753 подписчика

Духовные события в апреле 2024 года

ВЕДАПОЛИС представляет главные даты основных религиозных традиций в новом месяце Православные 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.

ВЕДАПОЛИС представляет главные даты основных религиозных традиций в новом месяце

Православные

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы. События Благовещения описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Евангелие от Луки 1:28-33).
Благовещение
Благовещение

Сомневаясь, Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35), а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», привёл пример её родственницы Елизаветы.

Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа.

28 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

6 и 13 апреля — Дни особого поминовения усопших (Родительские субботы третьей и четвертой седмиц Великого поста соответственно)

Народные приметы апреля

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Если береза распустится раньше ольхи и клена, лето будет сухим, а если наоборот — мокрым.

21 апреля — Родион-ледолом, ревучие воды. Ясный день — хорошее лето, ненастье — плохое лето.

Если в апреле день жаркий, а ночь прохладная, погода пока меняться не будет.

Грачи стаями над гнездами носятся, кричат и тут же взлетают — погода переменится.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — прохладным будет лето.

Апрель красен почками — май листочками. Ранний вылет пчел — признак ранней и теплой весны. Сырую погоду было не принято ругать ни при каких обстоятельствах. Апрель с водою — май с травою.

Мокрый апрель — хорошая пашня.

6 апреля — Захарий день. Коли ночь теплая, то весна дружная.

7 апреля (на Благовещение) — в третий и в последний раз встречаются весна с зимой.

Если на Благовещение ночь теплая — весна будет дружная.

Если на Благовещение небо безоблачное — лету быть грозному, но зато пшеница уродится.

Дождь на Благовещение хороший урожай грибов предвещает, а морозец — огурцы сулит.

Гроза на Благовещение — к урожаю орехов, а иней и туман — к урожаю яровых.

Весна до Благовещения — много морозов впереди (40 холодных утренников).

Коли на Благовещение снег на крышах лежит, так лежать ему до Егория (6 мая) и в поле.

Католики

8 апреля — Благовещение (перенесено, поскольку 25 марта приходится на Страстную неделю)

Мусульмане

С 5 на 6 апреля — Ночь аль-Кадр (Ночь могущества). Мусульмане полагают, что эта дата имеет отношение к появлению сур Корана. Последнюю декаду месяца Рамадан пророк Мухаммед провел в молитвах. Однажды к нему явился ангел и передал первые пять аятов суры. Ночь Кадр — это время молитв и обращения к Богу.

9 апреля — окончание месяца Рамадан (с 11 марта). На следующий день наступает Ураза-байрам, праздник разговения. В мусульманских странах день праздника, как правило, является выходным днем, как и в регионах России, где проживает много приверженцев ислама: в Татарстане, Башкирии, Чечне, Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее и в Республике Крым. Кроме того, в некоторых странах праздник отмечают не один, а три дня.

Иудеи

22 апреля — Песах. Праздник символизирует исход из Египта, за которым последовало рождение нации.

Песах
Песах

Песах начинается праздничным ужином, седером. Центральное место на столе занимает специальная седерная тарелка, на которую выложены горькие травы, символизирующие горечь рабства, и зелень, которая олицетворяет наступление весны. Зелень (обычно это петрушка) окунают в соленую воду, чтобы вспомнить о том, что жизнь еврейских предков была полна слёз. Во время Песаха ни на столе, ни в доме не должно быть продуктов, изготовленных на закваске. Их следует выкинуть или продать нееврею.

Вайшнавы (кришнаиты)

13 апреля — Явление Рамануджачарьи (1017—1037). Рамануджа стал ачарьей-основателем Шри-сампрадаи, одной из четырех основных философских школ вайшнавов (Брахма, Шри, Кумара, Рудра). Последователи этой сампрадаи отстаивают философский принцип Веданты, называемый вишишта-адвайта-вадой. Гаудии и Шри-вайшнавы разделяют общую точку зрения на многие философские моменты и элементы духовной практики.

Так, Гаудии дословно принимают описание природы Бога и дживы (живого существа), данное Рамануджей: «Бог подобен огню, в то время как живое существо или джива подобна искре, являясь малой частью Бога».

Но главный духовный подвиг Рамануджи в том, что он нанес сокрушительный удар по философии майявады, подготовив, наряду с последующими ачарьями, приход Шри Чайтаньи в XV веке.

Рамануджа объяснял: «Хотя в природе различных вещей можно отследить некоторую взаимосвязь, все во Вселенной продолжает сохранять непреодолимые отличительные свойства. Жемчужины, нанизанные на нить, воспринимаются как некое единство, так как все вместе они образуют ожерелье. И все же каждая отдельно взятая жемчужина обладает особыми качествами. В связи с тем, что дух, материя и Бог обладают уникальными качествами, принцип абсолютного единства Шанкары (философия майявады) не выдерживает никакой критики. Напротив, свою состоятельность доказывает принцип единства, включающего в себя качественные отличия».

Рамануджачарья — автор множества известных комментариев на Упанишады, Пураны, «Бхагавад-гиту» и другие классические произведения. Шри Бхашья, комментарий на Веданту, являет собой уникальный вызов, брошенный комментарию Шанкарачарьи, отстаивавшему принцип имперсонализма в восприятии Абсолютной Истины. Вплоть до наших дней цепь ученической преемственности, идущая от Рамануджи, продолжает исповедовать традицию поклонения Божествам (храмовым, домашним) и философию, заложенную ее ачарьей-основателем.

17 апреля — Рамнавами (Явление Господа Рамы). Образ божественного ведического царя Рамы и его деяния превосходят по времени и своей насыщенности, пожалуй, любые другие исторические источники. Хотя толкование «Рамаяны» и не столь монолитно, как хотелось бы. Отличаются и переводы эпоса на разные языки народов Индостана.

Автором традиционной «Рамаяны» считается мудрец Вальмики. Прежде он был грешником и жестоким человеком, но общение с мудрецом Нарадой одухотворило его и вдохновило на создание эпоса.

Существует и другое популярное у индусов произведение о Раме — «Рамчаритманас» («Озеро деяний Рамы»), созданное поэтом Тулсидасом.

Царь Рама (справа) и Сита (в центре)
Царь Рама (справа) и Сита (в центре)

В этот день принято с особой пышностью украшать храмы и декламировать «Рамаяну» на протяжении последующих десяти дней. Люди поют молитвы и песни, прославляющие Раму. Непременным атрибутом Рамнавами служат красочные процессии, во главе которых шествуют на паланкинах или колесницах храмовые статуи Рамы, Ситы, Лакшмана и Ханумана. На Рамнавами принято поститься до захода Солнца, петь ведические гимны, возжигать священный огонь Агнихотру, совершать обряд омовения мурти (алтарных фигурок) Рамы. А завершается веселье щедрым угощением.

23 апреля — Шри Баларама-расаятра (Весенний танец Господа Баларамы); Шри Кришна-васанта-раса (Весенний танец Господа Кришны)

***

5 и 19 апреля — ведические посты на экадаши, соответственно за Папамочани-экадаши и Камада-экадаши. «Экадаши» означает «11-й день растущей или убывающей Луны». В такие дни принято поститься на пищу из злаковых и зернобобовых растений. Каждый такой экадаши имеет собственное название и свою славную историю. Экадаши считаются особо могущественными и благоприятными событиями для духовной жизни человека.

Подготовил Юрий Плешаков