453,9K подписчиков

Если в голове у вас чужая культура, то туда будет тянуть всё время

2K прочитали
Рособрнадзор подтвердил информацию о том, что школьники смогут использовать в качестве примера-аргумента сюжеты из компьютерных игр, манги и аниме в ЕГЭ по «русскому языку» в 2024 году.

Рособрнадзор подтвердил информацию о том, что школьники смогут использовать в качестве примера-аргумента сюжеты из компьютерных игр, манги и аниме в ЕГЭ по «русскому языку» в 2024 году. Понятно, когда ты ссылаешься на классиков или на опыт дедушки, который воевал в Великую Отечественную войну. А ссылаться на свои ощущения, воспоминания от просмотра анимешных персонажей, или как я уничтожал монстров, играя в видеоигру, - мне не совсем понятно. На сайте Федерального института педагогических изменений такое новаторство есть. На Ваш взгляд, какое аниме можно написать в сочинении по «русскому языку» на ЕГЭ?

Сергей Михеев: К вопросу о двойных стандартах. Вроде бы говорим правильные слова, что «Надо что-то менять, Россия - цивилизация», «Давайте поддерживать российскую культуру, традиционные ценности, создадим гармоническую личность». А дела какие? Насколько они соответствуют этим декларациям? Говорят: «Мы тоже за традиционные ценности, за цивилизационную идентичность. Вот поэтому аниме». То ли это непонимание, то ли саботаж, то ли откровенное издевательство - трудно сказать! Что значит можно ссылаться на аниме и компьютерные игры, если это зарубежная продукция? Это означает, что можно не читать книги. Зачем их читать, если даже в сочинении по «русскому языку» можно ссылаться на японский мультик? Зачем читать книги, если мне достаточно поиграть в видеоигру? Стимулов для чтения становится еще меньше, в том числе для чтения русской классики.

Это к вопросу о «гармонической личности». Недавно поручение президента было сформировать образовательную программу, которая будет способствовать созданию гармонической личности. Аниме, компьютерные игры, видимо, расцениваются как гармоническая личность! Первое: нет стимула что-то читать, потому что без этого можно обойтись. Второе: вы всё рассказываете человеку про российскую культуру, а ориентируете его на не самые лучшие образцы зарубежной культуры. Что такое аниме? Например, есть порнографические аниме.

Я не в курсе.

Сергей Михеев: Я видел в Интернете всевозможные рекламы. Чего там только нет - зверские вещи под видом мультфильмов! В Афганистане были мины-ловушки в виде детских игрушек, внутри заряд, который отрывает вам руки и ноги. Такой продукции сейчас огромное количество в мире под видом мультфильмов. Дети, принимая мультипликационную форму, не отсекают ее саморазрушительное содержание. А про компьютерные игры, где отрывают головы, выпускают внутренности, отрубают руки и ноги, Вы слышали?

Про это слышал.

Сергей Михеев: На такие игры тоже можно ссылаться? Такое впечатление, что президент заявляет одно, а внизу отвечают: «Говори, говори! Мы всё равно своё будем пропихивать, иностранные помои проталкивать, а ты пиши свои указы, послания сочиняй. А мы здесь будем с детишками работать и воспитывать, как мы считаем нужным». У меня возникает такое впечатление. Представьте себе, когда мы учились в советской школе, я бы начал в сочинении ссылаться на мультфильм «Ну, погоди»? Это было бы странно, мягко говоря. Тогда перечислите список, на какие аниме и компьютерные игры можно ссылаться, а на какие нельзя.

Море продукции, причем большая часть сомнительная с точки зрения морали, нравственности, этики, с точки зрения сохранения культурного наследия и подъема образовательного и культурного уровня. Я с утра до вечера играю в «стрелялки», и этого получается достаточно, чтобы писать сочинения по «русскому языку»? Зачем мне Достоевский и Толстой? Я вполне образованный человек: написал сочинение, как видел в игре, где отрывается голова. Запятые правильно расставил -молодец, свободен. Всё-таки пора от правильных слов переходить к правильным смыслам!

