8 подписчиков

"Пиши, сокращай" - содержание книги

Текст пишут все - менеджер в офисе, клерк в банке, учитель в школе, чиновник в мэрии. Своим текстом они влияют на мир не меньше, чем писатели и журналисты.

Это проблема
Это проблема

Эта статья – краткое содержание книги «Пиши, сокращай». Это практическое руководство учит писать ясно и избегать многословности, которое отнимает время у читателей.

Основные требования к тексту

У текста бывает много назначений. Это и рекламный текст, и письмо коллеге, и статья. Автор должен понимать, для кого он пишет. Так ему легче подобрать полезные слова.

Польза для читателя имеет главную роль в тексте. Автору необходимо задуматься: чем этот текст полезен читателю? От этого вопроса зависит подача информации.

Важно быть честным к своему читателю. Не нужно давать непроверенную информацию. Она может завести читателя в заблуждение.

Сильный текст опирается на факты, истории, примеры или личный опыт. Благодаря им читатель сможет сделать собственные выводы.

Какими способами сделать текст полезным и ясным?

Убирайте стоп-слова

Это конструкции, которые перегружают текст. Вместо таких слов оставьте что-то полезное для читателя.

Со стоп-словами
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем россиян является проблема безработицы.
Без стоп-слов
Проблема россиян — безработица.
Россияне боятся безработицы.
Выкидываем всё ненужное из текста
Выкидываем всё ненужное из текста

Избегайте вводных конструкций

Вводные конструкции часто не имеют ценности. Взгляните на следующий текст и то, каким он стал.

Допустим, вы вышли на пробежку. Разумеется, берете с собой что-нибудь электронное, например, умные часы и телефон. Не секрет, что эта техника помогает спортсменам. Впрочем, проверим.
Вы вышли на пробежку. Берёте с собой телефон и смарт-часы. Они помогают спортсменам следить за процессом тренировки. Проверим это на практике.

Быть вежливым – хорошо, но..

Иногда избыточная вежливость превращается в лакейство. Это только ухудшает ситуацию. Текст наполняется ненужными словами и оборотами. Сравните:

Дорогой Иван Иванович. Прошу прощения, что отвлекаю Вас от Ваших дел. Пожалуйста, прочитайте письмо, которое я выслал Вам на почту. Ещё раз извините.
Добрый день, Иван Иванович. Я выслал вам на почту отчёт за последний месяц. Прочтите его.

Раскрываем скобки

Всё что стоит в скобках – не важно для читателя. Эта информация считывается, как дополнительная. Если можно убрать скобки – убираем.

Нет
Василий Иванович (директор завода) встретил нас чаем.
Да
Директор завода Василий Иванович встретил нас чаем.
Ещё чуть-чуть осталось до этой скобочки
Ещё чуть-чуть осталось до этой скобочки

Не применяйте кавычки для сарказма

Хотите иронию — подайте ее более эффектными средствами.

Нет
Эти ваши «художества» только в туалете вешать.
Да
До портретного сходства здесь далеко.

Не используйте оценки

Оценка — это характеристика, с помощью которой автор описывает субъективное ощущение:
вкусный завтрак
богатый человек
приятная внешность

Вместо оценок следует поставить факты или привести историю.

Нет
Наше кафе согреет вас уютом и теплом своей атмосферы
Да
В нашем кафе отмечают дни рожденья, проводят время с друзьями, работают удалённо.

Уберите штампы

Штамп - это популярное устойчивое словосочетание, смысл которого либо неясен, либо можно выразить одним словом.

Жизнь бьёт ключом

Можно подумать, что штампы делают текст профессиональным и разнообразным. На деле это не так. Для читателя штампы – это обычные фразы. Они не способны заинтересовать его.

Ни один оранжевый человечек не пострадал
Ни один оранжевый человечек не пострадал

Паразиты времени являются группой штампов. Она не несёт в себе практической пользы.

В наши дни во всем мире всё большую актуальность приобретает проблема нехватки питьевой воды.

