«Практическая и прикладная философия». Интервью с ответственным редактором книги и координатором темы НИР.

160 прочитали

В 2024 году в издательстве «Центр гуманитарных инициатив» (Серия «Древо смыслов») вышла книга «Практическая и прикладная философия» (отв. ред. А.А. Гусейнов). В коллективном труде, посвящённом проблемам практической и прикладной философии, собраны работы ведущих учёных, занимающихся философскими исследованиями практики, которая понимается в самом широком смысле и охватывает сознательную жизнедеятельность человека во всех её формах и предметном многообразии. Именно философия выступает для такой деятельности направляющим разумным основанием. Ответственный редактор книги и руководитель темы научно-исследовательской работы (НИР) «Практическая и прикладная философия», ВРИО директора Института философии РАН академик РАН Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов и координатор темы НИР, научный сотрудник сектора социальной философии, главный редактор журнала «Человек» Николай Борисович Афанасов ответили на несколько вопросов о ходе подготовки книги, основных темах, которые были раскрыты на её страницах, а также поделились своим видением того, что такое «практическая и прикладная философия» сегодня и какие перспективы ждут эту область философского поиска в будущем.

– Какова основная ценность книги «Практическая и прикладная философия»?

О ценности книги «Практическая и прикладная философия» судить читателю, но перед нами стояла задача наиболее полно представить то, что сегодня называют «практической и прикладной» – эти слова и понятия часто идут рука об руку – философией. И, само-собой, сказать что-то новое и своё о самых важных вопросах в этой области философского поиска. Как оказалось, сделать это невозможно без обращения к философской традиции в самом широком смысле и предметного осмысления практики в ключевых философских системах прошлого и современности. Книга составлялась во многом стихийно, но всё же не хаотично, а в её основе лежало строгое представление о предметно-тематических ограничениях и логике исследуемого направления: самая прикладная деятельность не может обойтись без теории, как и самая утончённая теория, достигая высокой степени своего развития, буквально требует практического воплощения.

Если справиться с задачей удалось, то ценность этого тома «Практической и прикладной философии» (а мы планируем продолжить работу изданием второй части) в том, что, во-первых, он даёт возможность получить представление о состоянии исследований в одной из старейших и, возможно, наиболее «приближенных к реальности» областей философского знания. Во-вторых, работа в исследовательском ключе развивает актуальные вопросы, стоящие перед современной философией (проблемы экологии, политического участия, справедливости, профессионального долга, межкультурного диалога, трансформации прекрасного, новое понимание материальности, неизбежное переопределение самих задач философии и многие другие). Наконец, не только исследователь сможет найти для себя что-то полезное в книге. Она ориентирована и на более широкий круг читателей, увлекающихся проблемами философского осмысления окружающего нас мира и поисками ответа на вопрос о нашем в нём месте.

– Какие идеи и концепции присутствуют в книге?

В книге собраны итоги работы большого авторского коллектива, представленного несколькими секторами Института и работающего по плановой теме научно-исследовательской работы «Практическая и прикладная философия». Любопытно вспомнить, когда и как была предложена идея обратиться к исследованию «практической и прикладной философии»: даже если у идеи и был автор, то сегодня его сложно назвать, настолько естественным и органичным оказался проект и сам замысел.