При обосновании своей точки зрения экзаменуемый может приводить следующие примеры-аргументы: из жизненного опыта экзаменуемого (традиционный опыт своего или чужого народа, точка зрения близкого или авторитетного человека и т.д.), из читательского опыта экзаменуемого (произведение художественной, научно-популярной литературы и т.д.), из историко-культурного опыта (музыка, архитектура, театр, радио или телепередача и т.д.). Молодое поколение не согласно с тем, что нельзя в итоговом выпускном сочинении по «русскому языку» ссылаться на аниме, комиксы и видеоигры. Человек пишет: «Три года назад сдавал ЕГЭ и привел в пример Boruto [манга; это японские комиксы]. Привел в пример в контексте конфликта отцов и детей, и мне зачли максимальный балл по сочинению». То же самое пишут про компьютерные игры, что есть серьезные игры по известным мировым произведениям. Может быть старое поколение уже отстало? Аниме – это наш смысл жизни?

Сергей Михеев: Когда я был молодым, мне тоже всё не нравилось. Потом понял, что всё, чему учило старшее поколение, было правильным. Всё приходит с возрастом, на то она и мудрость. Одна из проблем современной цивилизации состоит в том, что она заигрывает с молодежью как с потенциальным потребителем. Поэтому отсутствие жизненной мудрости превозносится как якобы прогрессивность мышления, потому что людей без мудрости в голове легче сделать квалифицированными потребителями и ими легче манипулировать. Так как традиционное общество системно разрушается, как и религиозное, то одно из главных ваших преимуществ - это молодость. «Вот молодость», «Вот молодые считают». А на основании чего? У них достаточно личного, профессионального опыта? Нет, недостаточно. На основании того, что им так нравится, им так удобнее.

Современная массовая культура, для которой они и являются главным потребителем и главным объектом одурачивания, так им и преподнесла эти вещи. Например, Украина: там подросло поколение, уверенное, что Бандера был героем. Им старшее поколение говорит: «Вы что? Мы вместе воевали! У нас история». Но нет: «молодежь так считает». Мало ли, что считает молодежь? Вопрос в том, что полезно, а что нет; что будет работать, а что не будет; что хорошо, а что плохо. Это первое.

Второе: напишите список игр, комиксов, мультфильмов, на которые можно ссылаться. Третье: конфликт отцов и детей. «На Тургенева ссылаться не надо: достаточно посмотреть мультфильм». Тогда какого гражданина вы хотите воспитать? Вы думаете, что гражданин России может быть суверенным, если он будет полностью погружен в иностранные мультфильмы и «стрелялки»? Тогда зачем разговоры про суверенитет, национальную культуру, необходимость ее сбережения, про цивилизацию?

Если у вас в голове будут манги, то вы не будете суверенным гражданином России: вам всё время будет хотеться туда, откуда манги! Это и есть «борьба за умы»! Это можно не понимать или от недостатка квалификации, или от молодости. Молодому поколению на Украине внушили, что они нерусские, что русские - это плохо, а европейцы - это хорошо. Вот мы теперь и проливаем кровь! Учитель и родитель создают гражданина, и, что у него в голове будет заложено, на каких примерах его будут воспитывать, такое «духовное подданство» он и будет иметь. Если вы ребенка воспитали на иностранных культурных ценностях, то он никогда не будет патриотом России: ему будет всё это чуждо, он не понимает, для чего и куда это. Его всё время будет тянуть туда; ему будет хотеться, чтобы здесь было, как там. А если вы говорите, что «там наши враги», то он не понимает - у него культурный разрыв. «Как же они наши враги, если я всё детство вырос на них? Они не могут быть врагами. Значит, враги те, кто говорят мне, что они враги».

Борьба за реальный суверенитет начинается с воспитания маленького ребенка. Если в голове у вас чужая культура, то вас туда будет тянуть всё время. Вам оттуда будут диктовать, что делать, как жить. Поэтому американцы огромное количество средств и усилий вложили и продолжают вкладывать в раскрутку своей массовой культуры как мировой. Китайцы в какой-то момент это осознали и стали вкладывать деньги в популяризацию китайской культуры. Они уже поняли, а мы всё пытаемся современничать, интересничать и быть похожими на них. Это путь в никуда, к проигрышу. В итоге поле боя выиграете, а поле битвы в головах проиграете. Кровь, которая проливается сейчас на поле боя, будет бессмысленной.