Поток обращений в чат «Мошеловки» о псевдоподработках не иссякает. Лидируют истории про «предложения» на маркетплейсах. Схема проста и привлекательна настолько, что ее участники со временем только актуализируют поводы. На втором месте – бронирование отелей.
Сценарий «Купи то – не знаю что»
На бирже вакансий в сети или в Telegram будущей жертве поступает предложение о возможности подработать на маркетплейсах. При этом ни опыт, ни стаж не имеют значения. Зона ответственности – написание отзывов, лайки, оценки на продаваемые товары для якобы продвижения.
«Работодатель» ставит задачи для выполнения напрямую в личной переписке или в чате единомышленников. Последний вариант помогает убедить пострадавших в принадлежности к рабочей группе. Затем после написанных откликов или лайков просят сделать выкуп товара с указанной страницы по предложенной схеме.
Оплата – процент от покупки. Сначала суммы в обороте небольшие, и деньги возвращаются с процентами. Жертва наблюдает за их накоплением на несуществующем в действительности сайте, где должна зарегистрироваться, заполнив анкету с личными данными. Ставки растут, и для выполнения очередного задания всегда не хватает средств. Так пострадавших вынуждают постоянно добавлять реальные деньги. В итоге вернуть свои вложения уже не удастся.
История пострадавшего
Девушка, которая поделилась своей историей в чате «Мошеловки», остро нуждалась в заработке. Семья вместе с маленьким сыном болела, бессонные ночи притупили бдительность молодой матери. Героиня согласилась на предложение мошенников заработать на написании «отзывов» и «оценках» на так называемых маркетплейсах.
Потенциальную жертву включили в чат, где она оказалась в группе исполнителей, в реальности оказавшихся ботами. Ничего не подозревая, девушка наблюдала поступления отчетов о проделанной работе, переводах и прочих маркетинговых хитростях.
В первый день все прошло гладко, задания она выполняла верно и в срок. Потом «менеджер» Лилия прислала ссылку на «магазин», откуда девушке нужно было выкупить товар за свои деньги. Обещали, что потраченные 1050 рублей вернутся уже с начисленным за работу процентом. Из-за незначительной суммы героиня рискнула и перевела деньги на карту физлица, не обратив на это внимания. На этом этапе девушка могла уже сама отслеживать на непонятном сайте свой «заработок».
Затем поступили еще три задания для другого «магазина», которые убедили жертву в эффективности принятого предложения. Дальше был еще один чат с цепочкой заданий на псевдомаркетплейсах и растущим заработком на странице, только суммы и обещанные проценты росли, а задания становились более срочными.
В очередной раз пришла задача выкупить товар почти на 130 тысяч рублей, чтобы заработать 165 тысяч. Задание было написано очень мелким шрифтом, давалось мало времени, а «менеджер» торопила, не давая подумать. Девушка запаниковала, что не сможет вывести заработанные деньги.
Последней каплей стала заявка на выкуп суммой 265000 рублей, чтобы заработать 500 тысяч. В страхе, что это единственная возможность вернуть средства, девушка понесла в банк последние деньги, заплатив огромную комиссию. Буквально тут же пришли еще задания сроком выполнения в три минуты. Не успев их сделать, героиня увидела возмущения «менеджера», которые напоминали нескладный язык бота. Для исправления ошибки от нее требовали сделать выкуп на 400 тысяч рублей, чтобы заработать вдвое больше.
Тут жертва прозрела, позвонила мужу, в банк и отправилась в полицию. В это время «менеджер» Лилия по-прежнему настаивала на завершении «миссии». Последним верным шагом героини в этой ситуации стал отказ от блокировки всех контактов, чтобы во время расследования полиция могла воспользоваться данными.
Еще несколько историй наших читателей написаны будто под копирку, по тому же сценарию. Максимальные денежные потери одной из героинь составили 90 тысяч рублей – своих, а не выведенных на экран мошенниками в качестве «заработка».
Сценарий «Бронь отелей»
В этой схеме обмана жертве предлагают заработок на сервисах бронирования отелей. Человек должен зарегистрироваться на фишинговом сайте, как правило, оставив важные личные данные. Далее предлагают ставить оценки и лайки, присылать скрины, а взамен – небольшой заработок, процент.
С жертвой работает личный «менеджер» напрямую или в так называемой группе, которую создают для убедительности. Мошенники ведут соискателя от малых трат к большому обману, чтобы не вызвать подозрений сразу. Когда нужное количество лайков выставлено, переходят к следующему этапу: человека просят оплатить бронь, внеся депозит на сайте, причем не на юрлицо, а на чью-то личную карту.
Далее все идет по первому сценарию: задания на быстро растущие суммы в кратчайшие сроки, чтобы работник не успел одуматься, невозможность вывести деньги, если не внести еще большую сумму. И так длится до тех пор, пока воронка не засосет в долговую яму.
История пострадавшего
Читательница «Мошеловки» получила предложение о заработке в СМС. Ей нужно было зарегистрироваться на сайте бронирования отелей roomcloud-agency.com. Человек, представившийся менеджером, дал задание ставить оценки и лайки за проценты, которые сначала в действительности возвращались
На следующем этапе попросили внести депозиты из личных средств для брони номеров за более привлекательный процент. В первый же день героиня заработала две тысячи рублей, во второй – четыре. А на третий девушка ушла в минус, потеряв 52 тысячи рублей. Ее попросили внести 62 тысячи, чтобы вывести полученный заработок, но подписчица поняла, что попала на крючок мошенников. Диалог с горе-работодателем был завершен.
Работа над ошибками
- Не отвечайте на предложения о работе, если они пришли от неизвестного номера, особенно, если не было запроса на работу от вас.
- Отказывайтесь от работы сразу, как вам начнут предлагать какие-то опции, требующие внесения денег вами (выкуп лотов, покупка товаров или услуг с обещанием возместить деньги, оплата обучения и тд).
- Одним из ярких маячков обмана является счет, на который просят перевести деньги: все переводы в компании должны выполняться на юридическое лицо (или в рамках оплаты системы маркетплейса), а не на карту мифического Ивана Ивановича Иванова.
- Нельзя регистрироваться на сервисах, вводя излишне много личных данных (паспортные, карты со сроком обслуживания, CVV-кодом).
Если вы или ваши знакомые стали жертвой обмана псевдоработодателей, расскажите, пожалуйста, о своем опыте в комментариях. Возможно, ваша история убережет кого-то от неприятностей и сохранит нервы и имущество.