Можно убрать штамп, уточнить время и подчеркнуть актуальность проблемы. Так предложение станет сильнее.

На момент октября 2020 года от нехватки питьевой воды страдает 30% населения планеты.

Про другие группы штампов советую прочитать в книге. Если необходимо – напишите комментарий с просьбой рассказать поподробнее, я отвечу.

Избегайте сглаженных углов в тексте

Автор, который не уверен в своём тексте, будет сглаживать углы. Это может перерасти в следующее:

Один и тот же смысл предложений:
Производить несанкционированный отбор газа для технических и хозяйственных нужд
Воровать газ
Смысл предложения не поменялся
Смысл предложения не поменялся

Чем проще слова – тем лучше. Если автор может заменить сложный термин простым словом, он это сделает.

Заумно
Кадровый ресурс департамента продемонстрировал позитивную тенденцию в области продуктивности.
Просто
Сотрудники отдела стали лучше работать.

Не стоит путать заумные слова ради выпендрёжа и термины по делу. Если известно значение слова, оставляйте.

Не переходите на личности

Автор книги советует говорить о проблемах честно и открыто. Но личность человека – это граница, где начинается грубость. Не высказывайте оценку человеку, оцените его поступок. Ещё лучше, если показать то, как на вас отражается поступок.

Не «ты плохой», а «ты поступил плохо» или «мне плохо оттого, как ты поступил».

Оценивать других — не наше дело и не наше право. Критиковать работу — можно, а человека — нельзя.

Добавляйте побольше действия в текст

Когда читатель знакомится с текстом, он рисует в голове картину. Если в тексте много действия, то это интересная подвижная картина, за которой интересно наблюдать. Если действия мало, то это натюрморт, за которым смотреть менее интересно.

Важно погрузить читателя в тему статьи. Для этого и используется действие
Важно погрузить читателя в тему статьи. Для этого и используется действие

Чаще всего действие выражается глаголом. Но порой его выражают существительным, причастием или деепричастием. Если такое присутствует – следует исправить.

Нет: существительное
Мы занимаемся продажей фильмов и музыки.
Да: глагол
Мы продаем фильмы и музыку.
С причастием
Эта статья, вызвавшая бурную реакцию в Фейсбуке, не стала популярной в Твитере.
Без причастия
Статья взорвала Фейсбук, но не набрала лайков в Твитере

Определяем неопределённое

Когда в тексте встречаются выражения «более», «менее», «около» - это признак неопределённости.

Системой пользуются более 20 000 клиентов

Читателю может быть не интересно, сколько клиентов у системы. Писать точную цифру не имеет смысла. Читатель просто её не заметит.

В космосе обитает 1256729 инопланетных коров.

Всё зависит от того, кому посвящён текст. Если для читателя важны точные цифры – следует оставить.

Рекламщики любят завлекать покупателей низкими ценами. «Пицца от 50 рублей» - звучит заманчиво. Но этот приём не помогает человеку определиться с покупкой. Нет точной цены за определённую пиццу.

Текст пишут все - менеджер в офисе, клерк в банке, учитель в школе, чиновник в мэрии. Своим текстом они влияют на мир не меньше, чем писатели и журналисты.-7

К этому же разделу отнесём неопределённые местоимения.

Некая компания «Шуруп» обанкротилась.
Компания «Шуруп» обанкротилась.

Если можно убрать неопределённость – убираем.

Не перегружайте предложения

Если можете разбить одно длинное предложение на несколько – разбивайте. Одно предложение – одна мысль.

Наша кофеварка приготовит любой напиток после нажатия кнопок «Старт» и кнопки нужного напитка.
Наша кофеварка приготовит любой напиток. Для этого нажмите кнопку «Старт» и выберете напиток.

Обобщайте

В тексте может встретиться перечисление вещей. Лучше обобщить эти вещи в одну категорию.

В нашем магазине продаются фрукты: апельсины, бананы, яблоки и груши.

Текст должен читаться легко

Для этого используется синтаксис. Синтаксис — это то, как слова связаны в предложении. Стоит удалить из предложения сложные термины и обороты.

