Ассоциации - умение мозга быстро обучаться

Важными аспектами взаимоотношений является способность к ассоциациям и диссоциациям - умению синхронизироваться с другим человеком, объектом или, наоборот, отстраняться от них.

Тема этой статьи – ассоциации. Про диссоциации поговорим в следующий раз.

Для чего такая способность нам дана и почему её необходимо развивать и совершенствовать?

Без ассоциативных образов невозможно понять другого человека; без синхронизации с ресурсными состояниями, которые были раньше в нашей жизни, не получится пережить приятные воспоминания и формировать долгосрочные намерения, строить планы…

Способность к ассоциации нам дана с рождения. Маленький ребёнок таким образом учится воспринимать этот мир, наполнять его понятиями и образами. Он подражает родителям, тем кто рядом с ним и даже животным. Таким образом он примеряет на себя роли и учится восприятию окружающего мира – это способ социализации человека.

Однако, чем старше становится ребёнок, тем больше в его арсенале присутствует разных навыков и умений, и он уже может выбирать осознанно кому или чему подражать. К моменту взросления способность к ассоциативному взаимодействию часто уходит вглубь подсознания, а на его место выступает та часть психики, которая стремится быть максимально индивидуальной. К тому же накапливается личный опыт, который содержит субъективные переживания, присущие только конкретному человеку. Из-за этого ассоциативное восприятие также утрачивает главенствующую роль, играющую в младенчестве и детские годы.

Но больше всего мешает ассоциативному восприятию негативные эмоции и отрицание чего-то или кого-то в себе или в другом. Тогда появляется фильтр восприятия, который препятствует естественному ассоциативному мышлению и человеку может казаться, что он становится отделенным, одиноким, что его не понимают или не принимают. Поэтому развивать и поддерживать способность к ассоциативному восприятию является для человека естественной и жизненно необходимой, чтобы чувствовать себя уверенным, успешным, умиротворённым. Не зря в нашем языке столько словосочетаний и оборотов связанными с ассоциациями, такими как: «поставь себя на место другого»; «попробуй меня понять»; «два сапога пара» и так далее.

Для иллюстрации, как работает ассоциативное мышление, приведу житейскую историю.

Пятнадцатилетняя дочь собирается с классом на зимних каникулах поехать в путешествие в другой город. Стоит холодная погода, но при сборе вещей дочка наотрез отказывается брать с собой тёплое пальто. Недавно ей было куплено демисезонное пальто, красивое и модное, в котором она эффектно смотрится. Поэтому все доводы мамы о том, что дочь может заболеть, а это повлечёт за собой цепь неприятных событий, так как она учится в выпускном классе и отставание от занятий чревато неприятными последствиями, не помогли.

Мать по-разному пыталась воздействовать на девочку: объяснять, доказывать, просить, приводила разумные аргументы и доводы, но все они разбивались о стену закрытости подростка, девочка настаивала на своём. Казалось, ситуация зашла в тупик, мать и дочь не могли друг друга понять.

До поездки оставалось пару дней, и мама решила взять паузу. Она прекратила прения и бессмысленные споры, и решила поразмыслить над ситуацией вечером.

Собираясь ложиться спать, женщина спонтанно вспомнила свою раннюю молодость. В школьные годы она среди сверстников часто бывала заводилой. Потом автоматически пришло сравнение себя с дочкой, и она мысленно даже воскликнула: «Как же она похожа на меня!» - И тут поняла, почему девочка так противилась и сопротивлялась её доводам. Вспомнив себя в таком же возрасте, она осознала, как важно было для неё мнение одноклассников! А дочка, к тому же, была первой красавицей в классе, и не раз делилась, что на неё обращают внимание мальчики, а девочки прислушиваются к её мнению и смотрят во что она одета.

И тогда пришёл ответ.

Разные люди или разный возраст?
Разные люди или разный возраст?

На следующий день мать предложила дочери решение, что они вместе модернизируют зимнее пальто: приталят его и украсят модными аппликациями, плюс к этому согласилась купить юной моднице новую шапку и шарф. И как же удивительно было взрослой женщине видеть, как ещё вчера строптивая и непослушная дочь, сегодня превратилась в радостного подростка, которого поняли, поддержали, да ещё согласились купить обновки! Вчерашняя неразрешимая проблема, сегодня превратилась в радостные надежды и совместное творчество. А главное - восстановились взаимопонимание и согласие в семье.

Так что же нужно, чтобы восстановить ассоциативное мышление?

Ответ прост и труден одновременно. Необходимо выйти из формата мышления эгоцентрика, когда мир крутится вокруг себя и взглянуть на мир глазами того человека, с кем происходит взаимодействие. Тогда возникает интуитивное понимание, уходят разногласия, возникает эмпатия, синхронизация и часто понимание приходит даже без слов.

Чтобы восстановить такой формат взаимодействия чаще улыбайтесь, прежде всего внутреннему себе. Добрая улыбка автоматически включает ответную реакцию эмпатии. Хорошо работают вопросы, типа: «Правильно ли я тебя понял или поняла?» Это развивает критическое мышление и позволяет увидеть ситуацию глазами другого человека.

А самое главное - учиться образному мышлению, воображению, развивать память, они неотъемлемая часть осознанности. Это не только полезно, но и внесет много интересности в жизнь, раскрасит её.

Легко синхронизироваться друг с другом, созерцая красоту природы или слушая прекрасную музыку. Когда мы делаем это вместе, впечатления и эмоции усиливаются, становятся многограннее, сочнее. Наши победы и радости только таковыми являются, если мы признаны другими, и они находят отклик в сердцах других людей. Только среди других людей человек может ощущать себя реализованным и быть счастливым.

Источник: сайт об осознанности «Странники жизни»