Книга не суммирует всего, что было сделано за несколько лет исследований в рамках этой темы, но позволяет составить представление о том, какие идеи и концепции следует считать приоритетными. Прежде всего это практическая значимость теоретической мысли, актуализация философской рефлексии и демонстрация связи между философским разумом и практическим действием. Сама книга состоит из четырёх частей, которые, на наш взгляд, соответствуют актуальному членению практико-философских подходов. Тематически они соответствуют классическому делению практико-философских подходов. Первый блок условно можно назвать теоретическим. В нём представлены концептуальные очерки того, как развивалась практическая и прикладная философия с Античности и до сегодняшнего дня; дан структурный взгляд на практическую философию в системе философских наук. Вторая часть посвящена политической мысли. На материале исследования политических координат современности в их связи с классической традицией и идеологией показано, как функционирует практическая философия в политическом действии. Третья часть книги относится к сфере этики и обсуждает широкий круг вопросов от кантианского понимания практического разума и до применения философского инструментария в разработке этических кодексов для профессиональных организаций. Четвертая часть книги развивает идеи актуальной философской антропологии, которая отвечает на кризис естественно-научного понимания человека. В ней читателю предлагается ненадолго заглянуть в мир, где проблема не в том, что необходимо помочь человеку развить свой потенциал, реализовать свою человечность, а в том, чтобы её вообще не потерять в новых антропологическо-агрессивных условиях.

– Какие аспекты практики и прикладной философии рассматриваются в книге?

Проблематика книги сосредоточена вокруг философской антропологии, социальной философии, политической философии, философских проблем общественного сознания, этики, эстетики, философии религии. Кроме того, существует и языковая практика в нашей гуманитарной жизни, когда в качестве предмета философского исследования выбираются те или иные конкретные формы человеческой деятельности. Мы исходили из того, что нужно дать ответ на вопрос, что входит в понятие «практической и прикладной философии» и что в него не может не входить. Рабочая установка была такова: то, чем занимаются наши философы, которые специализируются в перечисленных областях, это и есть то, что не может не входить в понятие практической философии. В задачи книги входило осмыслить и то, как в Институте складывается научная деятельность под углом зрения самого понятия «практическая философия», в том виде, как это понятие с Античности присутствовало и сопровождало философию. Уже в Академии Платона, а позже в стоицизме сформировалась эта трёхчастная структура философии: логика, физика и этика. Последняя, которую можно отнести к «сфере свободы», продолжается в современной практической и прикладной философии.

– Какова роль философии в практической деятельности?

Развитие общественной жизни, возвышение уровня образованности людей, вовлечение огромных масс людей в реальный социальные, политические и исторические процессы радикально меняют потребность в понимании происходящего. Мир настолько сложен, что каждое действие в нём имеет неочевидные последствия, о которых хорошо бы поразмыслить прежде, чем их совершать. Само актуальное измерение человеческого бытия приобрело новый уровень, и как раз выражением этого становится возрастающий интерес к философии, которая сопрягается с практикой, служит для неё отправной точкой. Фокус уже давно смещён в сторону практики. И в этом смысле практическую философию нужно рассматривать уже не как одну из традиционных частей философии, но её можно считать отдельной частью философии в целом. В современном мире философия не может не быть практической, и это существенное изменение в бытии философии отражено в представляемой книге. В свете этого работа отвечает на вопрос и о связи теории и практики. Сопряжение и разведение «практики» и «теории» хорошо представлено в отечественной и мировой философской традиции, в т.ч. в марксизме. Достаточно вспомнить принцип, согласно которому «практика – это критерий истины». Значит, практика и являет нам истину, что отражает единство теории и практики. Уже бросая взгляд на всю книгу целиком, можно сказать, что у теории и практики есть внутренняя связь, которая получает свои воплощения в зависимости от теоретической оптики, которой руководствуется философ.

– Какие изменения происходят в понимании философии в современное время?

В ходе работы мы зафиксировали, что сегодня практическая философия ни в коей мере не может быть сведена к той части, с которой она традиционно связывалась, а именно: с формами общественного сознания, этикой, политикой и т.д. На самом деле, философия сегодня во всех своих частях, в том числе и в эпистемологии, и в философии науки, имеет свои выходы в практику. Мы имеем новую ситуацию, когда сама философия стремительно смещается в эту сторону. Принципиально возросла роль субъективного фактора в жизни человека и человечества, что связано и с развитием науки, её трансформацией в технонауку, развитием общественной жизни. Иными словами, практическая философия, которая идёт в ногу со временем, это философия, которая преодолевает устоявшиеся методологические границы и конвенции, выплёскиваясь во все сферы мысли, культуры и практики, руководствующейся разумом.