Лучший синтаксис – естественная речь. В вас уже встроен генератор хорошего простого текста. Вы умеете говорить складно, если расслабитесь.

Анализа текста на синтаксис:
1. Прочитать текст вслух.
2. Где запнулись – переписать.

Обучайте читателя

Дидактика – это наука об обучении. Автору важно объяснить читателю предмет статьи.

Для обучения требуется стимул. Этим стимулом послужит польза для читателя.

В этой статье расскажу, какие бывают микроконтроллеры и какой выбрать, чтобы собрать свой первый проект.

Микроконтроллеры – тема непростая. В статье автор объяснит принцип их работы. После прочтения человек сможет собрать первый проект.

На время статьи вы - учитель, а читатель - ваш ученик. Рассказывайте о предмете подробно, не упускайте деталей. Если читатель уже знает эту информацию, ему не составит труда перепрыгнуть на другую строчку текста.
На время статьи вы - учитель, а читатель - ваш ученик. Рассказывайте о предмете подробно, не упускайте деталей. Если читатель уже знает эту информацию, ему не составит труда перепрыгнуть на другую строчку текста.

Добавьте иллюстраций и примеров

Иллюстрации и примеры важны. Когда автор объясняет материал, читателю сложно понять его в своём воображении. Благодаря иллюстрациям и примерам человек лучше понимает тему статьи.

Структура текста важна для читателя

Разбивайте текст на абзацы, которые расскажут о чём-то конкретном.

Первое предложение в абзаце играет ключевую роль. По нему читатель определяет, будет ли он читать далее. В первом предложении следует поставить главную мысль абзаца.

Последнее предложение в абзаце подводит итог. Оно не должно дублировать мысль первого предложения. Взгляните на пример:

Считается, что нельзя ходить на пробежку, когда попало. Если вы пришли бегать после завтрака, сначала организм будет расходовать ту энергию, которая поступает с едой. Жир начинает сжигаться только через полчаса. Поэтому мой тренер советует: если хотите сжигать жир сразу, ходите на пробежку утром натощак.

Сделайте акцент на первом и последнем предложении.

По первому предложению читатель определится, важна эта информация или нет. Последнее предложение - заключающая мысль всего абзаца.
По первому предложению читатель определится, важна эта информация или нет. Последнее предложение - заключающая мысль всего абзаца.

Ещё стоит включить в свой текст модули. Модуль охватывает всё, что подходит под его название. Хороший модуль – это маленькая статья.

Для этой статьи модулями являются "Основные требования к тексту", "Какими способами сделать текст ясным и полезным?", "Структура текста важна для читателя" и "Что в итоге?"

Создайте вступление и заключение

По вступлению человек делает вывод: читать ему дальше или нет. Заключение подводит итог всего текста. Оно закрепляет содержание статьи. Перед автором встаёт задача сделать эти фрагменты полезными и приятными.

Заголовки привлекут читателя

Любой самостоятельный текст следует начать с заголовка. Если вы хотите помочь читателю найти информацию в вашем тексте, избегайте творческих заголовков. Так читателю будет проще ориентироваться.

Каждый автор хочет, чтобы его статью прочитали. Поэтому некоторые авторы используют «кричащие» заголовки.

СЕНСАЦИЯ! Победительница Евровидения, НА САМОМ ДЕЛЕ, оказалась…

При таком способе репутация автора лишь падает. Лично я стараюсь над этой статьёй статьёй. Я привёл примеры и попытался доходчиво объяснить тему книги. Поэтому советую всем писать полезные статьи.

Что в итоге?

Не каждый текст нужно выстраивать подобным образом. Текст должен читаться естественно, а не механически. Если считаете, что нужно вставить какое-то слово не по правилам – вставляйте. Всем правилам должна быть мера.

Если возникли какие-то вопросы или хотите поделиться своим опытом в написании текста - добро пожаловать в комментарии.

С любовью и уважением ко всем, кто прочитал статью)
С любовью и уважением ко всем, кто прочитал статью)