополнительных потребителей, только другой конструкции. Насколько патрон для подключения дополнительных потребителей - новое изделие для АО «СОАТЭ? Отвечая на этот вопрос Елена Александровна подчеркнула:
- Конструкция нового прибора для АО «СОАТЭ» принципиально новая, в ней нет заимствованных деталей. Всего в конструкции нового прибора пять деталей, и все детали оригинальные.
Модели на детали, входящие в состав нового прибора, были предоставлены специалистами АО «АВТОВАЗ» и отступать от модели и дизайна конструкторам было нельзя никоим образом. Размеры, конфигурация и внешний вид видовых деталей были строго регламентированы. Поэтому пришлось очень непросто, особенно много работали с крышкой патрона, модель которой была разработана не в тех компьютерных программах, которые в отделе главного конструктора имеются. Поэтому сначала пришлось из программы «АВТОВАЗ» модель переводить в нашу компьютерную программу, и дополнительно переводить в компьютерную программу, которой пользуются конструкторы пресс-форм нашего завода, чтобы сделать соответствующую пресс-форму.
Этим занимался конструктор ОГК Игорь Гончаренко, работая в тесном контакте с конструктором цеха 20 Ириной Муратовой. Они проделали очень большую работу и, в итоге, с первого раза получили такую крышку нового изделия, какая требовалась.
Вторая очень сложная деталь - корпус. Это литьевая деталь и она сложная по своей конфигурации, множество ее размеров необходимо было сделать точно, чтобы они состыковались с другими деталями, поэтому расширение допусков было проблематичным. Очень большую работу по внутренней конструкции корпуса проделал Александр Козлов, который создавал модель с изменениями под новый прибор. Александр разработал модель корпуса настолько четко, что по его изменениям деталь получилось с первого раза, не требуя дополнительных доработок.
- Конечно, в ходе работы над конструкцией патрона были определенные проблемы, - говорит Елена Спиряева. - Например, вопросы по дизайну видовых деталей патрона. Работа с дизайнерами «АВТОВАЗа» по согласованию внешнего вида детали была очень кропотливой, длительной и напряженной. Но мы добились согласования внешнего вида без дополнительных доработок. Имелись трудности в цехе пластмасс по автоматическому съему готовых крышек с пресс-формы. Корпус также несколько раз отправляли на доработку в цех 20. Сейчас все вопросы решены и проблемы сняты.
Евгения Черемисинова, начальник технологического бюро цеха 04, рассказала, что в цехе для нового изделия выпускаются три детали: втулка, контакт и штырь центральный.
- Были определенные трудности с изготовлением втулки, но с помощью начальника конструкторского бюро штампов Юрия Кротова подобрано оптимальное решение, чтобы деталь получалась в соответствии с конструкторской документацией, - говорит Евгения Черемисинова. - Две другие детали изготавливаются на многоползунковых пресс-автоматах. Штырь центральный аналогичен тем, которые выпускается в цехе. Контакт - технологически очень интересная деталь, поскольку там происходит гибка в нескольких плоскостях, пришлось с ней повозиться, но благодаря помощи конструкторов и специалистов инструментального цеха мы справились с ее производством.
Сейчас процесс производства этих деталей в цехе налажен — все идет нормально.
Первая промышленная партия нового изделия отправлена на АО «АВТОВАЗ». Пока она предназначена для автомобиля «Лада-Веста». Предполагается, что объемы выпуска вырастут еще больше, когда АО «АВТОВАЗ» начнет собирать автомобиль «Лада-Ларгус».