Эти изменения не так новы, как можно подумать. В контексте разговора о практической философии следует отметить, что философия становится ещё одной экспертной сферой, которая напрямую обращается к решению актуальных проблем. В книге во многих статьях затрагиваются эти аспекты: потенциал философии как дополнения или альтернативы психотерапии; философия как способ разрешения этических противоречий, во множестве возникающих в новой конкурентной реальности; эстетическая теория как ориентир в области прекрасного и многое другое. Что действительно важно – так это то, что философия (и шире – интеллектуальная культура в целом) становится предметом интереса со стороны широкой публики. Такое уже бывало в истории, но никогда в такой степени, как это происходит сегодня. Соответственно, современная практическая и прикладная философия меняется, обращаясь к самым насущным и буквально повседневным феноменам человеческой жизни. От этого она не перестаёт быть философией и, конечно же, не понижает свою высокую теоретическую планку.

– Как философия влияет на общество и культуру?

Это можно увидеть на примере и нашей книги. Она возникла в результате теоретического семинара. Но, воплотившись в интеллектуальный продукт, работа показывает, как теория сама становится деятельностью. Подготовка книги, организация работы семинара, публикация этой заметки в канале Института – это ведь тоже практическое действие, действие, вносящее свой вклад в общественную жизнь и культуру. Нетрудно посмотреть на многие другие социальные и культурные феномены под таким углом и обнаружить там философию.

– Какие новые формы и направления философии возникают в настоящее время?

Важнейшее движение, которое было зафиксировано в понимании самой философии, это то, что философия – сама по себе практическое дело, и именно в этом ключе её нужно осмыслить сегодня. Этот ответ может показаться попыткой ухода от ответа на ваш вопрос, но важно понимать, что и «ничего нового» придумать мы не только не можем, но и не должны. Продуктивнее следовать классической традиции, коль скоро её эвристический потенциал далеко не исчерпан. Практическая философия – это область свободы, область общего смысла, область моральной ориентации сознательной деятельности человека. Философия схватывает в непрерывности сознания то, что собирает сознание в нечто единое и составляет важную часть в самоощущении человека. Именно в этом качестве практическая философия имеет предметом свободу, становится областью свободы, которая задаёт автономию действия человека. В таком качестве она противостоит познанию природы как необходимости. Свобода, конечно, не отменяет причинность природы, но она возвышает самого человека в качестве причинности мира.

– Какие направления исследований в практической философии считаются наиболее перспективными?

В последние десятилетия наиболее активно развились прикладные области практической философии, что нашло отражение на страницах книги. Эта тенденция, родственная технизации познания, о чём мы уже говорили, по всей видимости, будет определять практику того, что считается наиболее перспективным в практической философии. Это другое, но не сущностно отличное понимание практической философии как философии свободы. Задача состоит не в изменении классического понимания практической философии, а в выявлении конкретных механизмов превращения теоретической деятельности в практику, анализа – в экспертное суждение, отвлечённого размышления – в жизненные принципы и нормативные модели живущих в мире людей.

Когда автор завершает свою работу, у него часто появляется сознание, что он что-то не доделал, какие-то сюжеты можно было сделать по-другому, потребность расширить своё исследование. Работа нашего авторского коллектива над исследованием актуальной практической и прикладной философии показала, что ответом на теоретическую задачу может являться и деятельность. И тогда, надеемся, что в ближайшее время более полным ответом на ваш вопрос сможет стать готовящаяся книга с рабочим названием «Практическая и прикладная философия 2.0», которая продолжит затронутые в данной работе темы.

Беседу вела Зинаида Игоревна Рожкова, к.полит.н., м.н.с. Института философии РАН.